Слуховое восприятие

Найдено 2 определения термина Слуховое восприятие

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Слуховое восприятие

auditory perception) Процесс С. в. включает выработку поведенческих реакций на простые и сложные акустические стимулы: чистые тона, музыку, речь и шум. Чистый тон - это звук, при к-ром изменение звукового давления определяется простой синусоидальной функцией времени; он м. б. описан через параметры частоты, амплитуды, фазы. Физ. изменения на континууме частоты от низкой до высокой вызывают соотв. психол. изменения высоты звука, а изменения физ. амплитуды связаны непосредственно с психол. громкостью. Вместе с тем на восприятие высоты звука дополнительно влияет интенсивность и длительность, а на воспринимаемую громкость - частота и длительность акустического стимула. Чистые тона могут тж различаться по таким психол. измерениям, как объем, плотность и вокальность. Музыкальные топа - это сложные звуки, образованные периодически повторяющимися колебаниями, к-рые можно описать через осн. частоту и кратные ей частоты (гармоники или обертоны), с учетом их относительных амплитуд и фазовых соотношений. По мере возрастания осн. частоты в сложном звуке с 20 до 5000 Гц монотонно растет и высота тона. Музыкальные звуки, разделенные октавой, воспринимаются как сходные по окраске тона. Сложные, изменяющихся во времени колебания звукового давления образуют речевые звуки, входящие в состав слов, к-рые воспринимаются и понимаются на основе их акустических свойств и лингв. контекста. Напр., в английском языке существуют 15 фонем с гласными звуками и 24 фонемы с согласными, каждая из к-рых имеет дифференциальные акустические признаки. На их основе образуются все слова. Разные части каждого слова содержат различные полосы частот (формантные зоны) с соотв. (различающимися) энергетическими характеристиками. Область осн. речевых частот лежит в диапазоне от 125 до 3500 Гц. В разговорной речи практически отсутствуют четкие границы между словами, однако знание языка позволяет слушателю придавать значение речевым звукам; это вызывает сегментацию (воспринимаемое деление) речевого потока на слова. Правильно семантически и синтаксически образованные предложения понять гораздо проще. Шум - это сложный звук, образованный многочисленными частотами и характеризующийся отсутствием периодичности изменений звукового давления во времени. Когда эти частоты охватывают широкую часть спектра слышимых частот, в рез-те возникает т. н. "белый шум", воспринимаемый на слух как шум вырывающегося пара. Раздражающее действие шума определяется преим. его высокочастотной составляющей и ее относительной интенсивностью в сочетании с такими характеристиками шума, как непрерывность/прерывистость. См. также Локализация звука, Нарушения слуха, Слуховая различительная способность, Ухо Дж. Ф. Корсо
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

Слуховое восприятие

Категория. Форма восприятия.

Специфика. Способность воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде при помощи слухового анализатора. Отражение процессов окружающего мира в слуховой системе происходит в форме звукового образа, в котором можно выделить три параметра:

- громкость, которая соотносится с интенсивностью звукового раздражителя;

- высоту, соответствующей частоте,

- тембр, или "окраска" (для сложных звуков), который соответствует структуре звукового спектра.

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Развитие слухового восприятия у слепых учащихся на уроках русского языка

Полякова Надежда Петровна
В данной статье рассматриваются особенности слухового восприятия учащихся с глубокими нарушениями зрения; приводятся результаты исследования слухового восприятия слепых и предлагаются упражнения по ра
Читать PDF

Развитие слухового восприятия у слепых учащихся на уроках русского языка

Полякова Надежда Петровна
В данной статье рассматриваются особенности слухового восприятия учащихся с глубокими нарушениями зрения; приводятся результаты исследования слухового восприятия слепых и предлагаются упражнения по ра
Читать PDF

Возможности слухового восприятия неречевых звучаний детей младшего школьного возраста, имеющих наруш

Федотова Анастасия Евгеньевна
В статье изложены результаты исследования, посвященного выявлению возможностей слухового восприятия неречевых звучаний детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха.
Читать PDF

Возможности слухового восприятия неречевых звучаний детей младшего школьного возраста, имеющих наруш

Федотова Анастасия Евгеньевна
В статье изложены результаты исследования, посвященного выявлению возможностей слухового восприятия неречевых звучаний детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха.
Читать PDF

Формирование и динамика образа в условиях зрительного и слухового восприятия

Доева Диана Казбековна
В статье представлены результаты исследования некоторых особенностей формирования образа одного и того же объекта в условиях зрительного и слухового восприятия у дошкольников 5-7 лет.
Читать PDF

Формирование и динамика образа в условиях зрительного и слухового восприятия

Доева Диана Казбековна
В статье представлены результаты исследования некоторых особенностей формирования образа одного и того же объекта в условиях зрительного и слухового восприятия у дошкольников 5-7 лет.
Читать PDF

Экспериментальные исследования по оценке эффективности слуховой функции человека при бинауральном во

Родичкин П.В., Закиров А.Д.
Экспериментально изучена эффективность слуховой функции человека при обнаружении сигналов с гиперболической модуляцией в условиях их маскировке «белым» шумом.
Читать PDF

Особенности символизации как компонента смыслообразования у старшеклассников с дефектами слуховой фу

Колтунова Елена Аркадьевна
В статье рассматривается феномен смыслообразования. В процессе смыслообразования единицей содержания становится отношение «субъектный опыт объективная ценность», т. е. личностный смысл.
Читать PDF

Особенности переработки кинестетической и слуховой информации у детей младшего школьного возраста

Лукаш Ольга Леонидовна
В статье рассматриваются подходы к выявлению симптомов дефицитарного развития младших школьников.
Читать PDF

Проблема мотивации и ее проявление у детей с нарушениями слуховой сенсорной системы

Белова Ольга Анатольевна
Приводится краткий обзор литературы по вопросам целенаправленного поведения, мотивации и эмоции, а также взгляды ученых на понятие мотивации и эмоции в развитии поведенческих реакций.
Читать PDF

Связь селективного слухового внимания с индивидуальными особенностями

Осокина Е.С., Чернышев Б.В., Чернышева Е.Г.
Проведено исследование взаимосвязи между индивидуальными особенностями человека и успешностью выполнения им задачи на селективное слуховое внимание.
Читать PDF

Психоэмоциональное состояние школьников с депривацией слуховой сенсорной системы

Белова Ольга Анатольевна, Плотникова Надежда Алексеевна
Актуальность и цели. Определен уровень тревожности у учащихся разных возрастных групп (младший, средний, старший школьный возраст) с депривацией слуха. Материалы и методы.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!