Политическая социализация это что такое Политическая социализация: определение — Психология.НЭС
Социализация младенца СОЦИАЛИЗИРОВАННОЕ ВЛЕЧЕНИЕ

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ

Найдено 3 определения термина СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ

процесс включения индивида в политическую систему.

Оцените определение:

Источник: Педагогические тесты. Термины и определения. Отраслевой стандарт Министерства образования РФ. - М, 2001 г.115

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ

это процесс включения индивида в политическую систему посредством оснащения его опытом данной системы и возникшего на ее основе государства, закрепленными в политической культуре. В результате формируется политическое сознание и поведение личности гражданина. Принято разделять три основные системы политической социализации: 1) прямая целенаправленная социализация, 2) стихийная социализация, 3) самовоспитание и самообразование. Особый случай представляет собой ресоциализация при кризисах политической системы. (Д.В. Ольшанский, с.160)

Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина.

Политическая социализация

греч. politika — искусство управлять и лат. socialis — общественный] — процесс включения индивида в политическую систему. По аналогии с процессом социализации П. с. понимается как оснащение индивида опытом предыдущих поколений, закрепленным в политической культуре. В ходе взаимодействия личности с политической системой происходит два ряда процессов. С одной стороны, система самовоспроизводится, рекрутируя и обучая новых своих членов. П. с. играет в этом процессе роль механизма сохранения политических ценностей и целей системы, дает возможность сохранить преемственность поколений в политике. С другой стороны, требования системы переводятся в структуру личности, интериоризуются последней. В результате П. с. формируются политическое сознание и политическое поведение личности, происходит становление личности как гражданина. При этом понятие "П. с." шире, чем "политическое воспитание" или "просвещение", так как оно включает в себя не только целенаправленное воздействие наличности доминирующий идеологии и политических институтов, но и стихийные влияния, и собственную активность индивида. Личность обладает способностью выбирать из предложенного ей набора политических позиций те, что отвечают ее внутренним предпочтениям и убеждениям, причем не только рациональным, но и бессознательным. Механизмы П. с. функционируют на нескольких уровнях взаимодействия человека с политической системой. Так, на социальном уровне (уровне общества и больших социальных групп) на личность воздействуют безработица, подкуп избирателей, насилие, террор и другие макросоциальные факторы. Угроза войны, экологической катастрофы и другие глобальные проблемы дополняют действующие в настоящее время традиционные макрофакторы П. с. На социально-психологическом уровне политические цели и ценности передаются и большими и малыми группами личности. Наибольшее значение среди механизмов П. с. этого уровня имеют такие, как заражение, внушение, идентификация личности с тем или иным политическим целым, политическое научение и подражание. На внутриличностном уровне в качестве механизмов П. с. выступают потребности, мотивы, ценностные ориентации, установки, которые управляют поведением и сознанием личности в сфере политики. Представления о механизме П. с. будут неполными без учета стадий, которые проходит процесс П. с., что обусловлено возрастными изменениями личности. В современном обществе этот процесс начинается рано. Уже в возрасте 3—4 лет ребенок приобретает первые сведения о политике через семью, средства массовой информации, ближайшее окружение. Позже, когда он идет в школу, начинается новая стадия П. с. Под влиянием специальных институтов и стихийных факторов происходит не только количественное накопление знаний о политике, но и их качественное изменение: происходит формирование отношения личности к политике. Следующий — юношеский этап характеризуется включением новых механизмов передачи политических