Слуховое восприятие

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

ВОСПРИЯТИЕ СЛУХОВОЕ
разновидность восприятия, связанного с формированием слуховых ощущений и образов. См. ощущения слуховые.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Слуховое восприятие
Категория. Форма восприятия.
Специфика. Способность воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде при помощи слухового анализатора. Отражение процессов окружающего мира в слуховой системе происходит в форме звукового образа, в котором можно выделить три параметра:
- громкость, которая соотносится с интенсивностью звукового раздражителя;
- высоту, соответствующей частоте,
- тембр, или "окраска" (для сложных звуков), который соответствует структуре звукового спектра.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Слуховое восприятие
auditory perception) Процесс С. в. включает выработку поведенческих реакций на простые и сложные акустические стимулы: чистые тона, музыку, речь и шум. Чистый тон - это звук, при к-ром изменение звукового давления определяется простой синусоидальной функцией времени; он м. б. описан через параметры частоты, амплитуды, фазы. Физ. изменения на континууме частоты от низкой до высокой вызывают соотв. психол. изменения высоты звука, а изменения физ. амплитуды связаны непосредственно с психол. громкостью. Вместе с тем на восприятие высоты звука дополнительно влияет интенсивность и длительность, а на воспринимаемую громкость - частота и длительность акустического стимула. Чистые тона могут тж различаться по таким психол. измерениям, как объем, плотность и вокальность. Музыкальные топа - это сложные звуки, образованные периодически повторяющимися колебаниями, к-рые можно описать через осн. частоту и кратные ей частоты (гармоники или обертоны), с учетом их относительных амплитуд и фазовых соотношений. По мере возрастания осн. частоты в сложном звуке с 20 до 5000 Гц монотонно растет и высота тона. Музыкальные звуки, разделенные октавой, воспринимаются как сходные по окраске тона. Сложные, изменяющихся во времени колебания звукового давления образуют речевые звуки, входящие в состав слов, к-рые воспринимаются и понимаются на основе их акустических свойств и лингв. контекста. Напр., в английском языке существуют 15 фонем с гласными звуками и 24 фонемы с согласными, каждая из к-рых имеет дифференциальные акустические признаки. На их основе образуются все слова. Разные части каждого слова содержат различные полосы частот (формантные зоны) с соотв. (различающимися) энергетическими характеристиками. Область осн. речевых частот лежит в диапазоне от 125 до 3500 Гц. В разговорной речи практически отсутствуют четкие границы между словами, однако знание языка позволяет слушателю придавать значение речевым звукам; это вызывает сегментацию (воспринимаемое деление) речевого потока на слова. Правильно семантически и синтаксически образованные предложения понять гораздо проще. Шум - это сложный звук, образованный многочисленными частотами и характеризующийся отсутствием периодичности изменений звукового давления во времени. Когда эти частоты охватывают широкую часть спектра слышимых частот, в рез-те возникает т. н. "белый шум", воспринимаемый на слух как шум вырывающегося пара. Раздражающее действие шума определяется преим. его высокочастотной составляющей и ее относительной интенсивностью в сочетании с такими характеристиками шума, как непрерывность/прерывистость. См. также Локализация звука, Нарушения слуха, Слуховая различительная способность, Ухо Дж. Ф. Корсо

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
282.63 кб

Развитие слухового восприятия у слепых учащихся на уроках русского языка

Полякова Надежда Петровна
В данной статье рассматриваются особенности слухового восприятия учащихся с глубокими нарушениями зрения; приводятся результаты исследования слухового восприятия слепых и предлагаются упражнения по развитию слухового восприятия у
Читать PDF
250.86 кб

Развитие зрительного и слухового восприятия при подготовке ребенка к школе

Кунцевич Маргарита Михайловна
В статье раскрывается необходимость развития слухового и зрительного восприятия в процессе подготовки ребенка к школьному обучению.
Читать PDF
506.73 кб

Развитие зрительного и слухового восприятия при подготовке ребенка к школе

Шишигина Наталья Ивановна, Кунцевич Маргарита Михайловна
В статье раскрывается необходимость развития восприятия (слухового и зрительного), как ведущего познавательного процесса дошкольного возраста, незавершенность в развитии которого задержит развитие других познавательных процессов п
Читать PDF
134.38 кб

Формирование и динамика образа в условиях зрительного и слухового восприятия

Доева Диана Казбековна
В статье представлены результаты исследования некоторых особенностей формирования образа одного и того же объекта в условиях зрительного и слухового восприятия у дошкольников 5-7 лет.
Читать PDF
640.00 кб

Особенности зрительного восприятия у учащихся с нарушениями слуховой сенсорной системы

Белова Ольга Анатольевна, Сазонов Вячеслав Фёдорович
В статье рассматривается развитие и особенности зрительного восприятия у учащихся младшего школьного возраста (7-9 лет), имеющих нарушения слуховой сенсорной системы.
Читать PDF
323.02 кб

Индивидуальный стиль восприятия как компенсаторный механизм слуховой рецепции студентов

Лучина Елена Вячеславовна
В статье выявлена индивидуальная природа слуховой рецепции, впервые введено понятие индивидуального стиля слуховой рецепции, обосновано его компенсирующее действие, описаны два типа индивидуального стиля и выявлены компенсаторные
Читать PDF
909.17 кб

Особенности слухового восприятия речи долингвальных дошкольников с кохлеарным имплантом

Зинякова Мария Валерьевна
В статье отражены результаты изучения слухового восприятия речи дошкольников с кохлеарным имплантом. Отмечается, что, если ребёнок потерял слух в долингвальный период, ему нужна длительная реабилитационная помощь.
Читать PDF
981.85 кб

Опыт применения теста восприятия фонем в процессе подбора и настройки слуховых аппаратов

Туфатулин Газиз Шарифович
ЦЕЛЬ. Изучить возможность использования теста восприятия фонем для оценки эффективности электроакустической коррекции различными типами слуховых аппаратов. МЕТОДЫ.
Читать PDF
403.05 кб

Этапы становления дидактической системы развития слухового восприятия у учащихся с нарушением слуха

Назарова Людмила Петровна
Рассматриваются в историческом аспекте этапы становления современной дидактической системы развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха в Западной Европе и в России.
Читать PDF
356.15 кб

Освоение окружающего пространства младших школьников через развитие музыкально-слухового восприятия

Малкова Татьяна Петровна, Фуреева Елена Павловна, Зубкова Вера Петровна
В статье рассматривается проблема развития слухового восприятия у слепых и слабовидящих младших школьников.
Читать PDF
329.32 кб

Особенности восприятия слуховых образов и обеспечение помехоустойчивости в слуховой системе с различ

Бельская К. А., Лытаев С. А.
Выявление закономерностей перцепции чистых и искаженных слуховых образов имеет важное теоретическое значение, поскольку это позволяет понять общие принципы восприятия и обработки акустической информации мозгом.
Читать PDF
684.91 кб

«Развивающие показатели» слухового восприятия и речи при использовании верботональной системы обучен

Шаповалова Алина Венедиктовна, Фельская Татьяна Юрьевна, Родионова Юлия Геннадьевна
В статье описывается опыт совместной работы ученых и практиков по методическому и дидактическому обеспечению образовательного процесса в коррекционном образовательном учреждении.
Читать PDF
224.92 кб

К вопросу о развитии слухового восприятия неречевых звучаний окружающего мира у глухих детей младшег

Федотова Анастасия Евгеньевна
В статье изложена система работы по развитию слухового восприятия звучаний окружающего мира у глухих детей младшего школьного возраста.
Читать PDF
185.52 кб

Развитие осознанной координации мышечных ощущений со слуховым восприятием как одно из важнейших каче

Водопьянов А. И., Водопьянова А. И.
Читать PDF
242.62 кб

Возможности слухового восприятия неречевых звучаний детей младшего школьного возраста, имеющих наруш

Федотова Анастасия Евгеньевна
В статье изложены результаты исследования, посвященного выявлению возможностей слухового восприятия неречевых звучаний детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха.