СЛУХОВОЙ АНАЛИЗАТОР

Предыдущий термин:
СЛУХОВОЙ

Следующий термин:
СЛУХОВОЙ КАНАЛ

Содержание:

Найдено 4 определения термина СЛУХОВОЙ АНАЛИЗАТОР

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

АНАЛИЗАТОР СЛУХОВОЙ

анализатор, обеспечивающий восприятие и анализ звуковых раздражений и формирующий слуховые ощущения и образы

Оцените определение:

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник, 2008 г

СЛУХОВОЙ АНАЛИЗАТОР

англ auditory system) - совокупность соматических, рецептор-ных и нервных структур, деятельность которых обеспечивает восприятие человеком и животными звуковых колебаний. С. а. состоит из наружного, среднего и внутреннего уха (см. Ухо среднее, Ухо внутреннее), слухового нерва, подкорковых релейных центров и корковых отделов больших полушарий.

Ухо является усилителем и преобразователем звуковых колебаний. Через барабанную перепонку, представляющую собой эластичную мембрану, и систему передаточных косточек - молоточек, наковальню и стремечко - звуковая волна доходит до внутреннего уха, вызывает колебательные движения в заполняющей его жидкости.

Внутреннее ухо, или улитка, представляет собой спиралеобразный ход, состоящий из 2,5 витков. Заполняющая улитку жидкость - пери- и эндолимфа - практически несжимаема. В улитке находится т. н. кортиев орган (назван по имени итальянского анатома Альфонса Корти) - сложная структура, включающая базилярную мембрану с расположенными на ней волосковыми клетками, и покровную мембрану, нависающую над рецепторами. Возникающие колебания эндолим-фы передаются волокнам расположенной вдоль улитки базилярной, или основной, мембраны и возбуждают специализированные механорецепторы - волосковые клетки. Волосковые клетки улитки являются основными аппаратами слуховой рецепции. Реагируя на колебания эндолимфы, они превращают улавливаемые звуковые колебания в нервные импульсы, передающие акустическую информацию по волокнам слухового нерва.

Возбуждение, возникающее в волокнах слухового нерва (ок. 50 тыс волокон), направляется к центральным отделам н. с. Первым центром обработки акустической информации являются расположенные на уровне варолиева моста ядра слухового нерва, после чего она поступает к т. н. верхним оливам. Здесь происходит объединение сигналов, поступающих от левой и правой улитки. Затем афферентные пути направляются к нижним буграм четверохолмия, которые представляют собой рефлекторный центр слуховой системы. Здесь происходит передача слуховых импульсов на двигательные пути, в результате чего возникают такие, напр., реакции, как двигательное настораживание или сокращение зрачка в ответ на внезапно возникающий звук.

Далее мощный пучок нервных волокон идет к внутренним коленчатым телам, от которых начинается последняя часть слухового пути. Его волокна направляются к поперечной извилине височной области коры, или извилине Гешля, представляющей собой корковый конец С. а. По своему строению извилина Гешля (поля 41-е и 42-е, по Бродману) очень близка к проекционной зрительной коре. Основное место в ней занимает 4-й афферентный слой, в котором и заканчиваются волокна слухового нерва. Как в зрительной проекционной области, так и в извилине Гешля были обнаружены признаки соматотопического строения (тонотопическая проекция). При этом волокна, передающие информацию о высоких тонах, заканчиваются в медиальных, а волокна, несущие информацию о низких тонах, - в латеральных участках этой извилины. Существенным отличием корковых отделов С. а. от зрительного является то, что здесь нет изолированного представительства каждого уха или его части в противоположном полушарии. Моноуральные волокна направляются к обоим полушариям, и поэтому повреждение одной (напр., правой) извилины Гешля приводит лишь к незначительному снижению слуха, в несколько большей степени проявляющемуся в противоположном (левом) ухе.

Над первичными отделами слуховой коры (в извилине Гешля) надстроены вторичные отделы слуховой коры. Они находятся на наружной поверхности височной области, в пределах верхней височной извилины (поле 22-е, по Бродману). В их составе преобладают клетки верхних, ассоциативных слоев коры. В отличие от первичной слуховой коры ее вторичные отделы не имеют соматотопического строения и представляют собой интегрирующий аппарат, который обеспечивает сложные формы анализа и синтеза звуковой информации, делая возможным восприятие музыкальных и речевых звуков. Поражение вторичных отделов слуховой коры не приводит к снижению остроты слуха и выпадению восприятия простых звуков, но вызывает нарушение различения мелодий в одних случаях или сложно построенных звуков речи в др. (см. Вернике центр, Сигнальные системы, Синдромы нейропсихологические).

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Слуховой анализатор

Словообразование. Происходит от греч. analysis - разложение, расчленение.

Категория. Вид анализатора.

Структура. Анатомические структуры, за счет работы которых обеспечивается восприятие звуковых колебаний. Состоит из наружного, среднего и внутреннего уха, слухового нерва, подкорковых релейных центров и корковых отделов.