ценностей. Его наиболее значимым звеном становятся неформальные молодежные группы, молодежная субкультура в целом. П. с. не завершается с получением паспорта, она продолжается всю жизнь. Но этапы или стадии в этом процессе определяются не только собственно возрастными изменениями в структуре личности, но прежде всего освоением новых социальных и политических ролей, опытом личного участия в политической деятельности. Процесс П. с. индивида детерминирован не только созреванием личности, но и влиянием социальной среды. При этом политическое сознание и поведение личности формируется под влиянием не только собственно политических факторов, хотя они и имеют первостепенное значение, но и факторов неполитического порядка, — условий, в которых политически созревает человек. Так, к числу неполитических факторов, играющих большую роль в передаче политических идей, взглядов и ценностей, относятся семья, группы сверстников, школа, работа, церковь, культура, средства массовой информации. Наряду с традиционными факторами, начиная с 60-х годов стали приобретать все большее значение молодежная субкультура, поп- и рок-музыка. К числу несобственно политических макро факторов П. с. относятся социально-экономические отношения, образ жизни, национальные традиции и др. Политические факторы П. с. организуются в систему, куда включены: характер и тип государственного устройства, режим, политические институты, партии, организации, движения. С помощью специальных механизмов эти факторы корректируют и контролируют политическое поведение индивида. В реальной жизни политические и неполитические факторы П. с. переплетены. Политическое значение для индивида могут приобрести далекие от политики факторы: труд, характер отношения человека к природе и т.п. Все зависит от того, как эти факторы встраиваются в контекст внутренней или внешней политики. Так, оказалось сильно политизированным движение защитников окружающей среды. Вопрос об отношении к абортам расколол в 90-е годы общественное мнение в США. Факторы П. с. — это общий термин для обозначения воздействия на личность со стороны общества и политической системы. Среди всех факторов есть специально организованные институты П. с. (например, молодежные политические организации) и те, для которых эта функция является побочной (школа, церковь), но которые являются каналом трансляции официальной политической позиции. Конкретные люди, служащие посредниками в этом процессе, получили название агентов П. с. Изменения в характере процесса социализации происходят циклично. На каждом новом витке исторического развития происходит взаимная адаптация личности и политической системы: изменение социальной и политической структуры создает в каждом поколении свой набор условий для формирования личности. Такая смена механизмов П. с. во все времена имела свои противоречия. Но в настоящее время традиционные дисфункции политической системы умножаются ускорением технологических процессов и глобализацией многих социальных процессов. Это создает новую ситуацию политического развития личности, усложняя ее отношения с государством, властью, политикой. Стрессы политической системы сказываются на всех факторах и агентах П. с., воздействующих на личность: на семье, работе, средствах массовой информации, системе образования, церкви и политических партиях. Так, роль семьи уменьшилась, а роль групп сверстников и средств массовой информации усилилась. Труд в условиях новых технологий требует формировать личность гораздо более гибкой, что вступает в противоречие с управляемостью обществом в целом и политической системой в частности. Исследования П. с. последних десятилетий выявили две противоположные тенденции. С одной стороны, существует всеусиливающаяся общественная потребность в политическом развитии личности, ее активном включении в политику, в росте ее самосознания. Эта тенденция особенно ярко проявляется в процессах демократизации. С другой стороны, налицо и тормозящая тенденция, проявляющаяся в разных формах отчуждения человека от государства, его институтов, от принятия политических решений. Е.Б. Шестопал

Источник: Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах

Найдено рефератов по теме СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Политическая социализация молодежи

Ивашковская К.В.
Скачать PDF

Политическая социализация «Провинциальной» молодежи: информационная поддержка ценностного самоопреде

Зеленин Алексей Анатольевич, Пфетцер Сергей Александрович, Горелкин Антон Вадимович
В статье рассматриваются проблемы политической социализации молодежи в условиях современной российской провинции. Раскрывается значение политической социализации в формировании системы политических ценностей, лежащей в основе политической культуры различных общностей. Дается общая характеристика системы ценностей «провинциальной» молодежи. Аргументируется значение поддержки ценностного развития молодежи российской провинции в контексте обеспечения политической стабильности общества. Раскрываются психолого-педагогические, социально-политические и информационные технологии содействия ценностному развитию молодежи. В этом аспекте обосновывается ведущая роль информационных технологий, связанная со снижением роли традиционных институтов социализации при одновременном росте значимости средств массовой коммуникации. Дается подробная характеристика Интернета как одного из основных агентов социализации молодежи, анализируются позитивные и негативные эффекты его использования. Выделяются и систематизируются информационные угрозы процессу социализации молодежи в интернет-среде. Аргументируется необходимость разработки и реализации комплекса мер по обеспечению информационной безопасности молодежи в процессе ее политической социализации. Дается авторская трактовка информационной безопасности молодежи как состояния ее защищенности от негативного воздействия информационных угроз, направленных на деформацию общественного и индивидуального сознания. Раскрывается содержание психолого-педагогических, социально-политических и информационных технологий содействия процессу ценностного самоопределения молодежи, основанных на создании условий для самостоятельного выбора и внутреннего принятия высших духовных ценностей. На основании проведенного теоретического исследования делается вывод о необходимости включения информационных технологий в комплекс мер по обеспечению эффективной политической социализации молодежи, создания условий профилактики экстремизма и радикализации политического участия в молодежной среде и тем самым обеспечения устойчивого, стабильного развития общества.
Скачать PDF

Психологические факторы социализации подростков с делинквентным поведением

Белов Василий Георгиевич, Парфенов Юрий Александрович, Белевич Наталия Александровна, Соловьева Татьяна Андреевна
С системных позиций рассматривается социализация как процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Приводятся данные о психологических факторах социализации подростков с делинквентным поведением.
Скачать PDF

Экономическая социализация как психологический феномен

Анкудинова Е. В.
Конкретизируется сущность экономической социализации через рассмотрение таких категорий экономической психологии, как экономическое сознание, экономическое поведение, экономическая роль, экономико-психологическая адаптация. Для раскрытия специфики процесса экономической социализации рассматриваются модели экономического человека, представленные в экономических теориях.
Скачать PDF

Гендерная социализация девочек-подростков со сколиозом

Poltorakova E.B., Aleksandrova N.L., Mikhailovsky M.V., Sadovaya T.N.
Objective. To detect specific features of gender identity and factors determining this specificity in female adolescents with scoliosis. Material and Methods. We examined 50 female adolescents aged 13 to 16 years (mean age 14.8 years) with Grade III IV scoliosis which underwent surgical treatment in Novosibirsk NIITO. Examination included clinical interview, observation, psychodiagnostic testing, and projective techniques. Patients were examined preoperatively in two stages. Results. Specific features of the gender identity in female adolescents with scoliosis include distorted emotional-evaluative body image, reduced repertoire of allowable gender behavioral stereotypes, marked dominance of gender representations corresponding to conventional feminine model of sex-role behavior, external reference, and pronounced selfacceptance dependence on external appraisals. Conclusion. Cosmetic defect significantly influences the identity formation in adolescent. One of the most important factors affecting the feminine-type gender attitude formation is a close codependence between female adolescent and her mother translating a passive feminine position as a compensatory mechanism for overcoming of cosmetic appearance defect.
Скачать PDF

Динамика формирования полоролевой идентичности и гендерной социализации у школьников, проживающих в

