СЛУХА, ТЕОРИИ это что такое СЛУХА, ТЕОРИИ: определение — Психология.НЭС
СЛУХА, ПОТЕРЯ СЛУХОВ, ФОРМУЛА ИНТЕНСИВНОСТИ

СЛУХА, ТЕОРИИ

Найдено 2 определения термина СЛУХА, ТЕОРИИ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

СЛУХА, ТЕОРИИ

Тому, кто смог бы представить адекватную теорию слуха, которая удовлетворительно объяснила хотя бы восприятие высоты и громкости звука, обеспечена Нобелевская премия. Известны две наиболее жизнеспособные теории – теория места и теория периодичности, и несколько второстепенных. Теория места (также известная как теория резонанса, арфы и фортепьяно) предложена великим ученым Гельмгольцем в 1860-х г. В ней предполагается, что воспринятая высота тона определяется местом максимальной вибрации базилярной мембраны. Та часть, которая расположена рядом с овальным окном, настроена на высокочастотные звуки, далекий конец, рядом с куполом улитки, – на низкочастотные звуки. Считается, что громкость и различение тонов определяются числом нейронов, активизируемых входящим стимулом. Теория периодичности, с другой стороны, подчеркивает синхронизированный запуск нейронов. Она тесно связана с принципом залпа, который предполагает, что группы волокон на базилярной мембране работают как объединенные команды и продуцируют нервные импульсы в виде синхронизированных залпов. Современная точка зрения, кажется, представляет собой своего рода слияние этих двух теорий. Имеются и другие, менее обоснованные теории. В классической теории частоты (или телефона) Резерфорда предполагается, что реакция базилярной мембраны в целом очень похожа на реакцию телефонной диафрагмы. В гидродинамической теории Мейера особое внимание уделяется количеству базилярной мембраны, участвующей в различных звуковых моделях. Теория звуковых моделей Юалда предполагает, что различные модели колебаний передаются на базилярную мембрану стимулами различной степени сложности или частоты. Вообще, ни одна теория не представляется адекватной; слух – очень сложное явление. Вообще говоря, теории места и периодичности – две конкурирующие и лидирующие теории, другие – (во всяком случае в настоящее время) имеют второстепенное значение.

Оцените определение:

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Слуха теории

наиболее известными считаются две их них. Теория Гельмгольца или теория места (1860) предполагает, что высота воспринимаемого тона определяется областью максимальной вибрации базиллярной мембраны внутреннего уха. Та ее часть, которая прилегает к овальному окну, резонирует преимущественно на высокочастные звуки, другая, удаленная к куполу улитки, - на низкочастотные тона. Считается, что громкость и различение тонов зависят от числа возбуждаемых акустическим стимулом нейронов. Другая, теория периодичности, подчеркивает значение факта синхронизации запуска акустических нейронов, представленных на базиллярной мембране группами волокон. Современные представления являются, скорее, продуктом синтеза упомянутых теорий. Существуют другие, менее обоснованные теории. В теории Резерфорда или теории частоты (телефона) предполагается, что реакция базиллярной мембраны похожа на реакцию телефонной диафрагмы. В гидродинамической теории Майера особое значение отводится количеству вибрирующих участков базиллярной мембраны, принимающей участие в восприятии звуковой модели. Теория звуковых моделей Юалда указывает, что различные модели колебаний мембраны могут зависеть от конфигурации звуковых волн. В целом отмеченные теории рассматриваются, в основном, как периферические и они не раскрывают сложной природы слуха.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Найдено рефератов по теме СЛУХА, ТЕОРИИ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Интеллектуальное развитие детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха

Курамин С.А.
Показано, что интеллект детей с нарушением слуха, обучающихся в специализированной школе, в основном соответствует возрастной норме, однако психологические характеристики детей свидетельствуют о замедленном развитии струкурно-функциональной организации мозга.
Скачать PDF

Интеллектуальное развитие детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха

Курамин С.А.
Обследовано 36 младших школьников 1-3 класса с нарушениями слуха. По методике Гудинаф-Харриса проводилась исследование интеллекта при помощи анализа детских рисунков. Показано, что интеллект детей с нарушением слуха, обучающихся в специализированной школе, в основном соответствует возрастной норме, однако психологические характеристики детей свидетельствуют о замедленном развитии структурно-функциональной организации мозга.
Скачать PDF

Психологические риски компьютерной зависимости подростков с нарушением слуха

Шипицына Людмила Михайловна
В статье представлены результаты исследования слабослышащих подростков в возрасте 14-17 лет, имеющих игровую компьютерную зависимость и склонных к ее формированию, в сравнении с подростками, не имеющими такой зависимости. Значительная доля выборки среди слабослышащих подростков с компьютерной зависимостью (40%) и склонных к ней (35%) свидетельствует об актуальности разработки психолого-педагогических мер профилактики и реабилитации компьютерных аддикций. Их формирование отрицательно влияет на эмоциональную сферу и межличностные стили общения подростков с нарушением слуха при обучении в школе, поведение в семье и окружающем социуме. Выявлены также корреляции между игровой компьютерной зависимостью и степенью расхождения «Я-реального» и «Я-идеального» у подростков, что отрицательно влияет на развитие их личности.
Скачать PDF

Динамика функциональных уровней переработки информации у младших школьников с нарушением слуха

Москалик Ирина Александровна
В статье представлены результаты лонгитюдного исследования, посвященного изучению перехода с низших на высшие уровни переработки информации у неслышащих младших школьников. Автором были выделены два переходных уровня, позволяющих проследить возрастную динамику изучаемого явления. Сравнительный анализ полученных результатов у испытуемых с нарушением слуха и у их нормально развивающихся сверстников позволил выделить особенности, присущие формированию системы переработки информации в условиях слуховой депривации.
Скачать PDF

