СЛУХА, ТЕОРИИ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Слуха теории
наиболее известными считаются две их них. Теория Гельмгольца или теория места (1860) предполагает, что высота воспринимаемого тона определяется областью максимальной вибрации базиллярной мембраны внутреннего уха. Та ее часть, которая прилегает к овальному окну, резонирует преимущественно на высокочастные звуки, другая, удаленная к куполу улитки, - на низкочастотные тона. Считается, что громкость и различение тонов зависят от числа возбуждаемых акустическим стимулом нейронов. Другая, теория периодичности, подчеркивает значение факта синхронизации запуска акустических нейронов, представленных на базиллярной мембране группами волокон. Современные представления являются, скорее, продуктом синтеза упомянутых теорий. Существуют другие, менее обоснованные теории. В теории Резерфорда или теории частоты (телефона) предполагается, что реакция базиллярной мембраны похожа на реакцию телефонной диафрагмы. В гидродинамической теории Майера особое значение отводится количеству вибрирующих участков базиллярной мембраны, принимающей участие в восприятии звуковой модели. Теория звуковых моделей Юалда указывает, что различные модели колебаний мембраны могут зависеть от конфигурации звуковых волн. В целом отмеченные теории рассматриваются, в основном, как периферические и они не раскрывают сложной природы слуха.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

СЛУХА, ТЕОРИИ
Тому, кто смог бы представить адекватную теорию слуха, которая удовлетворительно объяснила хотя бы восприятие высоты и громкости звука, обеспечена Нобелевская премия. Известны две наиболее жизнеспособные теории – теория места и теория периодичности, и несколько второстепенных. Теория места (также известная как теория резонанса, арфы и фортепьяно) предложена великим ученым Гельмгольцем в 1860-х г. В ней предполагается, что воспринятая высота тона определяется местом максимальной вибрации базилярной мембраны. Та часть, которая расположена рядом с овальным окном, настроена на высокочастотные звуки, далекий конец, рядом с куполом улитки, – на низкочастотные звуки. Считается, что громкость и различение тонов определяются числом нейронов, активизируемых входящим стимулом. Теория периодичности, с другой стороны, подчеркивает синхронизированный запуск нейронов. Она тесно связана с принципом залпа, который предполагает, что группы волокон на базилярной мембране работают как объединенные команды и продуцируют нервные импульсы в виде синхронизированных залпов. Современная точка зрения, кажется, представляет собой своего рода слияние этих двух теорий. Имеются и другие, менее обоснованные теории. В классической теории частоты (или телефона) Резерфорда предполагается, что реакция базилярной мембраны в целом очень похожа на реакцию телефонной диафрагмы. В гидродинамической теории Мейера особое внимание уделяется количеству базилярной мембраны, участвующей в различных звуковых моделях. Теория звуковых моделей Юалда предполагает, что различные модели колебаний передаются на базилярную мембрану стимулами различной степени сложности или частоты. Вообще, ни одна теория не представляется адекватной; слух – очень сложное явление. Вообще говоря, теории места и периодичности – две конкурирующие и лидирующие теории, другие – (во всяком случае в настоящее время) имеют второстепенное значение.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

СЛУХА ТЕОРИИ
теоретические концепции, объясняющие процесс восприятия и различения человеком разного рода звуков. Хотя таких теорий было предложено немало, однако до сих пор проблема восприятия и различения человеком звуков в теоретическом плане не считается окончательно решенной, так как практически все предложенные теории имеют серьезные недостатки. Основные из наиболее известных и лучше всего экспериментально подтвержденные С.т. следующие: теория места (локализационная теория) (place theory-англ.) и теория периодичности (periodicity theory-англ.). Теория места также иногда называют резонансной теорией, теорией арфы или теорией фортепьяно. Она была предложена в 1860 г. Г. Гельмгольцем. Согласно высказанному им предположению, воспринимаемая человеком высота звука определяется местом локализации максимума вибраций на базилярной мембране, причем та ее часть, которая располагается ближе к овальному окну, настроена на восприятие высоких частот, а та часть, которая расположена ближе к вершине улитки, на восприятие низких частот. Громкость и различение тонов, согласно этой теории, определяются числом нейронов, активированных воспринимаемым слуховым стимулом. Периодичности теория ставит акцент на моменте синхронизации возбуждений нейронов. Синхронизация, в свою очередь, существенно зависит от действия залпового принципа, согласно которому предполагается, что группы волокон базилярной мембраны работают не по отдельности, а как целостные «команды», и поэтому разряжаются синхронизированными залпами. В настоящее время ученые склоняются к тому, что обе эти теории имеют под собой основу, несут в себе известную долю истины, но их необходимо объединить друг с другом в рамках единой С.т. Что касается других С.т., таких, например, как классическая частотная или телефонная теория Ратерфорда, гидравлическая теория Мейера, теория звуковых паттернов Эвальда, то они получили менее убедительные экспериментальные подтверждения, чем две представленные выше теории. См. нейрон, стимул, ухо среднее, ухо внутреннее.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
155.67 кб

Стратегии противодействия ложным слухам: теоретический анализ

Горбатов Д.С., Байчик А.В.
Введение. В статье подчеркивается, что сосредоточение на подборе конкретных приемов в ущерб стратегическому планированию приводит к несистемности и непредсказуемости информационных кампаний по борьбе с влиянием ложных слухов.
Читать PDF
15.97 мб

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОВЛАДЕНИЯ СТИХОТВОРНЫМ ТЕКСТОМ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Дзюбань А.В.
Предметом данной статьи является анализ лингвистического, психолингвистического, психологического и педагогического аспектов заявленной проблемы.

Похожие термины: