Слуховая различительная способность СЛУХОВОЕ ПРОСТРАНСТВО

Слуховое восприятие

Найдено 2 определения термина Слуховое восприятие

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Слуховое восприятие

auditory perception) Процесс С. в. включает выработку поведенческих реакций на простые и сложные акустические стимулы: чистые тона, музыку, речь и шум. Чистый тон - это звук, при к-ром изменение звукового давления определяется простой синусоидальной функцией времени; он м. б. описан через параметры частоты, амплитуды, фазы. Физ. изменения на континууме частоты от низкой до высокой вызывают соотв. психол. изменения высоты звука, а изменения физ. амплитуды связаны непосредственно с психол. громкостью. Вместе с тем на восприятие высоты звука дополнительно влияет интенсивность и длительность, а на воспринимаемую громкость - частота и длительность акустического стимула. Чистые тона могут тж различаться по таким психол. измерениям, как объем, плотность и вокальность. Музыкальные топа - это сложные звуки, образованные периодически повторяющимися колебаниями, к-рые можно описать через осн. частоту и кратные ей частоты (гармоники или обертоны), с учетом их относительных амплитуд и фазовых соотношений. По мере возрастания осн. частоты в сложном звуке с 20 до 5000 Гц монотонно растет и высота тона. Музыкальные звуки, разделенные октавой, воспринимаются как сходные по окраске тона. Сложные, изменяющихся во времени колебания звукового давления образуют речевые звуки, входящие в состав слов, к-рые воспринимаются и понимаются на основе их акустических свойств и лингв. контекста. Напр., в английском языке существуют 15 фонем с гласными звуками и 24 фонемы с согласными, каждая из к-рых имеет дифференциальные акустические признаки. На их основе образуются все слова. Разные части каждого слова содержат различные полосы частот (формантные зоны) с соотв. (различающимися) энергетическими характеристиками. Область осн. речевых частот лежит в диапазоне от 125 до 3500 Гц. В разговорной речи практически отсутствуют четкие границы между словами, однако знание языка позволяет слушателю придавать значение речевым звукам; это вызывает сегментацию (воспринимаемое деление) речевого потока на слова. Правильно семантически и синтаксически образованные предложения понять гораздо проще. Шум - это сложный звук, образованный многочисленными частотами и характеризующийся отсутствием периодичности изменений звукового давления во времени. Когда эти частоты охватывают широкую часть спектра слышимых частот, в рез-те возникает т. н. "белый шум", воспринимаемый на слух как шум вырывающегося пара. Раздражающее действие шума определяется преим. его высокочастотной составляющей и ее относительной интенсивностью в сочетании с такими характеристиками шума, как непрерывность/прерывистость. См. также Локализация звука, Нарушения слуха, Слуховая различительная способность, Ухо Дж. Ф. Корсо
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

Слуховое восприятие

Категория. Форма восприятия.

Специфика. Способность воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде при помощи слухового анализатора. Отражение процессов окружающего мира в слуховой системе происходит в форме звукового образа, в котором можно выделить три параметра:

- громкость, которая соотносится с интенсивностью звукового раздражителя;

- высоту, соответствующей частоте,

- тембр, или "окраска" (для сложных звуков), который соответствует структуре звукового спектра.

Источник: Психологический словарь

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Экспериментальные исследования по оценке эффективности слуховой функции человека при бинауральном во

Родичкин П.В., Закиров А.Д.
Экспериментально изучена эффективность слуховой функции человека при обнаружении сигналов с гиперболической модуляцией в условиях их маскировке «белым» шумом. Показано, что самую низкую пороговую реакцию слуховой анализатор имеет для сигналов с большими меллиновскими частотами. Доказано, что устойчивыми параметрами стимулов являются количество волн колебаний в импульсе и энергия сигнала.
Скачать PDF

Особенности символизации как компонента смыслообразования у старшеклассников с дефектами слуховой фу

Колтунова Елена Аркадьевна
В статье рассматривается феномен смыслообразования. В процессе смыслообразования единицей содержания становится отношение «субъектный опыт объективная ценность», т. е. личностный смысл. Существенным компонентом смыслообразования автор отмечает символизацию как процесс освоения (на уровне индивидуального сознания) понятий-символов. Далее проводится анализ исследований функционирования понятия-символа в учебном процессе у старшеклассников с дефектами слуховой функции.
Скачать PDF

Особенности переработки кинестетической и слуховой информации у детей младшего школьного возраста

Лукаш Ольга Леонидовна
В статье рассматриваются подходы к выявлению симптомов дефицитарного развития младших школьников. Представлены данные, характеризующие особенности переработки кинестетической и слуховой информации у детей младшего школьного возраста. Определены принципы и критерии оценки результатов диагностической деятельности.
Скачать PDF

Проблема мотивации и ее проявление у детей с нарушениями слуховой сенсорной системы

Белова Ольга Анатольевна
Приводится краткий обзор литературы по вопросам целенаправленного поведения, мотивации и эмоции, а также взгляды ученых на понятие мотивации и эмоции в развитии поведенческих реакций. Показывается биологическая значимость мотивации, взаимосвязь и проявление ее в онтогенетическом аспекте, особенности у детей с нарушением слуховой сенсорной системы (различные типы тугоухости и глухоты). Приведены результаты собственных исследований учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната для глухих и слабослышащих детей по степени преобладания положительной и отрицательной мотивации, а также уровня тревожности.
Скачать PDF