Кравченко Е.Г.
По выражению А.Н. Леонтьева (1972), «личность рождается дважды»: первый раз внутри социального индивида (восприятие «Я» как части коллективного «мы»), второй как самостоятельный субъект. Обычно это «рождение» проходит в конце подросткового возраста. На сегодняшний день остро стоит вопрос о влиянии химического загрязнения окружающей среды на формирование полоролевой идентичности и гендерной социализации, поскольку в Российской Федерации 73 % всего населения проживает в условиях экологического неблагополучия (В.В. Утенина и с соавт., 2002). Не менее важен тот факт, что именно подростки являются наиболее экосенситивной группой (Л.И. Губарева, 2001). Целью настоящих исследований было изучение влияния химического загрязнения окружающей среды на формирование полоролевой идентичности и гендерной социализации. Обследовано 580 подростков 11-17 лет промышленной зоны г. Невинномысска (концентрация вредных химических веществ оксида азота (IV), кадмия, свинца, ксилола, фенола, формальдегида превышала ПДК в 3-8 раз) опытная группа и экологически благополучного района г. Ставрополя (концентрация вредных химических веществ не превышала ПДК) контрольная группа. Проведено психологическое тестирование подростков с использованием шкалы «маскулинность-феминность» Фрайбургского личностного опросника (FPI) и методики «маскулинность-феминность» С. Бема (Е.И. Рогов, 1998). Анализ результатов психологического тестирования по тесту FPI показал, что в условиях экологического благополучия формирование маскулинности у мальчиков имеет двухфазную кривую: пики проявления маскулинности выявлены в 12 и 17 лет. Аналогичная возрастная динамика выявлена и по результатам теста «маскулинность-феминность» С. Бема. У мальчиков, проживающих в условиях химического загрязнения окружающей среды, уровень маскулинности был ниже, чем у мальчиков контрольной группы. Достоверно значимые различия обнаружены в критический период пубертата 11-12 лет (р
Скачать PDF

Семейная социализация детей «Группы риска»

Панова О. В.
Установлена сущность и характерные признаки семейной социализации, выявлена специфика семейной социализации детей «группы риска», составлена психолого-педагогическая программа по педагогическому сопровождению семейной социализации детей «группы риска».
Скачать PDF

Научно-методологические положения по психологическому сопровождению социализации подростков с делинк

С системных позиций рассматриваются основные направления работы по психологическому сопровождению социализации делинквентных подростков в процессе их учебно-трудовой деятельности. Описываются теоретико-методологические аспекты мероприятий психологического сопровождения, реализуемых в рамках концепции психологического сопровождения подростков специального предприятия «Новое поколение».
Скачать PDF

Проектирование компетенций и компетентностей профессиональной социализации психологов

Киселева О.С.
Проектирование компетенций и компетентностей базируется на интерпретации ключевых понятий дидактики современными российскими учеными В. В. Краевским, В. П. Симоновым, А. В. Хуторским и др. В частности, содержание образования в российской дидактике понимается как педагогически адаптированный социальный опыт, человеческая культура, взятая в аспекте социального опыта, во всей его структурной полноте. Он включает не только когнитивно-информационный компонент «готовые» знания и опыт по осуществлению известных способов деятельности, а также и опыт творческой деятельности (креативность) и опыт эмоционально-ценностных ориентации.
Скачать PDF

Социально-гуманитарная парадигма высшего образования и культурная социализация молодежи

Тесленко Александр Николаевич
В статье акцентируется внимание на роли и значении образования как социокультурного механизма социализации личности. В связи с этим становится необходимым модернизации системы знаний о мире, человеке и обществе с позиции целостности знаний и единства мироустройства. Социально-гуманитарные дисциплины должны помочь молодому человеку не только творчески перерабатывать социальный опыт и адаптироваться к действительности, но и изменять эту действительность
Скачать PDF

О путях коррекции социализации личности вне правовых систем

Федоренко Людмила Петровна
В статье анализируются механизмы социализации личности, используемые основными институтами. Делается вывод о том, что правовые институты не рационально используют механизмы социализации
Скачать PDF

Психолого-акмеологическое прогнозирование уровня социализации подростков с делинквентным поведением

Белов Василий Георгиевич, Парфенов Юрий Александрович, Белевич Наталия Александровна, Соловьева Татьяна Андреевна
Представлена психолого-акмеологическая технология оценки уровня социализации подростков с делинквентным поведением. Приводятся данные о психологических факторах социализации подростков с делинквентным поведением, указаны психологические детерминанты, позволяющие дискриминировать социализацию по уровням успешности. Разработана линейная модель прогнозирования, базирующаяся на дискриминационных уравнениях, уровня социализации подростков с деликвентным поведением.
Скачать PDF