СЛУХА, ТЕОРИИ

Найдено 2 определения термина СЛУХА, ТЕОРИИ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

СЛУХА, ТЕОРИИ

Тому, кто смог бы представить адекватную теорию слуха, которая удовлетворительно объяснила хотя бы восприятие высоты и громкости звука, обеспечена Нобелевская премия. Известны две наиболее жизнеспособные теории – теория места и теория периодичности, и несколько второстепенных. Теория места (также известная как теория резонанса, арфы и фортепьяно) предложена великим ученым Гельмгольцем в 1860-х г. В ней предполагается, что воспринятая высота тона определяется местом максимальной вибрации базилярной мембраны. Та часть, которая расположена рядом с овальным окном, настроена на высокочастотные звуки, далекий конец, рядом с куполом улитки, – на низкочастотные звуки. Считается, что громкость и различение тонов определяются числом нейронов, активизируемых входящим стимулом. Теория периодичности, с другой стороны, подчеркивает синхронизированный запуск нейронов. Она тесно связана с принципом залпа, который предполагает, что группы волокон на базилярной мембране работают как объединенные команды и продуцируют нервные импульсы в виде синхронизированных залпов. Современная точка зрения, кажется, представляет собой своего рода слияние этих двух теорий. Имеются и другие, менее обоснованные теории. В классической теории частоты (или телефона) Резерфорда предполагается, что реакция базилярной мембраны в целом очень похожа на реакцию телефонной диафрагмы. В гидродинамической теории Мейера особое внимание уделяется количеству базилярной мембраны, участвующей в различных звуковых моделях. Теория звуковых моделей Юалда предполагает, что различные модели колебаний передаются на базилярную мембрану стимулами различной степени сложности или частоты. Вообще, ни одна теория не представляется адекватной; слух – очень сложное явление. Вообще говоря, теории места и периодичности – две конкурирующие и лидирующие теории, другие – (во всяком случае в настоящее время) имеют второстепенное значение.

Оцените определение:

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

Слуха теории

наиболее известными считаются две их них. Теория Гельмгольца или теория места (1860) предполагает, что высота воспринимаемого тона определяется областью максимальной вибрации базиллярной мембраны внутреннего уха. Та ее часть, которая прилегает к овальному окну, резонирует преимущественно на высокочастные звуки, другая, удаленная к куполу улитки, - на низкочастотные тона. Считается, что громкость и различение тонов зависят от числа возбуждаемых акустическим стимулом нейронов. Другая, теория периодичности, подчеркивает значение факта синхронизации запуска акустических нейронов, представленных на базиллярной мембране группами волокон. Современные представления являются, скорее, продуктом синтеза упомянутых теорий. Существуют другие, менее обоснованные теории. В теории Резерфорда или теории частоты (телефона) предполагается, что реакция базиллярной мембраны похожа на реакцию телефонной диафрагмы. В гидродинамической теории Майера особое значение отводится количеству вибрирующих участков базиллярной мембраны, принимающей участие в восприятии звуковой модели. Теория звуковых моделей Юалда указывает, что различные модели колебаний мембраны могут зависеть от конфигурации звуковых волн. В целом отмеченные теории рассматриваются, в основном, как периферические и они не раскрывают сложной природы слуха.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Интеллектуальное развитие детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха

Курамин С.А.
Показано, что интеллект детей с нарушением слуха, обучающихся в специализированной школе, в основном соответствует возрастной норме, однако психологические характеристики детей свидетельствуют о замед
Читать PDF

Интеллектуальное развитие детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха

Курамин С.А.
Обследовано 36 младших школьников 1-3 класса с нарушениями слуха. По методике Гудинаф-Харриса проводилась исследование интеллекта при помощи анализа детских рисунков.
Читать PDF

Психологические риски компьютерной зависимости подростков с нарушением слуха

Шипицына Людмила Михайловна
В статье представлены результаты исследования слабослышащих подростков в возрасте 14-17 лет, имеющих игровую компьютерную зависимость и склонных к ее формированию, в сравнении с подростками, не имеющи
Читать PDF

Динамика функциональных уровней переработки информации у младших школьников с нарушением слуха

Москалик Ирина Александровна
В статье представлены результаты лонгитюдного исследования, посвященного изучению перехода с низших на высшие уровни переработки информации у неслышащих младших школьников.
Читать PDF

Психодинамическое содержание тревожности у детей подросткового возраста с нарушениями слуха

Домчук Виктория Михайловна.
Описывается психодинамическое содержание тревожности у детей подросткового возраста с нарушениями слуха на основе оценки детерминант и механизмов данного эмоционального феномена.
Читать PDF

Компоненты психологической готовности детей с нарушениями слуха к школьному обучению

Бубарева Виктория Евгеньевна, Корытова Галина Степановна
Рассматривается проблема психологической готовности к школьному обучению детей с нарушениями слуха.
Читать PDF

Компаративный анализ подходов к изучению интеллекта лиц с нарушениями слуха в зарубежной и отечестве

Богданова Тамара Геннадиевна
В статье проводится сравнение взглядов отечественных и зарубежных психологов на диагностику интеллекта глухих людей, на проблему соотношения интеллекта и речи.
Читать PDF

Латерализация слуха и переработка мозгом речевых звуков при дихотическом прослушивании

Хугдал Кеннет
В статье представлен обзор исследований, проведенных за последние 20 лет в лаборатории Университета Бергена, в Норвегии, посвященных изучению структурной и функциональной асимметрии головного мозга пр
Читать PDF

Представления об эмоциях у детей с нарушением слуха

Подпругина В.В.
Предпринята попытка выявить и сравнить представления о базовых эмоциях (страх, гнев, радость, печаль) у слышащих детей и детей с нарушениями слуха дошкольного возраста с учетом особенностей микросреды
Читать PDF

Особенности психических состояний детей младшего школьного возраста, имеющих дефекты слуха, и прожив

Марченко О.Е., Федорова А.А
В статье изучаются особенности психических состояний детей младшего школьного возраста, имеющих дефекты слуха. Для решения задач исследования были использованы методы изучения психических состояний.
Читать PDF

Роль семьи в формировании самооценки у детей с нарушением слуха

Мушастая Наталья Викторовна, Данченко Ирина Владимировна
Актуальность написания данной статьи обусловлена определенными значимыми факторами для включения детей с нарушениями слуха в общеобразовательную среду.
Читать PDF

Особенности формирования сенсорных эталонов у детей с комплексным нарушением слуха и зрения

Ершова Валерия Валерьевна
В статье рассмотрены особенности проведения психодиагностического исследования сенсорного развития детей с комплексным нарушением слуха и зрения; основные задачи и направления формирования у них сенсо

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!