Дистанция социальная это что такое Дистанция социальная: определение — Психология.НЭС
Социальная дискриминация СОЦИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

СОЦИАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИЯ

Найдено 9 определений термина СОЦИАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

СОЦИАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИЯ

Вообще – степень отдаленности между группами или индивидами в обществе. Социальная дистанция – сложное понятие, отражающее модели личного и социального взаимодействия, степень близости между людьми в обществе и их взаимной симпатии к ценностям и идеалам друг друга. Она характеризуется различными способами, от степени, в которой данный слой общества является доступным для людей из другого слоя, до внутреннего ощущения неравенства, которое имеется у индивида относительно определенной части общества, до того, насколько охотно человек общается с человеком из другой социальной группы. Обратите также внимание, что часто используются термины горизонтальный и вертикальный для обозначения социальной дистанции между людьми одного и разных социально-экономических классов соответственно.

Оцените определение:

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Дистанция социальная

лат. distantia — расстояние] — восприятие различия социального статуса участниками социального взаимодействия. Инструментом эмпирического измерения Д. с. является так наз. шкала Богардуса (по имени сконструировавшего ее амер. социолога). Реальную основу Д. с. составляют объективные (социальные, экономические, политические и т.п.) различия между группами. В социальной психологии термином Д. с. определяется расстояние, которое индивид стремится сохранить между собой и др. человеком. В повседневном языке феномены увеличения или сокращения Д. с. описываются афоризмами типа: "Поставить на место", "Поговорить без формальностей" и т.п. Д. с. поддерживается в социальной практике всевозможными ритуалами и знаками различия. Д. с. функционально необходима для организации совместной деятельности. П.Н. Шихирев

Источник: Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах

ДИСТАНЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

степень понимания и близости, которые характеризуют личностные и вообще социальные отношения. Люди испытывают Д. с. не только по отношению к индивидам, с которыми они контактируют, но и по отношению к классам и расам. Чувство Д. с. актуализируется в ситуациях противоречия между «расовым» или «классовым» сознанием (и, соответственно, осознанием своего статуса) и складывающимися межличностными отношениями. Напр., хозяйка дома м. б. в самых близких отношениях со своей кухаркой, но такие отношения поддерживаются до тех пор, пока кухарка сохраняет «приличную дистанцию» (Р. Парк, 1950). Это своего рода социальный ритуал, который удерживает кухарку на ее месте, особенно в присутствии гостей. Каждый, в идеале, способен иметь отношения с любым человеком, при условии, что тот сохраняет приличную Д. с. Важность этой личностной сдержанности, которая неизбежно появляется, чтобы в некоторой мере зафиксировать и обставить условностями спонтанные человеческие отношения, состоит в том, что она проявляется во всех формальных социальных и политических отношениях.

Источник: Словарь конфликтолога

Дистанция социальная

от лат. distantia — расстояние] — видение качественных различий своих социальных позиций партнерами или оппонентами в рамках взаимодействия и общения. Значимость подобной характеристики межличностных взаимосвязей подтверждается, в частности, разработкой специального методического приема — шкалы Е. Богардуса. Понятно, что объективно социальная дистанция отражает реальные социально-статусные, политические, национальные, экономические, возрастные различия между группами, членами которых считают себя субъекты взаимодействия и общения. В рамках социальной психологии малых групп понятие «социальная дистанция» обозначает, как правило, то личностное расстояние, которое ощущает, воспринимает как действительно существующее, пытается сократить или вообще преодолеть индивид в условиях подлинного социального сотрудничества и партнерства, а также стремится сохранить, а по возможности, и преумножить неготовый к межличностной идентификации участник взаимодействия и общения, ориентированный на межличностную конфронтацию. Не лишним будет отметить, что и в обыденной жизни данная характеристика взаимосвязей между взаимодействующими людьми является немаловажной — достаточно упомянуть, что и «в повседневном языке феномены увеличения или сокращения социальной дистанции описываются афоризмами типа: “поставить на место”, “поговорить без формальностей” и т. п.» (П. Н. Шихирев). Когда речь идет о социальной дистанции, то в социологическом, экономическом, демографическом планах, понятно, можно говорить об объективных основаниях социальной дифференциации субъектов, будь то отдельные личности или группы. В то же время в социально-психологическом плане решающим основанием подобного «разведения» субъектов социального контакта является, прежде всего, субъективная оценка того «разрыва», которые в сознании каждого из участников взаимодействия существует между ним самим и его партнером — оппонентом. В данном случае не столь важно, касается ли дело отдельных личностей или групп — коллективных субъектов. Существенно более значимо здесь то, что лежит в основе сравнения — механизмы идентификации и конфронтации. Немаловажным будет в данном случае подчеркнуть, что для экспериментального определения в сознании того или иного субъекта самого факта наличия социальной дистанции при оценке им своего позиционирования среди других субъектов социального взаимодействия специально создана, апробирована и сегодня достаточно широко используется методика «подставной самооценки».

Как уже отмечалось выше, в социальной психологии понятие «дистанция» тесно связано с понятием «близость», являясь его противоположностью. Это отчетливо проявляется и на уровне физической реальности, в пространственном размещении партнеров по общению и взаимодействию по отношению друг к другу. Как отмечает В. А. Лабунская, «...характер взаимодействия и взаимоотношения людей определяет некоторые оптимальные расстояния между ними»1. Как показали многочисленные исследования, социальная и физическая дистанции находятся в прямой зависимости — с возрастанием первой, как правило, увеличивается вторая. Американский психолог Е. Холл, «...описал нормы приближения человека к человеку, характерные для североамериканской культуры. Эти нормы определены четырьмя расстояниями. Указанные расстояния представляют концентрические пространства с субъектом общения в центре: 1) интимное расстояние (радиус) от 0 до 45 см используется при общении самых близких людей; 2) персональное расстояние от 45 до 120 см используется при общении со знакомыми людьми; 3) социальное расстояние от 120 до 400 см оказывается предпочтительным при общении с чужими людьми и при официальном общении; 4) публичное расстояние от 400 до 750 см используется при выступлении перед различными аудиториями...

В отечественной психологии получены данные, которые свидетельствуют, что изменение величины межличностной дистанции в рамках культурного стереотипа носит групповой характер. Например, увеличение дистанции общения с лицами старше по возрасту, отдаление незнакомых, приближение “родственников”. При этом жесткость стереотипа культурного поведения ярче выступает у лиц с повышенной тревожностью. Высокий уровень тревожности, являясь фактором неполной адаптации, вызывает реакцию “избегания”, которая проявляется в увеличении дистанции общения. Выбор дистанции общения практически осуществляется неосознанно, но, несмотря на это, человек всегда реагирует, если реальная дистанция не соответствует норме...

Нарушение оптимальной дистанции общения воспринимается партнерами негативно, и они пытаются ее изменить, что приводит к возникновению “эффекта движущегося общения”»2. Последний представляет собой своеобразный «танец», в рамках которого на каждую попытку одного из партнеров сократить дистанцию немедленно следует ответный ход другого, направленный на ее увеличение. Совершенно очевидно, что такого рода танец, в ходе которого неизбежно возрастает напряжение обеих сторон, существенно снижает эффективность взаимодействия и, как правило, в конечном счете, способствует увеличению социально-психологической дистанции.

Еще одним важным с практической точки зрения проявлением данной взаимосвязи является так называемое личностное или персональное пространство: «По определению Р. Соммер, это пространственная сфера вокруг человека, очерченная мысленной чертой, за которую другим не следует входить. Мерой персонального пространства является расстояние, на которое к данному человеку может приближаться другой человек. Персональное пространство не является кругообразным, его удаленность в разные стороны не равна»3. В этом легко убедиться на практике.

Так, например, в плотно заполненном вагоне метро люди, как правило, располагаются параллельно линии движения, лицом к окну, инстинктивно стремясь тем самым избежать тесного контакта «лицом к лицу».

