СМЕЖНОСТИ, ПРИНЦИП

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Смежности принцип
представление Аристотеля о том, что смежность двух событий (во времени, пространстве) является необходимым и достаточным условием для формирования динамической ассоциации между ними. Многие впечатления связаны в памяти именно таким образом (помимо логических связей между ними, устанавливаемых отдельно, в процессе переработки впечатлений). Вероятно, это позволяет понять, почему при психическом расстройстве и ослаблении отвлеченного мышления логические отношения подменяются отношениями смежности или механистическими ассоциациями (особенно заметно это у маникальных пациентов).

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

СМЕЖНОСТИ, ПРИНЦИП
1. Предложенное Аристотелем представление о том, что смежность двух событий является необходимым и достаточным условием для формирования динамической ассоциации между ними. С тех пор этот кажущийся простым принцип яростно критиковался. Необходимость в смежности оспаривалась простыми процессами памяти, посредством которых возможно вспомнить предыдущее событие и связать его с теми, которые происходили одновременно с ним. Естественным возражением здесь будет то, что процесс поиска действительно делает два события смежными в мыслях, но в некоторой степени лишает этот принцип его доказательной силы, так как все ассоциативные операции индивида должны быть непрерывными, и таким образом, из этого принципа ничего не получается. См. здесь восстановление. Положение о достаточности оспаривалось принципом подкрепления, который утверждает, что простой смежности недостаточно для формирования ассоциативной связи, чтобы "скрепить" связь, оно должно сопровождаться каким-то подкреплением или вознаграждающим событием. Стандартный ответ здесь – отклонение аргумента с указанием на то, что нет никакого удовлетворительного теоретического определения того, что такое подкрепление, и не известно, что способствует или мешает тому, чтобы любое произвольное событие выполняло функцию подкрепления. См. здесь подкрепление. 2. В теории научения – представление о том, что реакция, совершенная в присутствие стимула, будет усвоена просто на основании их пространственно-временной смежности. См. здесь смежности, теория.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002