Смысловая педагогика это что такое Смысловая педагогика: определение — Психология.НЭС
СМЫСЛ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Смысловая реорганизация

Смысловая педагогика

Найдено 1 определение:

Смысловая педагогика

направление в теории и практике обучения, раздел современной психологии образования. Первоначально возникшая как вариант гуманизации обучения, основанный на идеях гуманистической психологии, С. п. ставила целью сделать обучение личностно значимым, безоценочным со стороны обучающих, направленным не только на усвоение знаний, но и на обретение смыслов как элементов личного опыта. Эмпиричность С. п. обусловлена тем, что используемая в ней теоретическая модель личности построена в результате переноса в психологию принципов и результатов личностно центрированной терапии. Это во многом определило трудности реализации С. п. Современный этап развития С. п. обусловлен определившимся социальным заказом к теории и практике обучения, предполагающим разработку образовательных программ, адекватных актуальным задачам развития общества. С другой стороны, развитие С. п. стимулируется постепенным выходом психологии за пределы традиционных объяснительных схем, се переходом в постклассическую стадию развития. Онтологизация психологии, сопровождающаяся отказом от гносеологической формулы, жестко разделяющей субъект и объект, меняет предмет науки. На первый план выходит многомерный, смысловой, системный мир личности, обусловливающий смысловое и системное строение сознания. Порождение субъективного мира личностью, его становление, формирование составляет суть проблемы развития личности в онтогенезе, которая понимается как проблема становления собственно человеческого в человеке. Новое понимание смысла как психологической категории позволяет преодолеть как субъектобъектное расчленение сознания, свойственное классической психологии, так и субъект-объектную нерасчлененность его в феноменалистической психологии. Открывающиеся закономерности становления человеческого в человеке, этапов и уровней в формировании субъективного мира личности и ее сознания позволяют переосмыслить существующие представления о критических точках и сензитивных периодах психического развития. С. п. способствует решению проблем сопряжения учебно-воспитательных воздействий с закономерностями образования многомерного и смыслового мира личности как основания формирующегося целостного смыслового сознания. В.Е.Клочко, A.M.Матюшкин
Оцените определение:

Источник: Психология развития. Словарь. Психологический лексикон в 6 т.

Найдено рефератов по теме Смысловая педагогика — 0

Найдено научных статей по теме — 12

Смысловая реальность педагогической деятельности

Зотова Наталья Георгиевна
Анализируется феномен смыслообразования у представителей гуманитарных профессий. Сквозь призму профессионально-личностных проблем педагогов рассматривается проблема осмысления ими сущности педагогической профессии и своего места в системе профессиональной деятельности.
Скачать PDF

Смысловая регуляция в психологической структуре жизнестойкости студентов педагогического вуза

Леоненко Наталия Олеговна
Представлены результаты исследования и сравнительного анализа психологических структур жизнестойкости студентов педагогического и юридического вузов. Эмпирические данные интерпретируются в терминах ценностно-смысловой регуляции.
Скачать PDF

Ценностно-смысловая сфера педагога в аспекте самодетерминации педагогической деятельности

Почтарева Елена Юрьевна
В статье обосновывается актуальность проблемы самодетерминации педагогической деятельности как особого вида самосозидания, меняющего представления о сущности педагогического труда в условиях субъект-субъектной парадигмы образования, когда сама личность педагога становится основным инструментом его деятельности. Самодетерминация рассматривается как интегративная смыслообразующая профессионально-педагогическая характеристика, которая обуславливает системность и целостность деятельности педагога. В статье представлены отечественные и зарубежные подходы к терминологическому обоснованию конструкта «самодетерминация педагогической деятельности», реализация которого в психолого-педагогических исследованиях открывает новые перспективы изучение феномена самодетерминации на уровне индивидуального и группового субъекта педагогической деятельности, что делает возможным обеспечение эффективности труда педагогов как субъектов профессиональной деятельности. Раскрывается методологическое обоснование аксиологической природы самодетерминации как собственной активности поведения и деятельности личности, ее способности определения направления развития, осознанного и самостоятельного выбора. Подчеркивается, что способность педагога к самодетерминации определяет уровень и характер его деятельности, которая предстает как развивающаяся психолого-педагогическая реальность, проявляющаяся в преобразующей активности педагога, направленной на реализацию его субъектной позиции, раскрытие личностно-профессионального потенциала, определяя, с одной стороны, формы, способы, условия осуществления педагогической деятельности, а с другой - выступая ее источником.
Скачать PDF

Ценностно-смысловая компонента в психологической структуре педагогической деятельности

Почтарева Елена Юрьевна
В статье обосновывается актуальность исследования ценностно-смысловой сферы педагога как интегративной, смыслообразующей характеристики педагогической деятельности. Представлены психологические подходы к проблеме ценностно-смысловых профессиональных образований педагога, реализация которых в психолого-педагогических исследованиях открывает новые перспективы изучения ценностей и смыслов педагогической деятельности на уровне индивидуального и группового субъекта, что делает возможным обеспечение эффективности труда педагогов как субъектов профессиональной деятельности. В статье представлено методологическое обоснование аксиологической природы педагогической деятельности как проявления субъектного опыта педагога. Определяется ключевая роль ценностно-смысловой сферы педагога в условиях субъект-субъектной парадигмы образования. Подчеркивается, что ценностно-смысловая составляющая педагогической деятельности определяет уровень и характер деятельности, которая предстает как развивающаяся психолого-педагогическая реальность, проявляющаяся в преобразующей активности педагога, направленной на реализацию его субъектной позиции, раскрытие личностно-профессиональных потенциалов и ресурсов, определяя с одной стороны формы, способы, условия осуществления педагогической деятельности, а с другой выступая ее источником.
Скачать PDF

