СНОВИДЕНИЕ
Сновидение
dream) - серия мыслей и образов, которые возникают во время сна и интерпретируются теоретиками психодинамического направления как подсказки, дающие ключ к бессознательному.
Источник: Р. Комер. Общая психология. 2007
СНОВИДЕНИЕ
Определим это явление просто как "видение образов во время сна". Сновидения, видимо, бывают у многих организмов, и они тесно связаны с фазой быстрого движения глаз (или БДГ) сна.
сновидение
Психические образы во сне в фазе быстрого движения глаз (БДГ), имеющие различные значения в разных культурах; например, в некоторых обществах они рассматриваются как настоящие жизненные события, происходящие в другом месте и времени.
Источник: Лексикон психиатрических терминов и относящихся к психическому здоровью терминов. 2 изд.
Сновидение
серия образов, возникающих во время сна, принимающая в отчетах форму повествования. Сновидения могут спонтанно припоминаться сразу же или некоторое время спустя после пробуждения или же могут быть вызваны, когда человека будят во время БДГ-фазы сна. Иногда, но редко, они могут вызываться при пробуждении во время сна без БДГ.
Источник: Криппнер С. Сновидения и творческий подход к решению проблем. 1997
СНОВИДЕНИЕ
quot;царский путь" к познанию самого себя, как для Фрейда, так и для Перлза. Используя предположение Ранка, Перлз рассматривает любой персонаж и элемент сновидения как проекцию самого сновидца и предлагает клиенту последовательно идентифицироваться с персонажами и элементами сна. Другие авторы (И. Фром) предлагают рассматривать сновидение как ретрофлексию или как незакрытый гештальт (С. Гингер). Комбинированное использование разнообразных подходов часто бывает очень плодотворным.
СНОВИДЕНИЕ
К. Г. Юнг:"Сновидение - это маленькая хорошо спрятанная дверь в самые глубокие и интимные уголки души, дверь, которая ведет в ту изначаьную космическую ночь, которой была душа еще до возникновения Я-сознания, и которой душа становится, далеко выходя за пределы того, что способно когди-либо достичь Я-сознание. Ибо Я-сознание полностью разъединено, оно познает единичное, отрывая его и различая, и увидеть при этом можно лишь то, что как-либо соотносится с этим Я. Я-сознание состоит из громогласных ограниченний даже тогда, когда оно достигает самых далеких звездных туманностей. Сознание все разделяет, а во сне мы вступаем в мир глубинного, всеобщего, истинного, вечного человека, который еще находится в суммерках надвигающейся ночи, где он еще был Целым, а Целое было в нем, который находится в не имеющей различий, лишенной всякой яковости природе. Из этой всеобъединяющей глубины поднимается сон, каким бы детским, гротескным или аморальным он ни был." ( Из работы "Значение психологии для современности" ). "Сновидения являются не преднамеренными и превзятыми изобретениями, а естественными феноменами, которые не представляют собой ничего кроме того, что они собой преставляют. Они не обманывают, не лгут, не извращают и не затушевывают, а наивно возвещают о том, что они собой представляют и подразумевают. Они обижают нас и вводят нас в заблуждение, потому что мы не понимаем их. Они не применяют никаких искусственных трюков, чтобы что-нибудь скрыть, а говорят о том, что составляет их содержание, настолько отчетливо, насколько это позволяет сделать их образ. Мы не в состоянии понять, почему они столь своеобразны и сложны: ведь опыт показывает, что они всегда стараются выразить то, что наше Я не знает и не понимает." ( Из работы "Аналитическая психология и воспитание" ).
Сновидение
(работа сновидения) «Сновидение показывает нам человека в условиях, когда он не спит» (Фрейд). Он не «спит», он видит ( « Сновидение есть увиденное» . – Гюго); он никогда не проживает увиденное во сне по своей воле, часто вопреки ей («Зачем говорить: я видел сон, когда правильнее сказать: мне это приснилось». – Валери). Галлюцинаторная сила сновидения лучше, чем фантазм, иллюстрирует то, что желает сказать психическая реальность . Когда сновидение явно эротическое, что не часто случается, оно способно своим простым действием, своими представлениями вызвать оргазм. Когда Сара просыпается, она констатирует, что сон, в котором она видела, что рожает, несмотря на то, что сама даже не была беременной, вызвал у нее прилив молока к груди, дошедший до реальной лактации. Не меньше впечатляет внезапно вскакивающий сквозь сон человек, просыпающийся в холодном поту, чтобы спастись от ножа убийцы: «Разве самый мудрый из людей хочет познать безумие, размышляя во время сновидений о потоке своих мыслей?» (Вольтер). Когда сновидения пересказывают, многое теряется, упускается. Однако при этом, благодаря интерпретации, сновидение не становится менее привилегированным путем доступа к бессознательному. Работа сновидения искажает и трансформирует материал, который может иметь двойной источник: инфантильный (смешение желаний и тревог ) и включающий дневные остатки, нередко микротравму – дверь, в которую постучали или которая никак не открывается, сновидение превращает в ночное скитание по глухому лесу; сознание пренебрегло этим событием, но при этом сохранило в памяти. Повторяющийся, тревожный, травматический характер некоторых сновидений превращает работу сновидения в сизифов труд. Желание уже не то, что эти «повторяющиеся сновидения» (Фрейд), а скорее то, на что они нацелены, что пытаются (часто безуспешно) привнести. Это подобно последней попытке инфантильной сексуальности, ее пластичности присвоить и превратить в удовольствие-желание никогда не заживающие, так никогда не осознанные раны.