Психодинамическое содержание тревожности у детей подросткового возраста с нарушениями слуха

Домчук Виктория Михайловна.
Описывается психодинамическое содержание тревожности у детей подросткового возраста с нарушениями слуха на основе оценки детерминант и механизмов данного эмоционального феномена. Характеризуются основные факторы, определяющие возникновение и содержание тревожных переживаний в зависимости от слуховых, речевых и интеллектуальных возможностей.
Скачать PDF

Компоненты психологической готовности детей с нарушениями слуха к школьному обучению

Бубарева Виктория Евгеньевна, Корытова Галина Степановна
Рассматривается проблема психологической готовности к школьному обучению детей с нарушениями слуха. Опираясь на компоненты психологической готовности к школьному обучению и возможности их диагностики у детей с нарушениями слуха, авторы статьи представляют результаты эмпирического исследования в сопоставлении детей с нарушениями слуха и детей без нарушений в развитии.
Скачать PDF

Компаративный анализ подходов к изучению интеллекта лиц с нарушениями слуха в зарубежной и отечестве

Богданова Тамара Геннадиевна
В статье проводится сравнение взглядов отечественных и зарубежных психологов на диагностику интеллекта глухих людей, на проблему соотношения интеллекта и речи.The paper presents comparative analysis points of views to studies of intellect in foreign and native psychology, to the problem of correlation between intellect and language
Скачать PDF

Латерализация слуха и переработка мозгом речевых звуков при дихотическом прослушивании

Хугдал Кеннет
В статье представлен обзор исследований, проведенных за последние 20 лет в лаборатории Университета Бергена, в Норвегии, посвященных изучению структурной и функциональной асимметрии головного мозга при дихотическом прослушивании простых речевых звуков, таких, как слоги, состоящие из согласного и гласного звуков. Обсуждаются поведенческие и функциональные данные по нейротомографии, показывающие, что при дихотическом прослушивании преобладание правого уха коррелирует с активацией в верхних задних частях левой височной доли, planum temporale и прилегающих областях слуховой коры. Мы использовали метод дихотического прослушивания также для изучения высших когнитивных функций внимания, управляющих функций, показавших различную нейрональную локализацию, включающую префронтальные и теменные области. В заключение статьи обсуждается явление слуховых галлюцинаций при шизофрении, которое интерпретируется как форма ошибочного восприятия речи, вызываемая нейрональной патологией в planum temporale в левой височной доле.
Скачать PDF

Представления об эмоциях у детей с нарушением слуха

Подпругина В.В.
Предпринята попытка выявить и сравнить представления о базовых эмоциях (страх, гнев, радость, печаль) у слышащих детей и детей с нарушениями слуха дошкольного возраста с учетом особенностей микросреды (слышащие, глухие родители), проанализировать содержание представлений об эмоциях в зависимости от предъявленных стимулов при распознавании.
Скачать PDF

Особенности психических состояний детей младшего школьного возраста, имеющих дефекты слуха, и прожив

Марченко О.Е., Федорова А.А
В статье изучаются особенности психических состояний детей младшего школьного возраста, имеющих дефекты слуха. Для решения задач исследования были использованы методы изучения психических состояний. В результате исследования получены новые данные, характеризующие особенности проявления психических состояний у слабослышащих детей младшего школьного возраста.
Скачать PDF

Роль семьи в формировании самооценки у детей с нарушением слуха

Мушастая Наталья Викторовна, Данченко Ирина Владимировна
Актуальность написания данной статьи обусловлена определенными значимыми факторами для включения детей с нарушениями слуха в общеобразовательную среду. В процессе социализации необходимо формировать целый ряд личностных особенностей, в том числе и адекватную самооценку. Изменения, происходящие в нашем обществе, приводят к обострению социально-стрессовой ситуации и росту эмоциональной напряженности, на почве которой у детей возникают различные проблемы неуверенность в себе, застенчивость, агрессия, жестокость, заниженная самооценка. На формирование самооценки в детском возрасте решающее влияние оказывает семья. Она становится фундаментом формирования личности. Отсутствие положительной общей самооценки в раннем возрасте трудно компенсировать в более поздние периоды, тем более у детей с нарушенным слухом, которые сталкиваются с огромными трудностями в общении даже в своей семье (имеются в виду дети с нарушенной слуховой функцией из семей слышащих родителей). Самооценка играет очень важную роль в организации результативного управления своим поведением, без нее трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Самооценка является критерием осознания личностью своей собственной индивидуальности и социальной ценности. Она определяет жизненную позицию человека и его взаимоотношения с окружающей действительностью. Направление деятельности специалистов в рамках учебно-воспитательного процесса на детей с ограниченными физическими возможностями от всего социального пространства приводит к репродуктивным преобразованиям, закрепляет в сознании подростков мысль о собственной «неполноценности», развивает негативную самооценку, вследствие чего страдает формирование личности. Возможность гармоничного развития ребенка с ограниченными физическими возможностями, способного не только адаптироваться к существующим условиям, но и изменять их, изменяясь и развиваясь при этом, может быть достигнута в том случае, если будут предложены механизмы и технологии формирования, в частности, адекватной самооценки.
Скачать PDF

Особенности формирования сенсорных эталонов у детей с комплексным нарушением слуха и зрения

Ершова Валерия Валерьевна
В статье рассмотрены особенности проведения психодиагностического исследования сенсорного развития детей с комплексным нарушением слуха и зрения; основные задачи и направления формирования у них сенсорных эталонов; а так же методы и средства для этого необходимые. Проанализированы условия, реализация которых необходима для успешного решения задач формирования сенсорных эталонов у детей с комплексным нарушением слуха и зрения.
Скачать PDF