Связь селективного слухового внимания с индивидуальными особенностями

Осокина Е.С., Чернышев Б.В., Чернышева Е.Г.
Проведено исследование взаимосвязи между индивидуальными особенностями человека и успешностью выполнения им задачи на селективное слуховое внимание. Акцентирована проблема зависимости внимания от характеристик темперамента, рассматриваемого в контексте теорий Г. Айзенка, В.М. Русалова и Я. Стреляу. Результаты исследования интерпретированы с позиции ресурсного подхода. Обнаружено опосредованное активацией влияние индивидуальных особенностей на стратегию распределения ресурсов внимания. Зафиксирована автоматизация выполнения задачи, сопровождаемая сменой ведущего уровня внимания.
Скачать PDF

Психоэмоциональное состояние школьников с депривацией слуховой сенсорной системы

Белова Ольга Анатольевна, Плотникова Надежда Алексеевна
Актуальность и цели. Определен уровень тревожности у учащихся разных возрастных групп (младший, средний, старший школьный возраст) с депривацией слуха. Материалы и методы. Обследовано 80 подростков в возрасте от 13 до 14 лет и 56 учащихся начальных классов. Всего проведено 272 манипуляции в 2013-2014 гг. Сравнение проводилось между группами мальчиков и девочек различного возраста. Результаты. Подростки обладают невысоким уровнем тревожности, однако у девушек с депривацией слуха (с тугоухостью) несколько повышен уровень межличностной и магической тревожности. Все эти ученицы являются хорошо успевающими, у них отмечается высокий уровень мотивации к обучению. Для мальчиков 7-12 лет характерны средний и низкий уровни личностной тревожности. По мере взросления у них наблюдается повышение величины индекса тревожности. Наиболее высоких значений этот показатель достигает в возрасте 10 и 13 лет. Снижение тревожности наблюдается при проведении экскурсий, снятии стрессогенных факторов. Интенсивное развитие функций мозжечка возможно за счет специально подобранных коррекционно-развивающих упражнений. Выводы. Повышение уровня детской тревожности связано с гормональными перестройками в организме мальчиков исследуемого возраста и преобладанием в нервной системе процессов возбуждения. Для девочек того же возраста характерен высокий уровень тревожности. В связи с тем что развитие девочек происходит более гармонично, чем у мальчиков, у них отмечается равномерное повышение величины индекса тревожности. Максимальное использование сенсорных каналов, обеспечивающих восприятие и особую переработку информации, возможно с учетом индивидуальных особенностей ученика.
Скачать PDF

Музыкально-слуховой самоконтроль как средство саморегуляции учебно-познавательной деятельности студе

Карнаухова Т.И.
В статье рассматриваются наиболее значимые работы по изучению и разработке проблемы самоконтроля. Автор подробно останавливается на особенностях функционирования самоконтроля в деятельности музыканта. В статье рассмотрены основные компоненты музыкально-слухового самоконтроля.
Скачать PDF

Особенности самооценки детей 6-8 лет с различным восприятием эмоциональных ситуаций

Буркова Светлана Алексеевна
Цель работы исследование самооценки первоклассников с различным восприятием эмоциональной информации. Мы предположили, что специфика ее восприятия будет оказывать влияние на формирование самооценки младших школьников. Анализ результатов выявил ряд особенностей, в том числе наличие сильной дифференциации частной и общей самооценок у детей с сильным искажением восприятия эмоциональной информации.
Скачать PDF

Проблема восприятия времени: итоги и перспективы исследований

Бушов Ю. В.
В статье обсуждаются некоторые итоги и перспективы дальнейших исследований индивидуальных особенностей и механизмов восприятия времени в Томском государственном университете. В частности, показано, что восприятие времени является системным процессом, в котором можно выделить пять последовательных этапов, отчетливо проявляющихся в динамике связанных с событиями потенциалов мозга (ССПМ) и корковых взаимодействий. Характер этих взаимодействий существенно зависит от исходного состояния и индивидуальных особенностей человека. Между характеристиками восприятия времени и уровнями корковых взаимодействий имеются статистически достоверные связи, характер которых зависит от этапа выполняемой перцептивной задачи.
Скачать PDF

Методика комплексного экспериментального исследования процессов восприятия и переработки вибротактил

Статников И.Н., Фирсов Г.И.
Скачать PDF

Особенности восприятия субъективного времени военнослужащими по призыву

Бородина В.Н.
В статье рассматриваются особенности восприятия субъективного времени военнослужащими по призыву. Анализируется содержание факторов семантического дифференциала времени, особенности восприятия трех моментов времени, какая из временных категорий (настоящее, прошлое и будущее) является наиболее актуализированной у военнослужащих каждого периода службы. Показаны различия восприятия времени у военнослужащих по периодам службы. Представлена степень расхождения психологического и хронологического возраста военнослужащего в аспекте целостной жизненной перспективы.
Скачать PDF

Некоторые аспекты восприятия иностранных текстов в психологии чтения

Полякова С. В.
В статье дается анализ современных работ по предложенной теме с целью конкретизации проблемы восприятия иностранного текста в контексте читательской парадигмы. Рассматриваются традиционные психологические модели чтения и «модифицированные интерактивные модели» обработки информации; виды чтения в зависимости от цели реципиента; различные стратегии изучения иноязычного текста.
Скачать PDF