Слушание ответа на заданный вами вопрос СЛЫШИМОСТИ, ПРЕДЕЛЫ

Слушание понимающее

Найдено 1 определение:

Слушание понимающее

в психотерапии) - метод гуманистической психотерапии, имеющий целью понять клиента; традиционно используется профессиональными психотерапевтами, психологами, к-рые умеют слушать и слышать именно то, что им говорят. Приемы С. п.: нерефлексивное слушание, выяснение, перефразирование, резюмирование, отражение чувств. Эмпатическое слушание - высший уровень умения слушать, предполагает вчувствование (способность терапевта чувствовать то же, что и клиент, понимать его не умом, а сердцем). Эмпатический ответ это не изощренная техническая уловка терапевта, а результат его способности к эмпатии, вчувствования в др. человека. И тем не менее эмпатическому слушанию можно научиться. В отличие от С. п., оценивающее слушание зачастую пристрастно, рассудочно, предполагает поиск причины, почему и зачем была сказана клиентом какая-то фраза (за этим поиском толкования услышанного нередко теряется смысл сказанного; для толкователя важнее не «что» сказано, а «почему»). Сопутствующие приемы: интерпретация, анализ, выяснение, логическая аргументация своих заключений и мнений, поучения, указания, осуждение, критика, похвала, обобщение и пр. При сочувствующем слушании психолог всегда готов выразить свое сострадание клиенту, быстро с ним согласиться. Сопутствующие приемы: вербальное согласие, утешение. При сочувствующем слушании есть опасность в эмоциональной идентификации психолога с клиентом (в этом случае психологу самому может понадобиться профессиональная психол. помощь). Недостаток такого способа слушания и в том, что клиент, возможно, хотел поделиться своими сомнениями, пытался с помощью терапевта найти взвешенное решение, а получил с его стороны полное согласие с одной из своих рассматриваемых позицией. Для демонстративно отстраненного слушания, характерна невербальная демонстрация психологом клиенту своего профессионального превосходства, своего более высокого ранга в ситуации терапии. Это скорее не слушание, а снисходительно-повелительное выслушивание; иногда наблюдается при директивных моделях психотерапии. Сопутствующие приемы: приказ, указание, предупреждение, угроза, обещание. Описанные типы можно рассматривать как идеальные, в таком чистом виде редко встречающиеся. Каждому психологу свойственен в той или иной мере каждый из указанных типов слушания. Опр. их сочетание характеризует индивидуальный стиль слушания, в к-ром отражается характер психолога, его профессиональные интересы и сформированные навыки, пол, возраст и пр. К. Роджерс установил, что, если человек в 40 % случаев проявляет в О. один и тот же стиль реакции, опр. фиксированный набор коммуникативных приемов, то его собеседник вправе думать, что этот человек ведет себя всегда так. Так рождаются у клиентов мифы о своих психотерапевтах, что приводит к навешиванию им ярлыка «добряк», «строгий», «обо всем знающий», «понимающий» и др. Умение слушать входит в профессиональную подготовку клинического психолога, ему его специально учат. Лит.: Дерябо С., Ясвин В. Гроссмейстер общения. М., 1996 ; Клиническая психология. Словарь… М., 2006; Rogers C. R. Curl Rogers on encounter groups. N. Y., 1970. Н. Д. Творогова
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 3

Значение супервизии в психотерапевтическом образовании (на примере обучения методу понимающей психот

Щукина Юлия Владимировна
Скачать PDF

К проблеме организации понимающего взаимодействия школьника с миром культуры

Соколова Людмила Борисовна, Савельева Екатерина Александровна
В данной статье авторы рассматривают сущность понятия "понимание" как особый когнитивный, психологический процесс.
Скачать PDF

Нарративный анализ как понимающий метод

Терехова Татьяна Александровна, Малахаева Светлана Карловна
В настоящей статье впервые предпринята попытка операционализировать в социально-психологическом исследовании философский концепт «забота о себе», позволяющий проблематизировать субъективный компонент в исследовании экологического сознания. Для этого использованы принципы герменевтики и историко-культурологической интерпретации в контексте социально-психологического исследования. В интерпретации нарративного интервью использованы структурный подход У. Лабова и семиотические триады Ч. Пирса. Авторы, анализируя нарративное интервью с помощью семиотиеских триад Ч. Пирса, используют, во-первых, описание действия, практики как репрезентанту; во-вторых, суть действия, переходный момент, провоцируемый действием, и эмоции, которыми насыщено это действие как объект; в-третьих, интерпретацию как способ выявить эту зависимость между репрезентантой и объектом. Такая триадная структура события позволяет раскрыть смысловое поле события и выявить значимые коды, присущие данному рассказчику. Нарратив, с точки зрения структурного подхода, имеет определённый набор компонент, чьи функции дать тезисы последующего текста (Т), ориентировать слушателя (ОС), представить комплексное действие (КД), оценить его значение (О) и показать разрешение ситуации (Р). Вопрос, что считать оценкой, а что ориентацией, решается в зависимости от теоретических допущений и опыта учёного. Нарративное интервью «Принципы моей жизни» проведено на русском и бурятском языках и интерпретировано с помощью семиотических триад Ч. Пирса и структурного подхода У. Лабова.
Скачать PDF