Несанкционированное вторжение в личностное пространство неизбежно приводит к попыткам увеличить дистанцию, либо к агрессии в адрес «нарушителя».

Размер и структура персонального пространства и персонализированной территории в значительной степени отражают такую личностную характеристику, как дистанцированность. Под дистанцированностью Э. Эриксон понимал «...готовность человека отвергать, изолировать и, если необходимо, разрушать те силы и тех людей, сущность которых кажется ему опасной. Потребность в определенной дистанции проявляется, в частности, в готовности укреплять и защищать границы своей территории интимности и общности, рассматривая всех находящихся за этими границами с фанатичной “переоценкой малейших различий” между своими и чужими»1.

Надо сказать, дистанцированность, с точки зрения концепции психосоциального развития, отнюдь не представляет собой деструктивную антитезу близости и интимности, а, скорее, является их неотъемлемой частью. Вместе с тем совершенно очевидно, что гипертрофированная дистанцированность, особенно у молодых людей, может целенаправленно эксплуатироваться авторитарными личностями и тоталитарными режимами. На это прямо указывал в своих работах Э. Эриксон: «Такая предубежденность (против “чужих” — В. И., М. Ю.) может использоваться в политике и, в частности, в военной политике, для формирования у самых сильных и самых лучших молодых людей готовности жертвовать собой и убивать. Наследуемая из отрочества опасность — оказаться там, где отношения интимной привязанности, соревнования и вражды, с одной стороны, связывают, а с другой — используются друг против друга людьми, близкими по своему внутреннему складу»2.

Кроме того, в современной социальной психологии проблема дистанцированности и социальной дистанции увязывается с таким явно дисфункциональным с точки зрения личностного благополучия и, более того, попросту опасным как для психического, так и соматического здоровья индивида явлением, как одиночество. По определению Д. Майерса, «одиночество — постоянное или временное, — болезненное сознание того, что наши социальные взаимоотношения не столь обширны или значимы, как нам хотелось бы. ... Быть одиноким — значит чувствовать, что ты исключен из группы, что тебя не любят окружающие, что тебе не с кем поделиться своими интересами или что ты — чужой среди своих»3.

Крайние проявления одиночества Дж. Морено характеризовал как «социальную смерть». Как отмечает Г. Лейтц, «речь здесь идет не о смерти души и тела, не о том, как мы умираем изнутри, а о том, как мы умираем извне. ... Таким людям необходимо обрести новых друзей и партнеров, ибо, с точки зрения выявления причин болезни, гораздо перспективнее иметь дело с нарушениями в структуре их социального атома, нежели с их физическими или психическими недугами»4.

Совершенно очевидно, что тенденция к конфронтации в межличностном взаимодействии существенно осложняет, а в целом ряде случаев и вовсе исключает обретение новых друзей и партнеров. Не случайно, по данным целого ряда исследований, «одиноким людям часто очень трудно представить себя во время знакомства, позвонить по телефону и принять участие в групповой дискуссии. ... В противоположность людям, не страдающим от чувства одиночества, во время разговора с незнакомым человеком одинокие больше говорят о себе и менее заинтересованы в собеседнике. После таких разговоров у новых знакомых часто остается негативное впечатление об одиноких людях»1.

Таким образом, социальная дистанция напрямую связана с целым рядом серьезных социальных и личностных проблем. В групповом контексте индивиды с выражено повышенной дистантностью могут существенно тормозить процесс развития группы, создавая многочисленные труднопреодолимые препятствия на пути ее интеграции.

Практический социальный психолог должен в своей повседневной профессиональной работе опираться на научно выверенную информацию о том, какова и в количественном, и в качественном плане субъективно воспринимаемая социальная дистанция между членами группы или организации, и стремиться не допустить, чтобы процесс групповой дифференциации привел к разрушению целостности группы.

Источник: Азбука социального психолога-практика

Дистанция социальная

величина, характеризующая степень социальной близости или отчужденности в социально-политическом пространстве между отдельными индивидами и социальными группами.

Источник: Словарь по конфликтологии

Социальная дистанция

термин, характеризующий различия в положении людей в обществе.

Источник: Словарь по конфликтологии

Социальная дистанция

внутреннее ощущение неравенства, которое имеется у индивида относительно кого-то, принадлежащего к другой части общества.

Браки с лицами, выше нас стоящими, всегда ведут ко всяким неприятностям. Я не хочу, чтобы мой зять мог попрекнуть мою дочь родителями, чтобы их дети стыдились называть меня бабушкой (Ж.-Б. Мольер, Мещанин во дворянстве).

Ср.:

Брось, моряк!

Не зови ты на помощь норд-веста:

Мисс из знатной семьи,

Мисс другого невеста.

(Песня)

И двери богатых стыдятся нищих (пословица).

Генерал стоит над нами, –

Оробеть пред ним не грех.

Он не только что чинами,

Боевыми орденами, –

Он годами старше всех!

(А. Твардовский, Василий Теркин)

Ср. растеряться, не теряться.

Источник: Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь

Социальная дистанция

степень отдаленности между группами или индивидами в обществе. В результате психического расстройства могут возникать: а) отдаление, отчуждение от людей и общества и б) чрезмерная фамильярность, неразборчивая общительность, игнорирование принятых норм социального дистанцирования (некоторые психиатры используют выражение «не соблюдает дистанцию», обозначая им расторможенность либо аутизм наизнанку).

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

СОЦИАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИЯ

Аспект кинетики, определяющий, какую дистанцию мы поддерживаем, общаясь с друзьями и знакомыми.

Источник: Социальная психология групп

Найдено рефератов по теме СОЦИАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИЯ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Межкультурные взаимодействия и социальная дистанция

Донцов Александр Иванович, Перелыгина Елена Борисовна, Караваева Людмила Петровна
Активизация межкультурных взаимодействий делает актуальным изучение представлений об оптимальной социальной дистанции и перспективах вхождения в межкультурную профессиональную группу. Формирование социальных представлений и стереотипов кросс-культурной совместимости, эмоциональных предпочтений и поведенческого выбора в значительной степени происходит в вузовской среде. Исследование параметров социальной дистанции в процессе межкультурной коммуникации в студенческих группах различных высших учебных заведений показало, что студенты в подавляющем большинстве позитивно относятся к мультикультурным дружеским связям. Близкие к этим оценкам студенты продемонстрировали позитивное отношение к перспективе работать в многонациональном коллективе с различной трудовой этикой, установками и ценностями. При этом эмоциональные предпочтения студентов в случае возникновения мультикультурных ситуаций в группе уже не столь позитивны, а изучение возможности сокращения социальной дистанции посредством межнациональных брачно-семейных отношений продемонстрировало тенденцию к негативной мультикультурной терпимости. Исследование кросс-культурных предпочтений студенческой молодежи в различных городах нашей страны показывает перспективность диалогических форм в интерпретации групповой совместимости и потенциал обусловливания мультикультурных структур взаимопонимания и взаимопринятия смысловым наполнением социальных представлений и определения ин-групповых привилегий. Развитие кросс-культурной когнитивной системы с включением постнеклассического дискурса, субъективного опыта взаимодействия в мультикультурной среде дает возможность выбора коммуникативных и поведенческих стратегий. Развитие теорий лингвистического детерминизма обосновывает связь языка и мировоззрения, картины мира и лингвистической особенности его восприятия, включение в мировосприятие национальной значимости явлений культуры. Преодоление социально-коммуникативных барьеров, реализация объективной потребности в межкультурном диалоге создает условия для оптимизации принятия Другого, рационализации социокультурных особенностей и уровня их приемлемости, совершенствования алгоритма кросс-культурных взаимодействий.
Скачать PDF

Ценности, Социальная дистанция и установки по отношению к миграции: кросс-культурное исследование в

Григорьев Дмитрий Сергеевич
В статье рассмотрена взаимосвязь индивидуальных ценностей, социальной дистанции и позитивных и негативных установок по отношению к миграции, целью настоящего исследования была проверка культурно-универсального характера этих связей. Ранее исследователями крайне редко рассматривались оба аспекта отношения к мигрантам: восприятие мигрантов принимающим обществом и мнение принимающего общества относительно миграционной политики. В данном исследовании были рассмотрены оба этих аспекта в форме социальной дистанции и трех установок по отношению к миграции. С помощью анализа данных 7-го раунда Европейского социального исследования (European Social Survey, ESS) за 2014 г. для четырех европейских стран (Бельгии, Германии, Франции и Нидерландов) после проверки метрической (сильной факторной) инвариантности шкал и их надежности с использованием моделирования структурными уравнениями было выявлено, что, как и предполагалось в гипотезах исследования, социальная дистанция положительно связана с ценностями сохранения и отрицательно с ценностями открытости к изменениям, а также положительно связана с негативными установками по отношению к миграции (восприятие миграции как угрозы и необходимость некого миграционного ценза) и отрицательно с положительными установками (желательность миграции), при этом данный характер связей носит культурно-универсальный характер. Также, помимо этих универсальных связей, можно отметить, что многие другие связи в модели носят культурно-специфический характер, особенно примечательным является эффект полной медиации социальной дистанцией некоторых связей между отдельными ценностями и отдельными установками на разных выборках. Полученные результаты полезны для понимания некоторых аспектов межкультурных отношений.
Скачать PDF

Разработка методики «Определение социально-психологической дистанции в межличностных отношениях»

Духновский Сергей Витальевич.
Описываются основные этапы разработки и психометрической проверки нового психодиагностического инструмента, позволяющего изучать особенности дистанции в межличностных отношениях. Представлены данные о надежности, валидности и стандартизации методики. Указаны области ее возможного применения.
Скачать PDF

Социально-психологическая дистанция в межличностных отношениях: факторы и регуляции

Духновский Сергей Витальевич, Куликов Леонид Васильевич
Авторы проанализировали различные взгляды на понятие «социально-психологическая дистанция», уточнили данное понятие, описали и систематизировали факторы, обусловливающие различия в социальнопсихологической дистанции, рассмотрели средства регуляции дистанции.
Скачать PDF

Влияние социальной дистанции между сотрудниками и осужденными на развитие симптомов «Выгорания» пени

Баранов Александр Аркадьевич, Лукшина Ольга Юрьевна
Статья содержит теоретическую модель детерминант «выгорания» пенитенциарных служащих, а также анализ условий формирования социальной дистанции. Раскрыты роль идентификации, адаптации сотрудников уголовно-исполнительной системы в формировании и развитии профессиональных установок служащих и их влияние на развитие симптомов «выгорания».
Скачать PDF

Изучение параметров социально-психологической дистанции в межличностных отношениях больных неврозом

Духновский С.В.
Параметрами дистанции выступают степень гармоничности отношений и чувственный тон в них. Было установлено, что у невротиков выраженность астенических, меланхолических чувств приводит к увеличению дистанции в отношениях. Показано, что дисгармония в отношениях больных неврозом приводит к переживанию субъективного неблагополучия и к отдаленности, отчужденности от людей.
Скачать PDF