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

СЛУХОВОЙ АНАЛИЗАТОР

совокупность соматических, рецепторных и нервных структур, деятельность которых обеспечивает восприятие звуковых колебаний. С. а. состоит из рецептора (уха), слухового нерва и сложной системы нервных связей и центров мозга. С. а. человека улавливает форму звуковой волны, частотный спектр чистых тонов и шумов, осуществляет в определенных пределах анализ и синтез частотных компонент звуковых раздражений, обнаруживает и опознает звуки в большом диапазоне интенсивности и частот. С. а. позволяет дифференцировать звуковые раздражения и определять направление звука, а также удаленность его источника. Слуховой аппарат человека воспринимает как слышимый звук колебания с частотой от 16 Гц до 20 кГц, ухо наиболее чувствительно к колебаниям в области средних частот — от 1000 до 4000 Гц. Физически звук характеризуется интенсивностью, частотой и формой звуковой волны. В слуховых ощущениях они отражаются соответственно как громкость, высота и тембр звука. Основными количественными характеристиками С. а. являются абсолютные (нижний и верхний) и дифференциальные пороги. Нижний абсолютный порог звуковому давлению 2 Па (силе звука эрг/см2); верхний абсолютный порог соответствует интенсивности звука, вызывающей болевые ощущения; для большинства частот она равна 120... дБ. Дифференциальный порог С. а. по интенсивности зависит как от интенсивности, так и частоты звуковых колебаний. Однако в пределах среднего участка диапазона изменения звука по частоте и интенсивности величина энергетического дифференциального порога примерно постоянна и составляет около 0,1 от исходной интенсивности звука. Различение звуков по частоте у человека более совершенно, чем различение по интенсивности: оно происходит при относительном изменении частоты на 0,002 от исходного значения. Временной порог С. а., т. е. длительность звукового раздражителя, необходимая для возникновения ощущений, также не является постоянной величиной. С увеличением как интенсивности, так и частоты звука он сокращается. Минимальная длительность звука, при которой оценивается его качество, равна 20...50 При длительности 2 человек отмечает лишь его наличие и воспринимает любой звук, как щелчок. С. а. позволяет определять положение источника в пространстве: расстояние до него и направление относительно субъекта. Короткие дистанции (1 — 2 м) оценивается грубо, с точностью до десятков сантиметров. Расстояние до движущегося объекта определяется на слух точнее, чем до неподвижного. Точность распознавания направления звука различна по отношению к волнам различной длины. Для низких частот (до 800 Гц) порог различения в горизонтальной плоскости равен примерно 10 град., с увеличением частоты он возрастает, достигая 20 — 22 град. в районе 3000 Гц, а затем вновь уменьшается. Направления в горизонтальной плоскости дифференцируются точнее, чем в вертикальной. Решающую роль восприятия направлений играет бинауральный эффект (парность С. а.).

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Влияние нетилмицина на слуховой анализатор (экспериментальное исследование)

Дьяконова И.Н., Ишанова Юлия Сергеевна, Рахманова И.В., Сапожников Я.М., Тихомиров А.М., Сергеева Е.Г.
Целью данной работы явилось исследование влияния нетилмицина на слуховой анализатор неполовозрелых животных (кроликов).
Читать PDF

Влияние нетилмицина на слуховой анализатор (экспериментальное исследование)

Дьяконова И.Н., Ишанова Юлия Сергеевна, Рахманова И.В., Сапожников Я.М., Тихомиров А.М., Сергеева Е.Г.
Целью данной работы явилось исследование влияния нетилмицина на слуховой анализатор неполовозрелых животных (кроликов).
Читать PDF

Экспериментальные исследования по оценке эффективности слуховой функции человека при бинауральном во

Родичкин П.В., Закиров А.Д.
Экспериментально изучена эффективность слуховой функции человека при обнаружении сигналов с гиперболической модуляцией в условиях их маскировке «белым» шумом.
Читать PDF

Особенности символизации как компонента смыслообразования у старшеклассников с дефектами слуховой фу

Колтунова Елена Аркадьевна
В статье рассматривается феномен смыслообразования. В процессе смыслообразования единицей содержания становится отношение «субъектный опыт объективная ценность», т. е. личностный смысл.
Читать PDF

Особенности переработки кинестетической и слуховой информации у детей младшего школьного возраста

Лукаш Ольга Леонидовна
В статье рассматриваются подходы к выявлению симптомов дефицитарного развития младших школьников.
Читать PDF

Проблема мотивации и ее проявление у детей с нарушениями слуховой сенсорной системы

Белова Ольга Анатольевна
Приводится краткий обзор литературы по вопросам целенаправленного поведения, мотивации и эмоции, а также взгляды ученых на понятие мотивации и эмоции в развитии поведенческих реакций.
Читать PDF

Связь селективного слухового внимания с индивидуальными особенностями

Осокина Е.С., Чернышев Б.В., Чернышева Е.Г.
Проведено исследование взаимосвязи между индивидуальными особенностями человека и успешностью выполнения им задачи на селективное слуховое внимание.
Читать PDF

Психоэмоциональное состояние школьников с депривацией слуховой сенсорной системы

Белова Ольга Анатольевна, Плотникова Надежда Алексеевна
Актуальность и цели. Определен уровень тревожности у учащихся разных возрастных групп (младший, средний, старший школьный возраст) с депривацией слуха. Материалы и методы.
Читать PDF

Музыкально-слуховой самоконтроль как средство саморегуляции учебно-познавательной деятельности студе

Карнаухова Т.И.
В статье рассматриваются наиболее значимые работы по изучению и разработке проблемы самоконтроля. Автор подробно останавливается на особенностях функционирования самоконтроля в деятельности музыканта.
Читать PDF

Имплантируемый слуховой аппарат костной проводимости вана

Колесникова А.В., Галанина Л.Е.
Читать PDF

Изменение слуховой функции под влиянием микрофлоры среднего уха у больных хроническим гнойным средни

Пальчун В.Т., Гуров А.В., Гусева А.Л.
Читать PDF

Изменение слуховой функции под влиянием микрофлоры среднего уха у больных хроническим гнойным средни

Пальчун В.Т., Гуров А.В., Гусева А.Л.

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!