СМИРНОВ АНАТОЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ это что такое СМИРНОВ АНАТОЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ: определение — Психология.НЭС
СМИРИТЕЛЬНАЯ РУБАШКА Смит Брюстер

СМИРНОВ АНАТОЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Найдено 4 определения термина СМИРНОВ АНАТОЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

СМИРНОВ АНАТОЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

1894-1980) - сов. психолог, автор трудов по многим проблемам общей, возрастной и педагогической психологии, а также истории психологии. Наибольшую известность принес С. цикл исследований по психологии памяти. В них: 1) экспериментально доказана связь непроизвольного запоминания со структурой деятельности субъекта (запоминается прежде всего то, что является целью или имеет прямое отношение к ней), 2) показано, что эффективность запоминания увеличивается в случае, когда данная деятельность требует большей интеллектуальной активности (чем, напр., при решении задачи только на "запоминание"), 3) обнаружены также возрастные различия в непроизвольном запоминании. В теоретическом плане эти исследования внесли свой вклад в разработку принципа единства сознания и деятельности в отечественной психологии. См. Единства сознания и деятельности принцип. (Е. Е. Соколова.)

Оцените определение:

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.

СМИРНОВ АНАТОЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Анатолий Александрович Смирнов родился 24 октября 1894 г. в городе Руза Московской губернии в семье присяжного поверенного. Он рано потерял мать и воспитывался в семье тетки. После окончания в 1912 г. Варшавской гимназии А.А. Смирнов поступил на историко-филологический факультет Московского государственного университета. В том же году при университете был основан Институт психологии, директором которого стал Г.И. Челпанов. Под его влиянием А.А. Смирнов заинтересовался психологией, занимался изучением детерминантного и ассоциативного течения представлений. В мае 1916 г. А.А. Смирнов окончил университет с дипломом первой степени, а в июле женился на Марии Федоровне Капустинской. В том же году он был призван в армию, а по возвращении работал в культурно-просветительском отделе Московского совета рабочих депутатов. В июле 1919 г. он был призван в Красную армию, где прослужил до августа 1921 г. Служба проходила в Москве, и он имел возможность продолжать научную деятельность. В сентябре 1920 г. он стал ассистентом Психологического института, а с января 1922-го - научным сотрудником первого разряда. В период с 1921 по 1924 г. Смирнов также работал преподавателем психологии в Академии социального воспитания. В это время он продолжал подробное изучение психологической сущности представлений. В ноябре 1923 г. Г.И. Челпанова отстранили от руководства институтом, вместе с ним ушли и некоторые его ученики, среди которых был и А.А Смирнов. С 1924 г. он работал в Институте методов внешкольной работы, а в январе 1931 г. стал профессором Института высшей школы. Основные работы этого времени были посвящены проблемам педагогики и педологии. В книге «Психология ребенка и подростка», вышедшей в 1926 г., А.А. Смирнов суммировал результаты исследований, проводимых ранее многими другими учеными, а также привел наблюдения за собственными детьми. Он использует эволюционно-генетический подход к изучению проблем педагогики, считая ребенка существом, непрерывно развивающимся. По его мнению, каждая особенность личности и поведения ребенка должна быть рассмотрена в связи с другими его характерными чертами, свойственными ребенку данного возраста. Он считал, что в зависимости от возраста одна и та же черта характера ребенка может иметь разные психологические корни. Помимо этого, Анатолий Александрович рассмотрел в своей работе различные возрастные периоды развития личности ребенка, закономерности психического и физического развития, свойственные различным периодам, факторы этого развития, особенности формирования познавательных процессов, важность игры и труда в развитии ребенка, значение детского рисунка для познания его внутреннего мира и некоторые другие проблемы. В 1927 г. вышла другая его книга - «Введение в педологию в связи с учением о поведении человека». Педологию А.А. Смирнов понимал как специальную науку, изучающую ребенка как целостный психофизический организм. В книге, предназначенной для учителей, были рассмотрены основные цели и задачи педологии, периоды развития ребенка и основные факторы этого развития. В то же время А.А. Смирнов начал разрабатывать еще одно направление психологии - профессиональную психологию. В 1927 г. он издал свою книгу «Психология профессий». Эта работа была посвящена поиску и подробному рассмотрению путей научной организации выбора профессии. Изучив такие методы, как профориентация, профконсультация, профотбор, он обратил внимание на основные методы разработки профессиографии. Также он составил описание некоторого ряда профессий с точки зрения психофизических качеств, необходимых для их выполнения. Изменение идеологии в стране повлекло за собой необходимость прекращения разработки этих направлений, вынужденное признание АА. Смирновым ошибочности собственных разработок. В 1933 г. он вновь возвратился в Институт психологии, где включился в коллективную работу по изучению зрительных ощущений и восприятий. Эти исследования со временем подтолкнули его к разработке проблем памяти. Проанализировав многочисленные работы, посвященные этой теме, А.А. Смирнов сумел найти свой предмет исследования. Основной темой теоретических и экспериментальных разработок ученого стала психология запоминания, в своих работах он привел детальную характеристику произвольного и непроизвольного запоминания, проанализировал взаимовлияние понимания и запоминания, определил значение и функции повторения, а также выделил некоторые особенности процесса повторения. Одним из важнейших экспериментальных выводов стал приведенный им целый ряд условий, влияющих на продуктивность процесса запоминания. На основе экспериментальных данных А.А. Смирнов сформулировал общую закономерность соотношения произвольного и непроизвольного запоминания. Она заключается в следующем: прежде всего запоминается то, что составляет цель действия. Решающим же фактором, определяющим эффективность запоминания, является, по мнению А.А. Смирнова, степень интеллектуальной активности, определяемая родом деятельности. Таким образом, ученый подтвердил принцип тесной взаимосвязи и единства психических процессов и деятельности, в условиях которой эти процессы находят свое осуществление. В 1940-е гг. А.А. Смирнов занимался подробнейшей разработкой проблем осмысленного запоминания. В первую очередь он рассмотрел процессы мышления, играющие, по его мнению, главную роль при осмысленном запоминании. Целью ученого при этом было не просто понятие сути изучаемых процессов, но и поиск путей руководства их развитием. Особенностью метода А.А. Смирнова было то, что он в своем исследовании продвигался от высших форм к более простым. Процесс осмысленного запоминания ученый рассматривал не как изолированный механизм памяти, а как один из компонентов человеческой деятельности, неразрывно связанный со всем комплексом ее задач и мотивов. Такой подход позволил ему (в отличие от его предшественников) создать более подробную и содержательную теорию осмысленного запоминания. Так, он выделил набор приемов, позволяющих делать процесс осмысленного запоминания более эффективным. Сюда он относил разбивку запоминаемого материала на основные смысловые части, группировку таких отдельных частей, выделение опорных пунктов, сопоставление частей запоминаемой информации между собой или с тем, что уже известно человеку. Эта теория и ее экспериментальные доказательства составили содержание основного его труда «Психология запоминания». В сборнике «Вопросы психологии памяти» были собраны работы, посвященные изучению образной и словесно-логической памяти. На основе экспериментальных данных А.А. Смирнов продемонстрировал принцип единства конкретного и абстрактного, чувственного и логического, их неразрывную связь Результаты исследований показали взаимосвязь образа и слова в процессах запоминания. Кроме того, исследования выявили и изменение роли образной и словесной памяти по мере развития психики. В конце 1950-х гг. А.А. Смирнов обратился к исследованию исто-рико-психологических вопросов. В своих работах он проводил обзоры, подводящие итоги развития психологии за определенный период времени, характеризующие тенденции ее развития. Одной из основных его работ был доклад о состоянии научно-исследовательской работы в области психологии, опубликованный в 1955 г. В нем были сформулированы важнейшие задачи дальнейших психологических исследований. В начале 1970-х гг. А.А. Смирнов предпринял попытку создать фундаментальный многотомный труд «Основы психологии». В результате в 1974 г. под его редакцией вышел первый том «Развитие и современное состояние зарубежной психологии», написанный М.Г. Ярошевским и М.И. Анциферовой. Через год вышел и второй том, созданный самим А.А. Смирновым и посвященный развитию отечественной психологической науки. Впоследствии были выпущены еще два тома, один в 1978 г., а другой - уже после смерти ученого, последовавшей 24 мая 1980 г. Теории, разрабатываемые А. А. Смирновым на протяжении всей его жизни, являются значительным вкладом в русскую психологию, несмотря на то что некоторые из них были незаслуженно забыты. Его исследования в области непроизвольного и особенно произвольного запоминания имеют огромную практическую ценность для современной педагогической психологии.

Источник: Гендерный глоссарий проекта "Ресурсы гендерного образования"151

Смирнов Анатолий Александрович

(5.11.1894, Руза - 24.05.1980, Москва) - советский психолог.

Биография. В 1912 г. поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Был учеником Г.И.Челпанова. В 1916 по окончании факультета получил диплом первой степени. Был призван в армию. После демобилизации работал в культпросветотделе Московского Совета рабочих депутатов. С 1919 г. по 1921 г. служил в Красной Армии в должности начальника учебной команды и помощника начальника школы инструкторов-артиллеристов Артиллерийской бригады. С 1922 г. - научный сотрудник первого разряда Психологического института. С 1937 по 1941 г. - профессор Московского городского педагогического института, с 1941 по 1952 г. - профессор МГУ. С 1945 по 1973 г. - директор Института общей и педагогической психологии. Член-корреспондент Академии педагогических наук (1944), действительный член (1947). Главный редактор журнала "Вопросы психологии".

Исследования. Специалист в области психологии памяти, возрастной и педагогической психологии и истории психологии. Экспериментально доказал, что характер непроизвольного запоминания связан со структурой деятельности субъекта.

Сочинения. О свободном течении представлений. 1923;

Психология ребенка и подростка. 1926;

Психология профессий. 1927;

Рабочая книга по цветоведению. 1931 (совм.);

Психология запоминания. 1948;

Проблемы психологии памяти. 1966;

Избранные психологические труды. В 2-х т. М.: Педагогика, 1987

Источник: Психологический словарь

СМИРНОВ Анатолий Александрович

(1894—1980)— российский психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, теории и истории психологии. Д-р психологических наук (1951), профессор (1949). Чл.-кор. (1944) и д. чл. АПН РСФСР (1947), с 1968 — д. чл. АПН СССР. Был чл. Президиума АПН РСФСР (1950—1964), и.о. вице-президента АПН РСФСР (1958— 1959). Президент ОП СССР (1957—1963). В 1955-1958 и 1965-1980 гг. -гл. ред. журнала Вопросы психологии. Засл. деятель науки РСФСР (1958). Окончил историко-филологический фак-т Московского ун-та. С 1920 по 1923 г. работал в Психологическом институте (ныне ПИ РАО), одновременно (1921—1924) преподавал психологию в Академии социального воспитания. В течение последующих нескольких лет работал в различных московских вузах, в т. ч. в 1927—1930 гг. — в маскировочном отделе Инженерно-технического полигона РККА, гле занимался исследованиями психологии восприятия. С 1930 по 1980 г. снова работал в НИИ ОиПП; в 1950 г. защитил там докт. дис. Психология запоминания; с 1945 по 1973 г. являлся его директором. Научная работа С. развивалась в трех основных направлениях: экспериментальное исследование проблем памяти; возрастная и педагогическая психология; история психологии. В историко-теоретичес-ких работах С. содержится обоснование отражательной природы психики, показана роль идеи активного отражения для понимания ее функционирования. Анализируя ход развития психологической мысли в России, начиная с XVIII века, С. показал сложность становления психологии как научной дисциплины, обобщил и систематизировал основные достижения психологии в СССР по разным отраслям и направлениям (Развитие и современное состояние психологической науки в СССР, 1975). В экспериментальных исследованиях памяти центральное место занимала проблема психологии запоминания; были изучены особенности и условия наиболее успешного осуществления произвольного и непроизвольного запоминания, роль повторения при заучивании. Под руководством С. исследовалось также соотношение образной и словесно-логической памяти, ее возрастные и индивидуальные особенности, типологические различия в уровне развития мнемических процессов, возможности формирования логической памяти на ранних ступенях возрастного онтогенеза. Опираясь на экспериментальные данные, С. развивал концепцию памяти в русле принципа единства психики и деятельности. Практическое значение исследований С. связано с организацией учебной деятельности и выявлением резервов интеллектуального развития ребенка (Проблемы психологии памяти. 1966; Развитие памяти/Психологичес-кая наука в СССР, т.1, 1959 /под ред. С; Возрастные и индивидуальные различия памяти, М., 1967; Развитие логической памяти у детей, М., 1967). В области возрастной психологии был проведен анализ закономерностей детского развития (умственного, нравственного, эстетического) с точки зрения принципа развития и целостности изучения, дана обобщенная характеристика детей разных возрастных периодов (от раннего детства до ранней юности) (Психология ребенка и подростка , 4-е изд. 1930). В работах по педагогической психологии рассмотрены основные теоретические вопросы психологии обучения и психологии воспитания: единство воспитания, обучения и развития; ведущая роль воспитания в развитии; тесная координация задач обучения и воспитания; трактовка проблемы психологии воспитания как центральной проблемы личности. На этой основе наметил пути исследования ряда конкретных проблем (усвоение понятий, закрепление знаний и др.). Особое место в исследованиях С. занимали вопросы психологии трудового обучения, в частности психологической подготовки к труду (Психология профессий , М., 1927; Вопросы психологии обучения труду в школе/под ред. С, 1968.). Под ред. и при авторском участии С. вышел ряд учебных пособий по психологии. Он — инициатор создания серии Основы психологии и автор одного из ее томов (1975). Основные научные работы С. изданы в Избранных психологических трудах , 1-2, М., 1987. А.А. Никольская

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон в 6 т.

