СЛУХОВАЯ РАБОТА Слуховое восприятие

Слуховая различительная способность

Найдено 1 определение:

Слуховая различительная способность

auditory discrimination) Звуковые волны имеют длительность и м. б. описаны с помощью трех физ. характеристик: частоты, интенсивности и фазы. Слуховая система с ее анатомич. и нейрофизиологическими функциями не только способна обнаруживать акустические раздражители, но и анализировать их надпороговые различия по этим характеристикам в качестве основания для дифференциации раздражителей. В границах типичного диапазона нормального слуха - примерно от 20 до 20 000 Гц - звуки разной частоты слышны в полной тишине неодинаково. Частоты в области от 1000 до 2000 Гц слышны при меньшей интенсивности сигнала; при выходе за границы этой области происходит незначительное повышение порогового уровня звукового давления в случае продвижения к верхней границе слышимого диапазона, но заметно его повышение для частот, приближающихся к нижней границе этого диапазона. При частоте чистого тона ниже 1000 Гц челов. ухо различает абсолютные изменения до 3 Гц; при частоте чистого тона выше 1000 Гц испытуемый может точно сообщить об абсолютных изменениях, составляющих 0,2-0,3% от частоты тестового стимула. Наименьшее абсолютное изменение частоты, к-рое м. б. выявлено, принято называть едва заметным различием (ЕЗР, или ?f). Эта величина м. б. выражена через относительное изменение частоты, ?f / f а, где f - частота тестового тона. При частотах выше 1000 Гц величина ?f / f (отношение Вебера) остается постоянной и составляет приблизительно 0,003; в области частот ниже 1000 Гц отношение Вебера возрастает по мере уменьшения частоты. Т. о., ухо менее чувствительно к изменениям низкочастотных тонов. Различение частоты улучшается по мере увеличения интенсивности тестового тона над порогом, с очень большими декрементами ЕЗР при частотах выше 2000 Гц. Существует по меньшей мере 1500 ЕЗР в частоте между нижней и верхней границами слышимого диапазона, при заданном значении порогового уровня звукового давления. Различение двух тонов по интенсивности зависит от их частоты. Величина ЕЗР в интенсивности (?I) минимальна в диапазоне частот наибольшей слуховой чувствительности, т. е. в районе 2000 Гц. По мере отклонения частоты вверх и вниз от этого диапазона, величина ?I постепенно возрастает, особенно для низких частот. Когда частота тона поддерживается постоянной, ?I заметно снижается, как только интенсивность тестового тона превышает порог. Отношение Вебера (?I / I) не яв-ся постоянным, а варьирует от 1/20 для тона 2500 Гц на уровне 100 дБ выше порога до 7,5 для тона 35 Гц на уровне 5 дБ выше порога. Для тона 1000 Гц и межушном фазовом угле (?) 45° испытуемый может обнаружить изменение (??) примерно в 3°. Для частот до 900 Гц ?? остается постоянной, но при возрастании частоты свыше 1000 Гц и изменении в от 0 до 180° или от 360 до 180° величина ?? возрастает примерно до 30° при частоте 2000 Гц. Что касается времени (t) звучания, отношение Вебера (?t / t) не является постоянным; оно уменьшается с увеличением длительности стандартного сигнала. Для тонов со значениями t от 0,4 мс до 4 мс отношение Вебера быстро уменьшается с 2,0 до 0,4; при изменении длительности стандартного сигнала от 4,0 до 400 мс отношение Вебера продолжает уменьшаться, но не так заметно. Поскольку способность различать неск. следующих один за др. звуковых сигналов определяется наличием между ними интервалов тишины, пара щелчков при моноуральном предъявлении, по данным С. М. Авеля, м. б. воспринята на слух как два сигнала, если интервал между ними составляет не менее 3-6 мс. Объем относится к субъективной оценке размера или протяженности звука (не громкости) и зависит от частоты и интенсивности. Низкочастотные звуки субъективно воспринимаются как занимающие больший объем, а высокочастотные - как занимающие меньший объем. По мере увеличения интенсивности объем низкочастотных звуков растет медленно, а высокочастотных - гораздо быстрее. При значительной интенсивности все звуки независимо от частоты кажутся равными по объему. Тоны могут оцениваться с т. зр. их плотности или насыщенности независимо от высоты, громкости и объема. Плотность относится к субъективной оценке концентрированности, резкости или жесткости звука. Громкие высокочастотные звуки кажутся более плотными по сравнению с тихими низкочастотными. Качество чистых тонов, к-рое придаст им сходство с гласными звуками, получило назв. вокальности. Напр., тон 263 Гц напоминает по звучанию гласную "и" в слове "true"; тон 1053 Гц звучит как "а" в слове "father", а тон 4200 Гц воспринимается на слух как гласная "г" в слове "machine". См. также Нарушения слуха, Локализация звука, Слуховое восприятие, Ухо Дж. Ф. Корсо
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Динамика соотношения креативных и изобразительных способностей в процессе социокультурного развития

Анточ Диана
Данная статья посвящена изучению взаимосвязи и взаимозависимости между общими способностями, а именно креативности, и специальными способностями к изобразительной деятельности. Полученные результаты исследования говорят о присутствии билатеральной связи художественных способностей и креативности на протяжении всего школьного возраста
Скачать PDF

Способности в психолого-педагогической науке

Хубиева Зарима Юсуфовна
В статье рассматриваются основные проблемы и методические подходы, которые выступили в качестве основания для развития психологии способностей как одной из отраслей психологической науки, а также взгляды отечественных психологов и педагогов на проблему способностей. The article touches upon the basic problems and methodological ways, which are considered as foundations for development of psychological abilities as one of the branch psychological science. The author also studies the views of Russian psychologists and educational specialists on the problem of abilities.
Скачать PDF

Развитие общих творческих способностей как проблема педагогической психологии

Вергелес Галина Ивановна
В статье рассмотрена специфика общих творческих способностей, их отличие от способностей специальных, определена сущность таких общих творческих способностей, как вариативность, гипотетичность, импровизация и перенос. Выделены показатели, на основе которых можно судить об уровне их развития, определены пути развития общих творческих способностей в учебной деятельности школьников. Обозначены возможные направления исследования общих творческих способностей в педагогической психологии и педагогике.
Скачать PDF

Взаимосвязь смысла жизни и адаптивных способностей у слепых

Криводонова Юлия Евгеньевна
В статье исследуется взаимосвязь смысла жизни и адаптивных способностей слепых. Смыслы и ценности рассматриваются как свойства интеграции.
Скачать PDF

Разработка метода оценки проявленияn психических способностей учащихся в учебном процессе

Стадников Е.Н.
Скачать PDF

Методы развития профессиональных способностей студентов-менеджеров

Буртовая Н. Б.
В статье представлен теоретический анализ по проблеме структуры профессиональных знаний и умений менеджера, а также новых подходов по развитию способностей студента-менеджера к обучению и работе.
Скачать PDF

Исследование структуры академических и профессиональных способностей студентов специальности «Безопа

Озеров Виктор Петрович, Акопова Милена Аванесовна
Описывается комплексное исследование когнитивно-интеллектуальных и когнитивно-моторных компонентов способностей студентов. Исследование предполагает разработку и внедрение принципиально новой методики комплексной психодиагностики академических и профессиональных способностей студентов специальности «Безопасность жизнедеятельности», математико-статистическую разработку их структуры и целенаправленное развитие (формирование) ведущих компонентов этих способностей с целью развития у обучающихся «человеческого капитала» и их профессиональной компетентности
Скачать PDF

Технология оценки конвергентных и дивергентных способностей как факторов интеллектуальной компетентн

Берестнева О.Г., Дубинина И.А.
Рассматривается проблема успешной интеллектуальной самореализации студентов технических специальностей. Приводятся результаты экспериментальных исследований и данные об особенностях конвергентных и дивергентных способностях студентов, способствующих формированию интеллектуальной компетентности
Скачать PDF

Адекватность самооценки способностей и успешность в спорте

Волков Д.Н.
В статье описано исследование, цель которого изучение связи адекватности самооценки спортивных способностей и успешности деятельности спортсменов. Основные выводы: спортсмены с высокой, адекватной и устойчивой самооценкой более успешны в спорте интегральный показатель самооценки у спортсменов различных видов спорта растет в соответствии с ростом самооценки определенных спортивно важных качеств.
Скачать PDF

Способность детей с нарушениями развития понимать ментальные состояния

Медведовская Т.А.
Исследование было направлено на изучение связей между способностью детей с аутизмом и задержкой психического развития решать задачи на «модель психического» (понимать ментальные состояния) и их интеллектуальными показателями. Выявлены общие для всех детей характеристики, способствующие успешному решению таких задач, а для аутичных детей специфические, препятствующие этой деятельности.
Скачать PDF

Особенности структуры коммуникативных способностей старших подростков

Медникова Анастасия Александровна
Определена структура коммуникативных способностей с позиции комплексного подхода, выявлены их компоненты на психофизиологическом, психологическом и социально-психологическом уровнях. Исследованы особенности развития коммуникативных способностей в старшем подростковом возрасте, дана характеристика высококоммуникативных, среднекоммуникативных и низкокоммункиативных подростков. Факторный анализ во всех группах испытуемых позволил установить следующие механизмы развития способности к общению: активность, коллективистская направленность, высокий уровень потребности в общении, мотивация успеха, мотивация аффилиации, эмоциональная стабильность.
Скачать PDF

Темпераментальные характеристики девушек с различным типом способностей опознания невербальной экспр

Дмитриева Е. В.
В статье приводятся отдельные результаты исследования индивидуально-типологических характеристик девушек 16-19 лет с различным типом способностей к опознанию невербальной экспрессии. Выявлены статистически значимые различия темпераментальных показателей девушек с различным типом способностей опознания. Separate research results of individual typological characteristics of 16-19-yearold girls with various types of aptitude for nonverbal expression identification are resulted. Statistically significant distinctions of these girls' temperamental parameters are revealed.
Скачать PDF