СОЦИАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИЯ

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Социальная дистанция
термин, характеризующий различия в положении людей в обществе.

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005

СОЦИАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИЯ
Аспект кинетики, определяющий, какую дистанцию мы поддерживаем, общаясь с друзьями и знакомыми.

Источник: Ойстер К. Социальная психология групп. 2004

СОЦИАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИЯ
термин, характеризующий различия в положении людей в обществе (см. также Дистанция психологическая).

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

Дистанция социальная
величина, характеризующая степень социальной близости или отчужденности в социально-политическом пространстве между отдельными индивидами и социальными группами.

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005

Социальная дистанция
степень отдаленности между группами или индивидами в обществе. В результате психического расстройства могут возникать: а) отдаление, отчуждение от людей и общества и б) чрезмерная фамильярность, неразборчивая общительность, игнорирование принятых норм социального дистанцирования (некоторые психиатры используют выражение «не соблюдает дистанцию», обозначая им расторможенность либо аутизм наизнанку).

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ДИСТАНЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
1. Социально-психологические различия, существующие между социальными группами людей, занимающими разное положение в обществе, имеющими, например, различные доходы, разное образование, различную культуру и т. п. 2. Степень близости личных или деловых взаимоотношений, которые складываются между людьми. Чем лучше такие взаимоотношения, тем меньше Д.с. между соответствующими людьми, и наоборот: чем хуже взаимоотношения, тем больше Д.с. между ними. 3. Мера разделенности людей и социальных групп в обществе, в системе так называемых вертикальных и горизонтальных социальных отношений. См. группа социальная, дистанция психологическая, отношения по вертикали, отношения по горизонтали.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

СОЦИАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИЯ
Вообще – степень отдаленности между группами или индивидами в обществе. Социальная дистанция – сложное понятие, отражающее модели личного и социального взаимодействия, степень близости между людьми в обществе и их взаимной симпатии к ценностям и идеалам друг друга. Она характеризуется различными способами, от степени, в которой данный слой общества является доступным для людей из другого слоя, до внутреннего ощущения неравенства, которое имеется у индивида относительно определенной части общества, до того, насколько охотно человек общается с человеком из другой социальной группы. Обратите также внимание, что часто используются термины горизонтальный и вертикальный для обозначения социальной дистанции между людьми одного и разных социально-экономических классов соответственно.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Дистанция социальная
лат. distantia — расстояние] — восприятие различия социального статуса участниками социального взаимодействия. Инструментом эмпирического измерения Д. с. является так наз. шкала Богардуса (по имени сконструировавшего ее амер. социолога). Реальную основу Д. с. составляют объективные (социальные, экономические, политические и т.п.) различия между группами. В социальной психологии термином Д. с. определяется расстояние, которое индивид стремится сохранить между собой и др. человеком. В повседневном языке феномены увеличения или сокращения Д. с. описываются афоризмами типа: "Поставить на место", "Поговорить без формальностей" и т.п. Д. с. поддерживается в социальной практике всевозможными ритуалами и знаками различия. Д. с. функционально необходима для организации совместной деятельности. П.Н. Шихирев

Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005

Социальная дистанция
внутреннее ощущение неравенства, которое имеется у индивида относительно кого-то, принадлежащего к другой части общества.
Браки с лицами, выше нас стоящими, всегда ведут ко всяким неприятностям. Я не хочу, чтобы мой зять мог попрекнуть мою дочь родителями, чтобы их дети стыдились называть меня бабушкой (Ж.-Б. Мольер, Мещанин во дворянстве).
Ср.:
Брось, моряк!
Не зови ты на помощь норд-веста:
Мисс из знатной семьи,
Мисс другого невеста.
(Песня)
И двери богатых стыдятся нищих (пословица).
Генерал стоит над нами, –
Оробеть пред ним не грех.
Он не только что чинами,
Боевыми орденами, –
Он годами старше всех!
(А. Твардовский, Василий Теркин)
Ср. растеряться, не теряться.