Найдено рефератов по теме СМИРНОВ АНАТОЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ — 0

Найдено книг по теме — 8

Найдено научных статей по теме — 12

Анатолий Лактионович Журавлев: «Психология находится в центре всей современной системы наук»

Луков Валерий Андреевич
Доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии наук, академик Международной академии наук (IAS) Анатолий Лактионович Журавлев один из крупнейших российских психологов, научная жизнь которого на протяжении 35 лет связана с Институтом психологии РАН. Уже несколько лет А. Л. Журавлев возглавляет этот славный, известный своими исследованиями во всем мире институт, а недавно был избран на должность директора ИП РАН академическим сообществом. Труды А. Л. Журавлева отражают его выдающийся вклад в современную психологию. В Московском гуманитарном университете он многие годы возглавляет кафедру социальной и этнической психологии, руководит работой докторского диссертационного совета. Его вклад в развитие факультета психологии и социальной работы МосГУ поистине неоценим. В июне Анатолию Лактионовичу исполняется 60 лет. Редакционная коллегия журнала «Знание. Понимание. Умение» поздравляет его с этой знаменательной датой, желает здоровья и новых исследований. Заместитель главного редактора журнала «Знание. Понимание. Умение» профессор Валерий Андреевич Луков встретился с профессором Анатолием Лактионовичем Журавлевым в кабинете директора Института психологии РАН его кабинете, где как бы в воздухе висит напряженность рабочих будней ученого и звонят сразу все телефоны.
Скачать PDF

Анатолий Лактионович Журавлев: «Историю не перепишешь»

Даргыноол Чимиза Кудер-Ооловна
Скачать PDF

Смирнов, Л. М. Базовые ценности – поиск истоков. – Волгоград: учитель, 2005. – 316 с

Кульпин Эдуард Сальманович
Скачать PDF

Карпов Анатолий Викторович

Скачать PDF

Юбилей Ученого: Анатолию Васильевичу Батаршеву 85 лет

К юбилею доктора педагогических наук, профессора, главного научного сотрудника Института педагогического образования и образования взрослых РАО Анатолия Васильевича БатаршеваTo the jubilee of Anatoliy Vassilievich Batarshev, Doctor of Pedagogy, Full Professor, Head Researcher at the Institute of Pedagogical and Adult Education of Russian Academy of Education
Скачать PDF

Становление личности в философско-психологическом наследии Ивана Александровича Ильина

Борисова Наталья Владимировна, Гостев Андрей Андреевич
В статье раскрывается философско-психологическое наследие И. А. Ильина, реконструируемое вокруг понятия духовной личности. Рассматриваются характеристики духовной личности, условия ее формирования, источники духовного опыта человека, в частности, нравственно-психологическое содержание «духовного акта». Обсуждается содержание ряда теоретически значимых для современной психологии понятий вера, надежда, любовь, совесть, «сердечное созерцание», духовный катарсис, другие святоотеческие понятия и элементы отечественной духовно-нравственной традиции. Рассматриваются идеи философа относительно духовных основ общения, социальных конфликтов, проблем воспитания и образования. Освещаются социально-психологические взгляды мыслителя на роль нравственно-патриотических чувств личности в обществе, на отечественную духовную культуру. Реконструкция наследия И. А. Ильина проводится в соотнесении с пониманием проблемы духовно-нравственного начала в современной психологии.
Скачать PDF

Чикер вера Александровна (караштина)

Скачать PDF

Евгений Александрович Климов: жизнь в науке

Носкова Ольга Геннадьевна, Стрелков Юрий Константинович
Скачать PDF

Алексею Александровичу бодалёву 90 лет!

Леонов Н.И.
Скачать PDF

Памяти Алексея Александровича Бодалёва

Леонов Николай Ильич
Скачать PDF

Мы и наши проекции: психоанализ и политика. Диалоги с Александром кантором

Фан И.Б.
В беседе обсуждаются возможности психоанализа в исследовании современных политических лидеров и психологии масс. Особое внимание уделяется проблеме болезненности сознательной рефлексии большинства россиян над собственным бессознательным, а также проблеме экзистенциальной травмы, переживаемой населением после распада СССР и тем способам ее «лечения», которые предлагает президент В.В. Путин.
Скачать PDF

Памяти Алексея Александровича бодалева

Скачать PDF