Смысловая педагогика

Найдено 1 определение
Смысловая педагогика
направление в теории и практике обучения, раздел современной психологии образования. Первоначально возникшая как вариант гуманизации обучения, основанный на идеях гуманистической психологии, С. п. ставила целью сделать обучение личностно значимым, безоценочным со стороны обучающих, направленным не только на усвоение знаний, но и на обретение смыслов как элементов личного опыта. Эмпиричность С. п. обусловлена тем, что используемая в ней теоретическая модель личности построена в результате переноса в психологию принципов и результатов личностно центрированной терапии. Это во многом определило трудности реализации С. п. Современный этап развития С. п. обусловлен определившимся социальным заказом к теории и практике обучения, предполагающим разработку образовательных программ, адекватных актуальным задачам развития общества. С другой стороны, развитие С. п. стимулируется постепенным выходом психологии за пределы традиционных объяснительных схем, се переходом в постклассическую стадию развития. Онтологизация психологии, сопровождающаяся отказом от гносеологической формулы, жестко разделяющей субъект и объект, меняет предмет науки. На первый план выходит многомерный, смысловой, системный мир личности, обусловливающий смысловое и системное строение сознания. Порождение субъективного мира личностью, его становление, формирование составляет суть проблемы развития личности в онтогенезе, которая понимается как проблема становления собственно человеческого в человеке. Новое понимание смысла как психологической категории позволяет преодолеть как субъектобъектное расчленение сознания, свойственное классической психологии, так и субъект-объектную нерасчлененность его в феноменалистической психологии. Открывающиеся закономерности становления человеческого в человеке, этапов и уровней в формировании субъективного мира личности и ее сознания позволяют переосмыслить существующие представления о критических точках и сензитивных периодах психического развития. С. п. способствует решению проблем сопряжения учебно-воспитательных воздействий с закономерностями образования многомерного и смыслового мира личности как основания формирующегося целостного смыслового сознания. В.Е.Клочко, A.M.Матюшкин

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005