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

ДИСТАНЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
степень понимания и близости, которые характеризуют личностные и вообще социальные отношения. Люди испытывают Д. с. не только по отношению к индивидам, с которыми они контактируют, но и по отношению к классам и расам. Чувство Д. с. актуализируется в ситуациях противоречия между «расовым» или «классовым» сознанием (и, соответственно, осознанием своего статуса) и складывающимися межличностными отношениями. Напр., хозяйка дома м. б. в самых близких отношениях со своей кухаркой, но такие отношения поддерживаются до тех пор, пока кухарка сохраняет «приличную дистанцию» (Р. Парк, 1950). Это своего рода социальный ритуал, который удерживает кухарку на ее месте, особенно в присутствии гостей. Каждый, в идеале, способен иметь отношения с любым человеком, при условии, что тот сохраняет приличную Д. с. Важность этой личностной сдержанности, которая неизбежно появляется, чтобы в некоторой мере зафиксировать и обставить условностями спонтанные человеческие отношения, состоит в том, что она проявляется во всех формальных социальных и политических отношениях.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

Дистанция социальная
от лат. distantia — расстояние] — видение качественных различий своих социальных позиций партнерами или оппонентами в рамках взаимодействия и общения. Значимость подобной характеристики межличностных взаимосвязей подтверждается, в частности, разработкой специального методического приема — шкалы Е. Богардуса. Понятно, что объективно социальная дистанция отражает реальные социально-статусные, политические, национальные, экономические, возрастные различия между группами, членами которых считают себя субъекты взаимодействия и общения. В рамках социальной психологии малых групп понятие «социальная дистанция» обозначает, как правило, то личностное расстояние, которое ощущает, воспринимает как действительно существующее, пытается сократить или вообще преодолеть индивид в условиях подлинного социального сотрудничества и партнерства, а также стремится сохранить, а по возможности, и преумножить неготовый к межличностной идентификации участник взаимодействия и общения, ориентированный на межличностную конфронтацию. Не лишним будет отметить, что и в обыденной жизни данная характеристика взаимосвязей между взаимодействующими людьми является немаловажной — достаточно упомянуть, что и «в повседневном языке феномены увеличения или сокращения социальной дистанции описываются афоризмами типа: “поставить на место”, “поговорить без формальностей” и т. п.» (П. Н. Шихирев). Когда речь идет о социальной дистанции, то в социологическом, экономическом, демографическом планах, понятно, можно говорить об объективных основаниях социальной дифференциации субъектов, будь то отдельные личности или группы. В то же время в социально-психологическом плане решающим основанием подобного «разведения» субъектов социального контакта является, прежде всего, субъективная оценка того «разрыва», которые в сознании каждого из участников взаимодействия существует между ним самим и его партнером — оппонентом. В данном случае не столь важно, касается ли дело отдельных личностей или групп — коллективных субъектов. Существенно более значимо здесь то, что лежит в основе сравнения — механизмы идентификации и конфронтации. Немаловажным будет в данном случае подчеркнуть, что для экспериментального определения в сознании того или иного субъекта самого факта наличия социальной дистанции при оценке им своего позиционирования среди других субъектов социального взаимодействия специально создана, апробирована и сегодня достаточно широко используется методика «подставной самооценки».
Как уже отмечалось выше, в социальной психологии понятие «дистанция» тесно связано с понятием «близость», являясь его противоположностью. Это отчетливо проявляется и на уровне физической реальности, в пространственном размещении партнеров по общению и взаимодействию по отношению друг к другу. Как отмечает В. А. Лабунская, «...характер взаимодействия и взаимоотношения людей определяет некоторые оптимальные расстояния между ними»1. Как показали многочисленные исследования, социальная и физическая дистанции находятся в прямой зависимости — с возрастанием первой, как правило, увеличивается вторая. Американский психолог Е. Холл, «...описал нормы приближения человека к человеку, характерные для североамериканской культуры. Эти нормы определены четырьмя расстояниями. Указанные расстояния представляют концентрические пространства с субъектом общения в центре: 1) интимное расстояние (радиус) от 0 до 45 см используется при общении самых близких людей; 2) персональное расстояние от 45 до 120 см используется при общении со знакомыми людьми; 3) социальное расстояние от 120 до 400 см оказывается предпочтительным при общении с чужими людьми и при официальном общении; 4) публичное расстояние от 400 до 750 см используется при выступлении перед различными аудиториями...
В отечественной психологии получены данные, которые свидетельствуют, что изменение величины межличностной дистанции в рамках культурного стереотипа носит групповой характер. Например, увеличение дистанции общения с лицами старше по возрасту, отдаление незнакомых, приближение “родственников”. При этом жесткость стереотипа культурного поведения ярче выступает у лиц с повышенной тревожностью. Высокий уровень тревожности, являясь фактором неполной адаптации, вызывает реакцию “избегания”, которая проявляется в увеличении дистанции общения. Выбор дистанции общения практически осуществляется неосознанно, но, несмотря на это, человек всегда реагирует, если реальная дистанция не соответствует норме...
Нарушение оптимальной дистанции общения воспринимается партнерами негативно, и они пытаются ее изменить, что приводит к возникновению “эффекта движущегося общения”»2. Последний представляет собой своеобразный «танец», в рамках которого на каждую попытку одного из партнеров сократить дистанцию немедленно следует ответный ход другого, направленный на ее увеличение. Совершенно очевидно, что такого рода танец, в ходе которого неизбежно возрастает напряжение обеих сторон, существенно снижает эффективность взаимодействия и, как правило, в конечном счете, способствует увеличению социально-психологической дистанции.
Еще одним важным с практической точки зрения проявлением данной взаимосвязи является так называемое личностное или персональное пространство: «По определению Р. Соммер, это пространственная сфера вокруг человека, очерченная мысленной чертой, за которую другим не следует входить. Мерой персонального пространства является расстояние, на которое к данному человеку может приближаться другой человек. Персональное пространство не является кругообразным, его удаленность в разные стороны не равна»3. В этом легко убедиться на практике.
Так, например, в плотно заполненном вагоне метро люди, как правило, располагаются параллельно линии движения, лицом к окну, инстинктивно стремясь тем самым избежать тесного контакта «лицом к лицу».
Несанкционированное вторжение в личностное пространство неизбежно приводит к попыткам увеличить дистанцию, либо к агрессии в адрес «нарушителя».
Размер и структура персонального пространства и персонализированной территории в значительной степени отражают такую личностную характеристику, как дистанцированность. Под дистанцированностью Э. Эриксон понимал «...готовность человека отвергать, изолировать и, если необходимо, разрушать те силы и тех людей, сущность которых кажется ему опасной. Потребность в определенной дистанции проявляется, в частности, в готовности укреплять и защищать границы своей территории интимности и общности, рассматривая всех находящихся за этими границами с фанатичной “переоценкой малейших различий” между своими и чужими»1.
Надо сказать, дистанцированность, с точки зрения концепции психосоциального развития, отнюдь не представляет собой деструктивную антитезу близости и интимности, а, скорее, является их неотъемлемой частью. Вместе с тем совершенно очевидно, что гипертрофированная дистанцированность, особенно у молодых людей, может целенаправленно эксплуатироваться авторитарными личностями и тоталитарными режимами. На это прямо указывал в своих работах Э. Эриксон: «Такая предубежденность (против “чужих” — В. И., М. Ю.) может использоваться в политике и, в частности, в военной политике, для формирования у самых сильных и самых лучших молодых людей готовности жертвовать собой и убивать. Наследуемая из отрочества опасность — оказаться там, где отношения интимной привязанности, соревнования и вражды, с одной стороны, связывают, а с другой — используются друг против друга людьми, близкими по своему внутреннему складу»2.
Кроме того, в современной социальной психологии проблема дистанцированности и социальной дистанции увязывается с таким явно дисфункциональным с точки зрения личностного благополучия и, более того, попросту опасным как для психического, так и соматического здоровья индивида явлением, как одиночество. По определению Д. Майерса, «одиночество — постоянное или временное, — болезненное сознание того, что наши социальные взаимоотношения не столь обширны или значимы, как нам хотелось бы. ... Быть одиноким — значит чувствовать, что ты исключен из группы, что тебя не любят окружающие, что тебе не с кем поделиться своими интересами или что ты — чужой среди своих»3.
Крайние проявления одиночества Дж. Морено характеризовал как «социальную смерть». Как отмечает Г. Лейтц, «речь здесь идет не о смерти души и тела, не о том, как мы умираем изнутри, а о том, как мы умираем извне. ... Таким людям необходимо обрести новых друзей и партнеров, ибо, с точки зрения выявления причин болезни, гораздо перспективнее иметь дело с нарушениями в структуре их социального атома, нежели с их физическими или психическими недугами»4.
Совершенно очевидно, что тенденция к конфронтации в межличностном взаимодействии существенно осложняет, а в целом ряде случаев и вовсе исключает обретение новых друзей и партнеров. Не случайно, по данным целого ряда исследований, «одиноким людям часто очень трудно представить себя во время знакомства, позвонить по телефону и принять участие в групповой дискуссии. ... В противоположность людям, не страдающим от чувства одиночества, во время разговора с незнакомым человеком одинокие больше говорят о себе и менее заинтересованы в собеседнике. После таких разговоров у новых знакомых часто остается негативное впечатление об одиноких людях»1.
Таким образом, социальная дистанция напрямую связана с целым рядом серьезных социальных и личностных проблем. В групповом контексте индивиды с выражено повышенной дистантностью могут существенно тормозить процесс развития группы, создавая многочисленные труднопреодолимые препятствия на пути ее интеграции.
Практический социальный психолог должен в своей повседневной профессиональной работе опираться на научно выверенную информацию о том, какова и в количественном, и в качественном плане субъективно воспринимаемая социальная дистанция между членами группы или организации, и стремиться не допустить, чтобы процесс групповой дифференциации привел к разрушению целостности группы.

Источник: Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. 2007

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF

Социальное дистанцирование и политическое участие

Миронов Андрей Владимирович
В статье рассматривается проблема участия гражданина в политическом процессе, связанная с трудностями социальной коммуникации.
Читать PDF

Преодоление социальной дистанции в начальной школе

Дянкова Г., Чангалова В.
Читать PDF

Межкультурные взаимодействия и социальная дистанция

Донцов Александр Иванович, Перелыгина Елена Борисовна, Караваева Людмила Петровна
Активизация межкультурных взаимодействий делает актуальным изучение представлений об оптимальной социальной дистанции и перспективах вхождения в межкультурную профессиональную группу.
Читать PDF

Деньги как средство формирования социальной дистанции

Максакова Р. В.
В статье рассматривается явление денег как средство формирования социальной дистанции. Представлены дополнительные функции, приобретаемые деньгами в современном обществе потребления.
Читать PDF

Социально-психологические аспекты дистанционного обучения

Л. В. Музыка
Читать PDF

Влияние этнической идентичности на социальную дистанцию личности

Кудинова И.Б., Кислицин А.И., Нурекеева А.Б.
В предлагаемой читателям статье обсуждаются результаты эмпирического исследования, в котором приняли участие студенты Российского университета дружбы народов. Выборка состояла из латиноамериканцев, китайцев и русских.
Читать PDF

Социальная дистанция через призму религиозных установок молодежи

Батанина И. А., Константинова Л. А.
На основе исследований особенностей религиозных установок молодежи Тульской области определен характер социальной дистанции, что позволило предложить рекомендации по развитию духовно-нравственного направления молодежной политики в
Читать PDF

Дистанционное обучение по курсу социально-экономической картографии

Кислова В. А.
Современные компьютерные информационные технологии служат основой создания нового способа получения образования дистанционного обучения (ДО). Дистанционное изучение картографии новое, перспективное направление.
Читать PDF

Психологический анализ социальной дистанции в постконфликтном регионе

Богуславская В.Ф., Гришина А.В.
В статье описывается проводимое в данный момент исследование уровня социальной дистанции в молодежной среде постконфликтных регионов (на примере Чеченской Республики и Ростовской области).
Читать PDF

Дистанционное образование в проблемном поле социально-гуманитарных наук

Матяева Инна Леонидовна
Представлен аналитический обзор изучения дистанционного образования в предметном поле социально-гуманитарных наук, который показал отсутствие единой парадигмы исследования.
Читать PDF

Вопросы дистанционного обучения специалистов социально-культурной сферы

И. И. Пашнина
Читать PDF

Социально-психологические аспекты управления дистанционными коллективами

Смирнова В. Е.
В статье впервые предпринята попытка унифицировать феномен телеработы и разъездного характера трудовой деятельности в соответствии с рядом критериев.
Читать PDF

Морфология технологической сказки: Интернет вещей и социальные дистанции

Барышников Павел Николаевич
Данная статья представляет собой попытку философского осмысления онтологического статуса вещи в эпоху социальной виртуализации и развития искусственных интеллектуальных систем.
Читать PDF

Социально-экономические аспекты дистанционного обучения студентов-инвалидов

Кондракова Эльвира Васильевна
Статья посвящена социально-экономическим аспектам исследования образования инвалидов в России.
Читать PDF

Функциональная составляющая социального контроля дистанционного образования

Романова Елена Владимировна
В статье рассматривается специфика функций дистанционного образования на региональном уровне.