Гуманитарно-смысловая экспертиза как метод оценки уровня гуманизации образования в вузе

Ермаков П.Н., Абакумова И.В.
Скачать PDF

Направленность и ценностно-смысловая сфера личности как условия ее самореализации в процессе професс

Орел Алевтина Андреевна
В статье рассмотрены направленность и ценностно-смысловые характеристики субъектов профессиональной деятельности, находящихся на различных этапах профессионального становления (опытных профессионалов и студентов). Отмечена устойчивая взаимосвязь между уровнем осмысленности жизни и доминирующей направленностью личности на всех этапах профессионализации. Установлено, что преобладающим видом личностной направленности у опытных профессионалов является направленность на задачу, которая непосредственно связана с высоким уровнем осмысленности жизни. Зафиксирована динамика исследуемых характеристик в студенческий период. Делается вывод о том, что психологическими условиями самореализации личности в пространстве становления профессиональной субъектности выступают преобладающая деловая направленность и высокий уровень осмысленности жизни как комплекс личностных характеристик.
Скачать PDF

Ценностно-смысловая система политической и правовой деятельности российского гражданина

Гуляихин В.Н.
Предпринята попытка философского осмысления системы аксиолантов политико-правовой деятельности российского человека. Предлагается объяснение феномена деформации ценностно-смысловой системы. Определяется содержательная сторона политической и правовой социализации личности. Анализируются основные тенденции трансформации ценностно-смысловой системы российских граждан.
Скачать PDF

Ценностно-смысловая парадигма как основа построения обобщенной теории психологического консультирова

Серый Андрей Викторович
В статье рассматривается возможность построения обобщенной теории психологического консультирования на основании ценностно-смысловой парадигмы функционирования личности. Излагаются основные принципы обобщенной теории консультирования. Выделяются точки соприкосновения и единицы анализа теоретических подходов к психологическому консультированию ценностные ориентации и личностные смыслы. Анализируются психологические механизмы и факторы, определяющие жизненную ситуацию человека как психологическую проблему. Задачи консультирования рассматриваются в контексте ценностно-смысловой парадигмы.
Скачать PDF

Смысловая саморегуляция жизнедеятельности пожарных

Шевченко Татьяна Ивановна
Проведено психологическое обследование 57 специалистов Государственной противопожарной службы МЧС России Санкт-Петербурга с целью изучения их жизненных целей как критерия адаптивной саморегуляции жизнедеятельности. Выделены три группы пожарных по адаптационным возможностям саморегуляции (группа эффективной саморегуляции, группа прогнозируемого риска, группа риска). Наибольшая целеустремленность выявлена у пожарных, не указавших ни одной цели избегания в общем списке формулируемых жизненных стремлений. Установлена слабая прямая связь показателей связности целей с общим количеством сформулированных стремлений и абстрактных целей, а также прямая слабая взаимосвязь доли конкретных целей избегания со стажем работы.
Скачать PDF

Смысловая теория мышления в трансспективе становления психологического познания: эпистемологический

Клочко Виталий Евгеньевич
Смысловая теория мышления О.К. Тихомирова рассматривается в статье как эпистемологический феномен, уникальность которого заключается в том, что в своем развитии теория смогла последовательно ассимилировать все три идеала рациональности, т.е. подняться от классического мышления к неклассическому, а от него к пост-неклассическому. Утверждается, что применение трансспективного анализа позволяет на примере становления конкретной теории объективировать источники, обусловливающие «парадигмальные сдвиги» в психологической науке, их сопряженность с объективными тенденциями развития научного познания. На конкретных примерах показано, каким образом теория вынужденно фальсифицирует себя, производя факты, объяснение которых предполагает необходимость выхода теории на новый уровень своей системной организации. Соответственно возрастает и уровень системности профессионально-психологического мышления.
Скачать PDF

Смысловая теория мышления

Бабаева Юлия Давидовна, Березанская Наталья Борисовна, Васильев Игорь Александрович, Войскунский Александр Евгеньевич, Корнилова Татьяна Васильевна
В статье проанализирован вклад школы О.К. Тихомирова в психологическую науку и представлены основные направления развития смысловой теории мышления: личностная детерминация мышления, регулятивная функция эмоций, актуалгенез смыслообразования и целеобразования, творческое мышление, преобразование интеллектуальной деятельности и общения на основе использования компьютерных технологий.
Скачать PDF

Смысловая сфера личности инвалида и социально-психологическая адаптация в условиях кризиса занятости

Панченко Мария Игоревна
Проведено исследование ценностно-смысловой сферы людей с ограниченными возможностями находящихся в кризисе занятости. Перечислены методики, позволяющие получить информацию о личностных смыслах и смысловых установках инвалидов. Описаны основные результаты исследования, выявлены основные смысловые деформации инвалидов в кризисе занятости.
Скачать PDF

Похожие термины: