становление слуха, которое характеризуется возрастными количественными и качественными изменениями. Развитие слуховой системы и созревание проекционных и ассоциативных теменно-височных отделов коры (см. Кора полушарий конечного мозга, Коры поля ассоциативные) имеют большое значение для формирования речевых навыков и развития восприятия речи (см. Речевосприятие, Речеобразование). В младенческом возрасте слуховые раздражители, окружающие ребенка, влияют на развитие ориентировочно-исследовательского поведения. В связи с тем что слуховые стимулы имеют дистантное влияние и их воздействие на орган слуха не может быть ребенком исключено, акустическая информация регулирует созревание системных механизмов анализа слуховых раздражителей постоянно во времени. Набор разнообразных звуковых стимулов, включающих звуки спокойной и мелодичной музыки и речи взрослых, благотворно влияет на становление речевого (фонетического) слуха и своевременное развитие речи.
Качество акустических раздражителей определяет не только дифференциальные способности слуха ребенка, но и состояние центральной нервной системы в целом. Родители, озабоченные состоянием здоровья ребенка, могут не заметить сниженной слуховой чувствительности и недогружать младенца акустической информацией. Особенно выраженные негативные последствия возникают, если ребенок в первый год жизни не слышит речь своих родителей. Отсутствие ее акустических образцов затормаживает созревание сложнейших акустико-моторных интегративных механизмов, проявляющихся в способности понимать звучащую речь и регулировать произнесение слов.
Описаны определенные стадии развития экспрессивной речи младенца (см. Речь экспрессивная, Развитие речи). Начиная с 2 мес. он начинает подражать звукам родной речи на основе эмоционального заражения в процессе общения со взрослыми, прежде всего матерью. На стадии гуления вокальные реакции, которые производит младенец, лишены еще специфических признаков, характерных для каждого конкретного языка. Постепенно в процессе общения со взрослыми, которые, как правило, стремятся подчеркнуто артикулировать слова, младенец на основе тонкого акустического анализа и сравнения образцов звучащей речи взрослых и своей вокальной продукции подгоняет образцы своих вокализаций к звучащей и воспринимаемой им речи.
В этом процессе огромную роль играет достаточно зрелая слуховая система, так как освоение звуков родной речи происходит на основе постоянно действующего анализа слуховых сигналов: своего гуления и речи взрослых. Наиболее активное гуление наблюдается в 4—6 месяцев, затем оно постепенно переходит в лепет, в слогои словообразные вокальные реакции с хорошим интонированием. На этой стадии развития экспрессивной речи в вокальных сигналах сполна проявляются черты речи, принадлежащей определенной языковой системе, в которую встроен развивающийся младенец, а слуховое развитие уступает место слухоречевому.
Литература
Аверин В. А. Психология раннего детства: Конспект лекций. СПб., 2000.
Проблемы детской речи. СПб., 1999.