СНОВИДЕНИЕ
субъективно переживаемые представления, преимущественно зрительной модальности, регулярно возникающие во время сна - преимущественно в фазе сна быстрого (парадоксального); психический процесс в периоде сна, сопровождающийся зрительными образами.
Содержание и эмоциональная окраска сновидений, степень участия в собственных сновидениях связаны с интенсивностью физических сдвигов в сне быстром. Характерная для сна быстрого активация коры мозга головного относительно больше выражена в полушарии правом, что соответствует преобладанию в сновидениях пространственно-образного мышления (-> асимметрия межполушарная). Это тесно связано со своеобразным изменением сознания в сновидениях: отражение реальности и знание о себе как о субъекте познания нарушено, человек не осознает себя видящим сновидения, в результате нет и критического отношения к воспринимаемому, даже алогичному. В то же время сохраняются оценка самого себя и эмоции - чувство вины, стыда и пр.
Сюжеты сновидений в образной, символической форме отражают основные мотивы и установки субъекта. Переживание и запоминание сновидений сильно зависит от особенностей личности и эмоционального состояния перед сном. Одна из основных функций сновидений - эмоциональная стабилизация. Они составляют важное звено в системе защиты психологической, временно ослабляют напряженность конфликта психического и способствуют восстановлению активности поисковой. И с этим, и с преобладанием мышления образного связано положительное влияние сновидений на процессы творчества.
Функциональная неполноценность системы сон быстрый - сновидения есть существенный фактор в появлении неврозов и заболеваний психосоматических.
Согласно З. Фрейду, сновидение - охранитель нарушений сна, особый способ устранения мешающих спать раздражений путем их галлюцинаторного удовлетворения. Сновидение толкуется как своеобразное осуществление желаний, преимущественно сексуального характера. С некоими оговорками, сновидение - "физиологический бред нормального человека". Механизмы образования сновидений - прототип способа возникновения симптомов невротических, а потому сновидения - универсальный "симптом невротический", проявляющийся и у всех здоровых людей. В зависимости от личности, сновидение может менять смысл. Содержание сновидений частично поддается воздействию. Изучение и толкование сновидений - основной путь к познанию бессознательного в душевной жизни. Различаются: сновидения исполнения желаний, страшные сновидения и сновидения наказания.
Согласно Э. Фромму, сновидения - любая умственная деятельность в состоянии сна, выражающая высшие и низшие функции мозга головного.
Содержание и эмоциональная окраска сновидений, степень участия в собственных сновидениях связаны с интенсивностью физических сдвигов в сне быстром. Характерная для сна быстрого активация коры мозга головного относительно больше выражена в полушарии правом, что соответствует преобладанию в сновидениях пространственно-образного мышления (-> асимметрия межполушарная). Это тесно связано со своеобразным изменением сознания в сновидениях: отражение реальности и знание о себе как о субъекте познания нарушено, человек не осознает себя видящим сновидения, в результате нет и критического отношения к воспринимаемому, даже алогичному. В то же время сохраняются оценка самого себя и эмоции - чувство вины, стыда и пр.
Сюжеты сновидений в образной, символической форме отражают основные мотивы и установки субъекта. Переживание и запоминание сновидений сильно зависит от особенностей личности и эмоционального состояния перед сном. Одна из основных функций сновидений - эмоциональная стабилизация. Они составляют важное звено в системе защиты психологической, временно ослабляют напряженность конфликта психического и способствуют восстановлению активности поисковой. И с этим, и с преобладанием мышления образного связано положительное влияние сновидений на процессы творчества.
Функциональная неполноценность системы сон быстрый - сновидения есть существенный фактор в появлении неврозов и заболеваний психосоматических.
Согласно З. Фрейду, сновидение - охранитель нарушений сна, особый способ устранения мешающих спать раздражений путем их галлюцинаторного удовлетворения. Сновидение толкуется как своеобразное осуществление желаний, преимущественно сексуального характера. С некоими оговорками, сновидение - "физиологический бред нормального человека". Механизмы образования сновидений - прототип способа возникновения симптомов невротических, а потому сновидения - универсальный "симптом невротический", проявляющийся и у всех здоровых людей. В зависимости от личности, сновидение может менять смысл. Содержание сновидений частично поддается воздействию. Изучение и толкование сновидений - основной путь к познанию бессознательного в душевной жизни. Различаются: сновидения исполнения желаний, страшные сновидения и сновидения наказания.
Согласно Э. Фромму, сновидения - любая умственная деятельность в состоянии сна, выражающая высшие и низшие функции мозга головного.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
Сновидение
1. буквально – восприятие зрительных образов во время сна; 2. восприятие спонтанно возникающих чувственных образов разной модальности во время сна. Эти образы могут быть оптическими, акустическими, двигательными, тактильными и т.д., нередко, если не чаще всего, они являются полимодальными, отражающими участие в построении сновидений активности различных сенсорных систем. Сновидения могут быть также «умственными», то есть представлять собой вербально-логические структуры, воспоминания, мысли, ожидания различного содержания и разной степени сложности. Сновидения впервые осознаются, как таковые, детьми в возрасте от 3 до 4 лет, при этом они еще некоторое время могут рассматриваться детьми в качестве отражения реальных событий. В истории отношения человека к сновидениям они тысячелетиями, как указывают на это многочисленные исследования этнопсихологов, воспринимались как некая потусторонняя действительность, зачастую даже более значимая, чем дневная реальность. Еще в Библии, созданной всего лишь около сотни поколений тому назад, сообщается, как о непреложном и твердо установленном факте, о том, что в сновидениях отображается и будущая реальность, а не только то, что уже произошло ранее. Именно этим сновидения продолжают привлекать к себе внимание многих людей и по сей день: по снам, как некоторые люди, чаще всего тревожные и обуреваемые мрачными предчувствиями, считают, можно узнать о важных скрытых от поглощенного настоящим дневного сознания событиях грядущего, в особенности о предстоящих несчастьях, личных бедах, которые разочаровывающе недоступны постижению посредством обычных источников знания и даже науки. В частности, подтверждением тому являются бесчисленные и обычно противоречивые один другому «сонники», представляющие процедуры разгадывания значения снов. Эти «сонники» не только не утратили популярности в наше время, а, напротив, они пользуются все нарастающим спросом у широкой публики.
Начало научных исследований сновидений связывают с психоанализом и с именем его основателя, З.Фрейда. Сновидения в классическом психоанализе рассматриваются как символическое проявление вытесненных желаний индивида, но, чтобы получить достоверные сведения о таких желаниях, необходимо овладеть разработанной техникой раскодирования представляющих их образов сна. Согласно З.Фрейду, функция сновидений заключается в сохранении сна путем представления неких неприемлемых желаний как исполненных, - иначе они разбудили бы спящего. Отсюда берет начало гипотеза о полезности сновидений, при этом предполагается, что люди, которые не видят снов, имеют более высокие риски заболеть неврозом. Высказывается иная точка зрения: мы спим для того, чтобы видеть сны, так как они связаны с процессом обрабатки мозгом поступившей за минувший день информации и ее включения в имеющийся ментальный опыт во время сна. С наибольшим упорством и многие годы изучением сновидений, особенно своих собственных, занимался, пожалуй, К.Юнг. Глубинное направление изучения смысла сновидений, несмотря на сомнения в его теоретической обоснованности и не слишком убедительные результаты практического использования, продолжает оставаться едва ли не самым главным и по настоящее время.
С другой стороны, психопатологи уже в начале 20-го столетия обратили внимание на то, что в сновидениях нередко отображаются конфигурации образов, аналогичные некоторым симптомам психического расстройства. Клинико-психопатологическое направление изучения структуры сновидений и отражена в настоящем тексте далее при описании «аномальных сновидений» (термин К.Ясперса), поскольку его результаты могут быть подвергнуты систематическому клиническому анализу и фактической проверке именно в той ее части, которая касается распознавания психических расстройств во время сновидений и наблюдения за их динамикой. В норме сны видят практически все люди, но с разной частотой. Около трети из них сообщают о том, что они видят сны часто, едва ли каждую ночь, некоторые до 3-4 снов, если не более, до 1/3 респондентов считают, что видят сны редко или даже не видят их вообще, еще треть людей видят сны относительно редко, 1-4 раза в месяц (объективной регистрации факт одного сновидения в повседневной практике не поддается, приходится полагаться на мнение респондентов относительно того, что в их представлении является отдельным сновидением). До 20% здоровых людей хотя бы изредка видят цветные сны. Частота сновидений во второй половине жизни несколько снижается. Внезапное и значительное учащение или урежение сновидений может настораживать в плане появления психического расстройства, равно как и существенное изменение качества сновидений. Однозначного мнения относительно патологической или саногенной роли сновидений не существует.
Начало научных исследований сновидений связывают с психоанализом и с именем его основателя, З.Фрейда. Сновидения в классическом психоанализе рассматриваются как символическое проявление вытесненных желаний индивида, но, чтобы получить достоверные сведения о таких желаниях, необходимо овладеть разработанной техникой раскодирования представляющих их образов сна. Согласно З.Фрейду, функция сновидений заключается в сохранении сна путем представления неких неприемлемых желаний как исполненных, - иначе они разбудили бы спящего. Отсюда берет начало гипотеза о полезности сновидений, при этом предполагается, что люди, которые не видят снов, имеют более высокие риски заболеть неврозом. Высказывается иная точка зрения: мы спим для того, чтобы видеть сны, так как они связаны с процессом обрабатки мозгом поступившей за минувший день информации и ее включения в имеющийся ментальный опыт во время сна. С наибольшим упорством и многие годы изучением сновидений, особенно своих собственных, занимался, пожалуй, К.Юнг. Глубинное направление изучения смысла сновидений, несмотря на сомнения в его теоретической обоснованности и не слишком убедительные результаты практического использования, продолжает оставаться едва ли не самым главным и по настоящее время.
С другой стороны, психопатологи уже в начале 20-го столетия обратили внимание на то, что в сновидениях нередко отображаются конфигурации образов, аналогичные некоторым симптомам психического расстройства. Клинико-психопатологическое направление изучения структуры сновидений и отражена в настоящем тексте далее при описании «аномальных сновидений» (термин К.Ясперса), поскольку его результаты могут быть подвергнуты систематическому клиническому анализу и фактической проверке именно в той ее части, которая касается распознавания психических расстройств во время сновидений и наблюдения за их динамикой. В норме сны видят практически все люди, но с разной частотой. Около трети из них сообщают о том, что они видят сны часто, едва ли каждую ночь, некоторые до 3-4 снов, если не более, до 1/3 респондентов считают, что видят сны редко или даже не видят их вообще, еще треть людей видят сны относительно редко, 1-4 раза в месяц (объективной регистрации факт одного сновидения в повседневной практике не поддается, приходится полагаться на мнение респондентов относительно того, что в их представлении является отдельным сновидением). До 20% здоровых людей хотя бы изредка видят цветные сны. Частота сновидений во второй половине жизни несколько снижается. Внезапное и значительное учащение или урежение сновидений может настораживать в плане появления психического расстройства, равно как и существенное изменение качества сновидений. Однозначного мнения относительно патологической или саногенной роли сновидений не существует.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
СНОВИДЕНИЕ
одна из сфер душевной жизни человека, являющаяся объектом психоаналитического исследования. Для З. Фрейда сновидение – это царская дорога к познанию бессознательного и лучший способ подготовки к исследованию неврозов.
На протяжении своей сорокалетней исследовательской и терапевтической деятельности З. Фрейд вносил коррективы в психоаналитическое учение о человеке, в том числе в психоаналитическое понимание сновидений. Так, если в «Толковании сновидений» (1900) он рассматривал сновидение с точки зрения исполнения желаний человека, то в «Новом цикле лекций по введению в психоанализ» (1933), ему пришлось сделать уточнение на этот счет: сновидение – это не исполнение, а попытка исполнения желания человека. Вместе с тем некоторые представления З. Фрейда о сновидении оставались неизменными. В частности, как в ранних, так и в поздних своих работах он рассматривал сновидение в качестве невротического симптома, свойственного не только больным, но и всем здоровым людям. В одной из своих последних работ «Очерк о психоанализе» (1940), которая была опубликована год спустя после его смерти, он подчеркивал, что сновидения – это психоз, со всеми его нелепостями, маниями и иллюзиями, «психоз кратковременный и, несомненно, безвредный, даже выполняющий полезную функцию, вызванный с согласия субъекта и прекращающийся по его воле».
Известно, что в древности сновидениям придавалось большое значение. В них усматривались «знаки будущего». Толкователи сновидений находили в них различные предзнаменования. В дальнейшем, с развитием науки, искусство толкования сновидений было в известной степени утрачено, интерес к сновидениям стал ассоциироваться с суеверием. И лишь в ХIХ в. наука, в частности физиология, вновь обратила внимание на сновидения. Было начато проведение экспериментальных исследований с целью определения влияния физических раздражений на содержание сновидений.
З. Фрейд, придававший сновидениям важное значение, как бы вернулся к старой традиции. В первой своей фундаментальной работе «Толкование сновидений» он исходил из того, что сновидения имеют смысл и их толкование способствует пониманию душевного состояния человека. При этом З. Фрейд опирался на предположения, которые легли в основу психоаналитического толкования сновидений. Одним из таких предположений было признание того, что сновидение представляет собой не физиологическое, соматическое, а психологическое явление. Поскольку сновидение есть продукт и проявление видевшего сон человека, постольку он сам должен сказать, что означает его сновидение. Следовательно, техника психоанализа заключается в том, чтобы получить решение загадки сновидения от самого сновидца.
Второе предположение состояло в утверждении: видевший сон знает, что означает его сновидение. Правда, когда видевшего сон расспрашивают о его сновидении, то чаще всего, по его словам, он ничего не знает о нем. На самом деле, считал З. Фрейд, видевший сон просто не знает о своем знании и поэтому полагает, что не знает смысла сновидения. Задача заключается в том, чтобы дать возможность видевшему сон обнаружить свое знание и сообщить его психоаналитику. Это не означает требования от видевшего сон сразу сообщить о смысле своего сновидения. Но он может представить материал, способствующий открытию истоков происхождения сновидения.
Третье предположение включало в себя допущение того, что первая пришедшая в голову видевшего сон мысль о своем сновидении должна давать желаемое объяснение его. Психоаналитическая техника исследования сновидений заключается в том, что видевшего сон спрашивают, почему ему приснилось такое. Первое же его высказывание по данному поводу считается объяснением. Психоаналитик требует, чтобы видевший сон отдался свободной ассоциации, и тогда первая же пришедшая ему в голову мысль не будет случайной, поскольку она обусловливается его внутренними установками, свидетельствующими о том, что в психике нет ничего случайного.
З. Фрейд различал явное содержание сновидения и скрытые его мысли. Явное содержание сновидения – это то, что он видит во время сна, когда воспринимает в зрительных образах различные картины и сюжеты. Скрытые мысли сновидения – это то глубинное и исконное, что стоит за зрительными образами и требует своего обнаружения.
Работа сновидения заключается в переводе скрытых мыслей в явное его содержание. Эта работа осуществляется с помощью механизмов сгущения, смещения, превращения мыслей в зрительные образы и вторичной обработки, то есть соединения разрозненных частей и элементов сновидения в единое, связное содержание. Благодаря этой работе сновидение может исказиться, выглядеть странным, абсурдным, непонятным. Искажению способствует цензура сновидения, которая, по мнению З. Фрейда, отвечает за различные пробелы и пропуски в сновидении, модификацию и перегруппировку его материала.
Толкование сновидения имеет противоположную направленность. Оно состоит в переводе явного содержания сновидения в скрытые его мысли. Такой перевод предполагает расшифровку символического языка бессознательного, так как, согласно З. Фрейду, элемент сновидения является символом его бессознательной мысли. Поскольку символы общезначимы для всех людей и имеют устоявшиеся переводы, то, например, в древнем мире они составляли идеальную основу для толкования сновидений. Однако если древние толкователи сновидений видели в них знаки будущего, то в классическом психоанализе смысл сновидения выводится из прошлого.
С точки зрения З. Фрейда, сновидение – это осуществление запретных, подавленных, вытесненных в бессознательное желаний, возвращение человека к его инфантильному состоянию. В сновидении отражаются наши собственные влечения и желания. В нем вновь оживают все характерные черты примитивной душевной жизни, включая различные формы проявления сексуальности. В этом отношении материал сновидения можно рассматривать, как считал З. Фрейд, в качестве части «архаического наследства, которое ребенок приносит с собой в мир и которое предшествует любому его личному опыту и является отпечатком опыта его предков». И если в период становления психоанализа он обращал внимание на филогенетический материал сновидений, находящий свое отражение в древних легендах и обычаях человечества, то по мере развития психоаналитической теории и практики, особенно после дискуссий среди психоаналитиков, связанных с публикацией работы О. Ранка «Травма рождения» (1924), он выдвинул тезис, согласно которому во время рождения ребенка возникает «инстинкт возвращения к внутриматочной жизни», или «инстинкт сна», и сон является «своеобразным аналогом возвращения в матку».
В целом сновидение рассматривалось З. Фрейдом как компромиссное образование: с одной стороны, оно удовлетворяет потребность человека на время (во сне) прерывать свою связь с внешним миром, с другой стороны, оно дает человеку возможность удовлетворять вытесненные влечения в форме галлюцинаторного исполнения желания.
З. Фрейд исходил из того, что при образовании сновидений следует различать три стадии: во-первых, перемещение предсознательного дневного остатка в бессознательное, чему способствуют предпосылки сонного состояния; во-вторых, собственная деятельность сновидения в бессознательном; в-третьих, регрессия обработанного таким образом сновидческого материала в образы восприятия, в которых осознается сновидение. Результат деятельности сновидения описывался им следующим образом: сложившаяся и неисчерпанная в течение дня сложная совокупность мыслей (дневной остаток) сохраняет ночью количество энергии и угрожает нарушить сон; в результате деятельности сновидения этот дневной остаток превращается в сновидение и делается безвредным для сна; чтобы стать поводом для деятельности сновидения, дневной остаток должен обладать способностью к образованию желания; «проистекающее из идей сновидения желание образует предварительную ступень, а позднее ядро сновидения»; у ребенка любое оставшееся от бодрствования желание способно вызвать сновидение, порой связное, разумное, но чаще всего забытое и легко признаваемое осуществлением желания; у взрослого обязательным, вызывающим сновидение условием желания оказывается его неприемлемость для сознательного мышления, то есть вытесненность желания; «воздействие этого бессознательного желания на соответствующий сознанию материал сновидческих идей и образует сновидение».
Основатель психоанализа различал «сновидения желания», «страшные сновидения» и «сновидения наказания». Все они являются, по его мнению, попыткой осуществления того или иного желания. Изучение сновидений помогает понять неврозы, а знакомство с неврозами способствует лучшему представлению о сновидениях.
З. Фрейд исходил из того, что в сновидениях может содержаться материал, не относящийся ни к взрослой жизни спящего, ни к его забытому детству. Этот материал следует рассматривать как «часть архаичного наследства, которое ребенок приносит с собой в мир и которое предшествует любому его личному опыту и является отпечатком опыта его предков». Следовательно, сновидения предоставляют аналитику богатый источник человеческой предыстории, и он может многое почерпнуть из него.
Толкование сновидений пациентов является важной частью психоаналитической терапии. Однако интерес к снотолкованию не должен подменять собой терапевтическую цель. Поэтому, как считал З. Фрейд, нужно остерегаться обнаруживать особый интерес к толкованию сновидений или вызывать у пациента предположение, будто аналитическая работа остановится, если он не может рассказать о своих сновидениях. В этом отношении он придерживался точки зрения, согласно которой «толкование снов при аналитическом лечении не должно стать искусством для искусства, но применение его должно подчиниться тем техническим правилам, которые являются вообще руководящими при проведении курса лечения».
Представления З. Фрейда о сновидениях вызвали неоднозначную реакцию у тех, кто в той или иной степени разделял психоаналитические идеи. Одни из них поддержали фрейдовское понимание сновидений, положенное в основу классического психоанализа, другие внесли изменения в те допущения, которые были сформулированы З. Фрейдом в отношении природы и функций сновидений. Третьи подвергли критике положение о том, что сновидение – это осуществление желаний человека.
А. Адлер (1870–1937) высказал мысль, согласно которой сновидение вовсе не стремится вернуться в прошлое, как полагал З. Фрейд. Оно устремлено вперед и нацелено на решение некой задачи. Сновидение направлено на разрешение вполне конкретной, стоящей перед человеком проблемы. Оно не является «царской дорогой» к бессознательному, поскольку не противоположно бодрствующему сознанию. Между сознанием и бессознательным нет никакой пропасти.
Для К.Г. Юнга (1875–1961) сновидение – это нечто трансцендентальное, то есть выходящее за пределы человеческого разума. Оно выполняет функцию связи между сознанием и бессознательным в душевной жизни человека. Это не компромиссное образование, как считал З. Фрейд, а компенсаторное, то есть дополнительное, поддерживающее равновесие между сознательными и бессознательными процессами. Кроме того, сновидение выполняет предвосхищающую функцию. Оно телеологично, нацелено на будущее. По убеждению К.Г. Юнга, сексуальность в сновидении есть лишь средство выражения, но не смысл или цель его.
Э. Фромм (1900–1980) считал, что сновидение обладает двойственными функциями: при отсутствии контакта с реальностью в сновидении проявляется как самое плохое, так и самое хорошее, что имеется в человеке. В сновидении человек может быть неразумным, глупым, непристойным, а может быть и наоборот – более разумным, мудрым и нравственным, чем когда бодрствует. С точки зрения З. Фрейда, сновидение иррационально по своей природе, К.Г. Юнг видел в сновидении откровение высшего разума, а по мнению Э. Фромма, в сновидении проявляется и то и другое. Цель толкования сновидения – понять, заявляет ли о себе животное начало в человеке или проявляется все лучшее, что в нем есть.
В современном психоанализе проблема сновидений и их толкования занимает важное место в исследовательской и терапевтической деятельности. Наряду с традиционными вопросами, затронутыми и обсужденными З. Фрейдом, в поле зрения аналитиков все чаще попадают следующие аспекты: сновидение рассматривается не только в плане раскрытия бессознательных желаний человека, но и в смысле укрепления его Я перед лицом требований Оно и Сверх-Я; сновидение воспринимается не только как способ разрешения внутриличностных проблем, но и как возможность интеграции психических функций в установившихся структурах; интерпретация сновидений осуществляется не только с точки зрения выявления скрытых мыслей сновидения, но и важности обращения внимания на явное его содержание и его полезности в клинической ситуации; объектом исследования становятся не только механизмы работы сновидения, но и «экран сновидения», на который проецируются различные образы; важное внимание уделяется не только символике сновидений, но и связи психоаналитической ситуации с феноменом сновидения; фокусом анализа является не столько сновидение, сколько сновидец; сновидение представляет интерес не столько в плане выявления бессознательных влечений пациента самих по себе, сколько в плоскости раскрытия природы объектных отношений между аналитиком и пациентом; объектом анализа становится не только диагностический потенциал толкования сновидений, но и ошибочное использование их интерпретаций в аналитическом процессе.
На протяжении своей сорокалетней исследовательской и терапевтической деятельности З. Фрейд вносил коррективы в психоаналитическое учение о человеке, в том числе в психоаналитическое понимание сновидений. Так, если в «Толковании сновидений» (1900) он рассматривал сновидение с точки зрения исполнения желаний человека, то в «Новом цикле лекций по введению в психоанализ» (1933), ему пришлось сделать уточнение на этот счет: сновидение – это не исполнение, а попытка исполнения желания человека. Вместе с тем некоторые представления З. Фрейда о сновидении оставались неизменными. В частности, как в ранних, так и в поздних своих работах он рассматривал сновидение в качестве невротического симптома, свойственного не только больным, но и всем здоровым людям. В одной из своих последних работ «Очерк о психоанализе» (1940), которая была опубликована год спустя после его смерти, он подчеркивал, что сновидения – это психоз, со всеми его нелепостями, маниями и иллюзиями, «психоз кратковременный и, несомненно, безвредный, даже выполняющий полезную функцию, вызванный с согласия субъекта и прекращающийся по его воле».
Известно, что в древности сновидениям придавалось большое значение. В них усматривались «знаки будущего». Толкователи сновидений находили в них различные предзнаменования. В дальнейшем, с развитием науки, искусство толкования сновидений было в известной степени утрачено, интерес к сновидениям стал ассоциироваться с суеверием. И лишь в ХIХ в. наука, в частности физиология, вновь обратила внимание на сновидения. Было начато проведение экспериментальных исследований с целью определения влияния физических раздражений на содержание сновидений.
З. Фрейд, придававший сновидениям важное значение, как бы вернулся к старой традиции. В первой своей фундаментальной работе «Толкование сновидений» он исходил из того, что сновидения имеют смысл и их толкование способствует пониманию душевного состояния человека. При этом З. Фрейд опирался на предположения, которые легли в основу психоаналитического толкования сновидений. Одним из таких предположений было признание того, что сновидение представляет собой не физиологическое, соматическое, а психологическое явление. Поскольку сновидение есть продукт и проявление видевшего сон человека, постольку он сам должен сказать, что означает его сновидение. Следовательно, техника психоанализа заключается в том, чтобы получить решение загадки сновидения от самого сновидца.
Второе предположение состояло в утверждении: видевший сон знает, что означает его сновидение. Правда, когда видевшего сон расспрашивают о его сновидении, то чаще всего, по его словам, он ничего не знает о нем. На самом деле, считал З. Фрейд, видевший сон просто не знает о своем знании и поэтому полагает, что не знает смысла сновидения. Задача заключается в том, чтобы дать возможность видевшему сон обнаружить свое знание и сообщить его психоаналитику. Это не означает требования от видевшего сон сразу сообщить о смысле своего сновидения. Но он может представить материал, способствующий открытию истоков происхождения сновидения.
Третье предположение включало в себя допущение того, что первая пришедшая в голову видевшего сон мысль о своем сновидении должна давать желаемое объяснение его. Психоаналитическая техника исследования сновидений заключается в том, что видевшего сон спрашивают, почему ему приснилось такое. Первое же его высказывание по данному поводу считается объяснением. Психоаналитик требует, чтобы видевший сон отдался свободной ассоциации, и тогда первая же пришедшая ему в голову мысль не будет случайной, поскольку она обусловливается его внутренними установками, свидетельствующими о том, что в психике нет ничего случайного.
З. Фрейд различал явное содержание сновидения и скрытые его мысли. Явное содержание сновидения – это то, что он видит во время сна, когда воспринимает в зрительных образах различные картины и сюжеты. Скрытые мысли сновидения – это то глубинное и исконное, что стоит за зрительными образами и требует своего обнаружения.
Работа сновидения заключается в переводе скрытых мыслей в явное его содержание. Эта работа осуществляется с помощью механизмов сгущения, смещения, превращения мыслей в зрительные образы и вторичной обработки, то есть соединения разрозненных частей и элементов сновидения в единое, связное содержание. Благодаря этой работе сновидение может исказиться, выглядеть странным, абсурдным, непонятным. Искажению способствует цензура сновидения, которая, по мнению З. Фрейда, отвечает за различные пробелы и пропуски в сновидении, модификацию и перегруппировку его материала.
Толкование сновидения имеет противоположную направленность. Оно состоит в переводе явного содержания сновидения в скрытые его мысли. Такой перевод предполагает расшифровку символического языка бессознательного, так как, согласно З. Фрейду, элемент сновидения является символом его бессознательной мысли. Поскольку символы общезначимы для всех людей и имеют устоявшиеся переводы, то, например, в древнем мире они составляли идеальную основу для толкования сновидений. Однако если древние толкователи сновидений видели в них знаки будущего, то в классическом психоанализе смысл сновидения выводится из прошлого.
С точки зрения З. Фрейда, сновидение – это осуществление запретных, подавленных, вытесненных в бессознательное желаний, возвращение человека к его инфантильному состоянию. В сновидении отражаются наши собственные влечения и желания. В нем вновь оживают все характерные черты примитивной душевной жизни, включая различные формы проявления сексуальности. В этом отношении материал сновидения можно рассматривать, как считал З. Фрейд, в качестве части «архаического наследства, которое ребенок приносит с собой в мир и которое предшествует любому его личному опыту и является отпечатком опыта его предков». И если в период становления психоанализа он обращал внимание на филогенетический материал сновидений, находящий свое отражение в древних легендах и обычаях человечества, то по мере развития психоаналитической теории и практики, особенно после дискуссий среди психоаналитиков, связанных с публикацией работы О. Ранка «Травма рождения» (1924), он выдвинул тезис, согласно которому во время рождения ребенка возникает «инстинкт возвращения к внутриматочной жизни», или «инстинкт сна», и сон является «своеобразным аналогом возвращения в матку».
В целом сновидение рассматривалось З. Фрейдом как компромиссное образование: с одной стороны, оно удовлетворяет потребность человека на время (во сне) прерывать свою связь с внешним миром, с другой стороны, оно дает человеку возможность удовлетворять вытесненные влечения в форме галлюцинаторного исполнения желания.
З. Фрейд исходил из того, что при образовании сновидений следует различать три стадии: во-первых, перемещение предсознательного дневного остатка в бессознательное, чему способствуют предпосылки сонного состояния; во-вторых, собственная деятельность сновидения в бессознательном; в-третьих, регрессия обработанного таким образом сновидческого материала в образы восприятия, в которых осознается сновидение. Результат деятельности сновидения описывался им следующим образом: сложившаяся и неисчерпанная в течение дня сложная совокупность мыслей (дневной остаток) сохраняет ночью количество энергии и угрожает нарушить сон; в результате деятельности сновидения этот дневной остаток превращается в сновидение и делается безвредным для сна; чтобы стать поводом для деятельности сновидения, дневной остаток должен обладать способностью к образованию желания; «проистекающее из идей сновидения желание образует предварительную ступень, а позднее ядро сновидения»; у ребенка любое оставшееся от бодрствования желание способно вызвать сновидение, порой связное, разумное, но чаще всего забытое и легко признаваемое осуществлением желания; у взрослого обязательным, вызывающим сновидение условием желания оказывается его неприемлемость для сознательного мышления, то есть вытесненность желания; «воздействие этого бессознательного желания на соответствующий сознанию материал сновидческих идей и образует сновидение».
Основатель психоанализа различал «сновидения желания», «страшные сновидения» и «сновидения наказания». Все они являются, по его мнению, попыткой осуществления того или иного желания. Изучение сновидений помогает понять неврозы, а знакомство с неврозами способствует лучшему представлению о сновидениях.
З. Фрейд исходил из того, что в сновидениях может содержаться материал, не относящийся ни к взрослой жизни спящего, ни к его забытому детству. Этот материал следует рассматривать как «часть архаичного наследства, которое ребенок приносит с собой в мир и которое предшествует любому его личному опыту и является отпечатком опыта его предков». Следовательно, сновидения предоставляют аналитику богатый источник человеческой предыстории, и он может многое почерпнуть из него.
Толкование сновидений пациентов является важной частью психоаналитической терапии. Однако интерес к снотолкованию не должен подменять собой терапевтическую цель. Поэтому, как считал З. Фрейд, нужно остерегаться обнаруживать особый интерес к толкованию сновидений или вызывать у пациента предположение, будто аналитическая работа остановится, если он не может рассказать о своих сновидениях. В этом отношении он придерживался точки зрения, согласно которой «толкование снов при аналитическом лечении не должно стать искусством для искусства, но применение его должно подчиниться тем техническим правилам, которые являются вообще руководящими при проведении курса лечения».
Представления З. Фрейда о сновидениях вызвали неоднозначную реакцию у тех, кто в той или иной степени разделял психоаналитические идеи. Одни из них поддержали фрейдовское понимание сновидений, положенное в основу классического психоанализа, другие внесли изменения в те допущения, которые были сформулированы З. Фрейдом в отношении природы и функций сновидений. Третьи подвергли критике положение о том, что сновидение – это осуществление желаний человека.
А. Адлер (1870–1937) высказал мысль, согласно которой сновидение вовсе не стремится вернуться в прошлое, как полагал З. Фрейд. Оно устремлено вперед и нацелено на решение некой задачи. Сновидение направлено на разрешение вполне конкретной, стоящей перед человеком проблемы. Оно не является «царской дорогой» к бессознательному, поскольку не противоположно бодрствующему сознанию. Между сознанием и бессознательным нет никакой пропасти.
Для К.Г. Юнга (1875–1961) сновидение – это нечто трансцендентальное, то есть выходящее за пределы человеческого разума. Оно выполняет функцию связи между сознанием и бессознательным в душевной жизни человека. Это не компромиссное образование, как считал З. Фрейд, а компенсаторное, то есть дополнительное, поддерживающее равновесие между сознательными и бессознательными процессами. Кроме того, сновидение выполняет предвосхищающую функцию. Оно телеологично, нацелено на будущее. По убеждению К.Г. Юнга, сексуальность в сновидении есть лишь средство выражения, но не смысл или цель его.
Э. Фромм (1900–1980) считал, что сновидение обладает двойственными функциями: при отсутствии контакта с реальностью в сновидении проявляется как самое плохое, так и самое хорошее, что имеется в человеке. В сновидении человек может быть неразумным, глупым, непристойным, а может быть и наоборот – более разумным, мудрым и нравственным, чем когда бодрствует. С точки зрения З. Фрейда, сновидение иррационально по своей природе, К.Г. Юнг видел в сновидении откровение высшего разума, а по мнению Э. Фромма, в сновидении проявляется и то и другое. Цель толкования сновидения – понять, заявляет ли о себе животное начало в человеке или проявляется все лучшее, что в нем есть.
В современном психоанализе проблема сновидений и их толкования занимает важное место в исследовательской и терапевтической деятельности. Наряду с традиционными вопросами, затронутыми и обсужденными З. Фрейдом, в поле зрения аналитиков все чаще попадают следующие аспекты: сновидение рассматривается не только в плане раскрытия бессознательных желаний человека, но и в смысле укрепления его Я перед лицом требований Оно и Сверх-Я; сновидение воспринимается не только как способ разрешения внутриличностных проблем, но и как возможность интеграции психических функций в установившихся структурах; интерпретация сновидений осуществляется не только с точки зрения выявления скрытых мыслей сновидения, но и важности обращения внимания на явное его содержание и его полезности в клинической ситуации; объектом исследования становятся не только механизмы работы сновидения, но и «экран сновидения», на который проецируются различные образы; важное внимание уделяется не только символике сновидений, но и связи психоаналитической ситуации с феноменом сновидения; фокусом анализа является не столько сновидение, сколько сновидец; сновидение представляет интерес не столько в плане выявления бессознательных влечений пациента самих по себе, сколько в плоскости раскрытия природы объектных отношений между аналитиком и пациентом; объектом анализа становится не только диагностический потенциал толкования сновидений, но и ошибочное использование их интерпретаций в аналитическом процессе.
Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001