Влияние этнической идентичности на социальную дистанцию личности

Кудинова И.Б., Кислицин А.И., Нурекеева А.Б.
В предлагаемой читателям статье обсуждаются результаты эмпирического исследования, в котором приняли участие студенты Российского университета дружбы народов. Выборка состояла из латиноамериканцев, китайцев и русских. В качестве основных методик в исследовании использовались следующие: «Типы этнической идентичности» Г.У. Солдатовой и С.В. Рыжовой и «Шкала социальной дистанции» Э. Богардуса. Основная задача эмпирического исследования заключалась в том, чтобы выявить уровень сформированности этнической идентичности у представителей русских и иностранных студентов и затем проанализировать, насколько уровни сформированности этнической идентичности оказывают влияние на социальную дистанцию относительно друг друга в межличностном поликультурном пространстве. Для установления связей между этнической идентичностью и социальной дистанцией в разных выборках использовался корреляционный анализ. Были выявлены соотношения этнической идентичности и социальной дистанции на статистически значимом уровне и определена специфика этих соотношений, обусловленная как половой, так и национально-этнической принадлежностью. Кроме того, показано, что соотношения исследуемых феноменов определяются успешностью самореализации субъектов: чем выше уровень самореализации, тем ближе социальная дистанция и тем выше уровень толерантности личности.
Скачать PDF

Психологический анализ социальной дистанции в постконфликтном регионе

Богуславская В.Ф., Гришина А.В.
В статье описывается проводимое в данный момент исследование уровня социальной дистанции в молодежной среде постконфликтных регионов (на примере Чеченской Республики и Ростовской области). В современном мире миграционные потоки приобретают все большие масштабы. Это порождает множество межнациональных конфликтов. Многообразие различных типов мигрантов, исходя из их социокультурных характеристик, увеличение количества нелегальных мигрантов, вынужденных переселенцев и беженцев вызывают социальную напряженность среди принимающего населения и развивают мигрантофобию. Во вступительной части статьи приводится актуальность проводимого исследования, дается характеристика межнациональных отношений на Юге России, приводятся основные проблемы в сфере межэтнических взаимодействий. В основной части статьи раскрывается понятие социальной дистанции, которое описывается в контексте межэтнических отношений. Дано описание организационного этапа исследования: сформулированы его цель, гипотезы и задачи, дано описание выборки и выбранного методического инструментария по сбору эмпирического материала. Далее авторы представляют основные результаты, полученные при исследовании социальной дистанции в молодежной среде, и приводят основные подходы к интерпретации результатов по методике «Шкала социальной дистанции». На основе полученных результатов сделан следующий вывод: уровень социальной дистанции в молодежной среде постконфликтных регионов находится на уровне открытости, что может говорить как об истинном сближении отношений между изучаемыми этническими группами, так и о направленном воздействии СМИ и государственных структур в изучаемых регионах в области развития взаимно толерантных отношений. С целью уточнения полученных результатов планируется проводить дальнейшие исследования толерантности, этнической идентичности и взаимных этнических стереотипов в молодежной среде постконфликтных регионов.
Скачать PDF

Толерантность и социальный контроль девиантности: современные тенденции

Шипунова Татьяна Владимировна
В статье уточняется понятие.толерантность. с учетом существования в обществах девиантных явлений. Автор рассматривает также границы терпимого отношения к инаковости, условия его распространения и поддержания в конкретном социуме. Особый акцент делается на анализ современных тенденций изменения толерантности по двум направлениям: проблемам определения.нормального. (нормативного) и.ненормального. (ненормативного) поведения и социального контроля девиантности.
Скачать PDF

Психосоциальная и социально-психологическая составляющие в профессиональной подготовке специалистов

Захарченко Н.А.
Скачать PDF

Гэмблинг как девиантное поведение: психологические и социальные корни

Осипов Егор Михайлович
В статье исследуется относительно новое явление в жизни российского общества гэмблинг или привязанность к азартным играм и развлечениям. Показывается влияние проблемного гэмблинга на отношения между индивидуумом и социумом, предложены социальные решения проблемы.
Скачать PDF

Социальная значимость компьютерных игр в образе жизни студентов-геймеров

Гайнуллина Э. Н.
В статье рассмотрены особенности проявления в студенческой среде такой формы деструктивного поведения, как игровая компьютерная аддикция. Одна из важных проблем современного студенчества, порожденная возрастающей технологизацией жизни, раскрыта с точки зрения ее влияния на социальную жизнь, активность личности и ее негативного влияния на здоровье.
Скачать PDF