Скрытый учебный план

Найдено 1 определение:

Скрытый учебный план

эта такая организация учебного процесса в образовательном учреждении, которая отражает гендерные стереотипы, поддерживает гендерное неравенство, отдавая преимущество мужскому и доминантному и недооценивая женское и нетипичное. Выделяю три измерения скрытого учебного плана: во-первых, организацию самого учреждения, включая гендерные отношения на работе, гендерную стратификацию учительской профессии; во-вторых, содержание предметов, в-третьих, стиль преподавания.

Образование является одним из важнейших социальных институтов, выполняющим функции трансляции основной системы ценностей, норм, ролей от одного поколения к другому, обучения определенным знаниям и умениям, развития способностей людей, самореализации и творчества. Образование - важнейший институт социализации. В школах и университетах мы узнаем, кто важен для общества, а кто - нет, кто повлиял на ход истории, на развитие науки, литературы и социальной организации, какие возможности и какая ответственность существует для разных людей в обществе. Образовательные учреждения наряду с остальными агентами социализации определяют наши идентичности, а также имеющиеся у нас возможности личного, гражданского и профессионального выбора. Школы учат нас на собственном примере. Сама организация образования, как и господствующие здесь гендерные роли, встраивают в нас модель "нормальной" жизни и диктуют нам женские и мужские статусные позиции.

С детского сада до аспирантуры и докторантуры все отношения внутри образовательных учреждений воспроизводят заложенные в культуре представления о женщинах как подчиненных, зависимых, почтительных и не стремящихся к достижениям, а о мужчинах как доминирующих, независимых и "достижительных". Этот процесс не является явной или намеренной целью образования, и немногие преподаватели осознают, что он происходит. Тем не менее, образовательные учреждения преподносят очень влиятельные уроки гендерных отношений.

В 1982 г. Р.Холл и Б.Сэндлер провели первое исследование вербальных и невербальных коммуникационных практик в образовании. Это исследование стало классическим образцом подобных проектов, которые проводились в школах и колледжах, на образовательных сессиях для взрослых и в университетах. Было показано, в частности, что господствующие формы преподавания опираются на маскулинные способы общения. Прежде всего, это выражается в том, что, начиная с дошкольного возраста, педагоги поощряют мальчиков к самовыражению и активности, а девочек - к послушанию и прилежанию, опрятному внешнему виду. Скрытый учебный план, таким образом, отождествляется с мета-коммуникацией как языком, посредством которого осуществляется социальный контроль.

Оцените определение:

Источник: Гендерный глоссарий проекта "Ресурсы гендерного образования"

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Обоснование необходимости включения в учебный план бакалавриата направления «Педагогическое образова

Ратницына Дина Вячеславовна
Данная статья посвящена проб-лемам реализации компетентностного подхода в условиях бакалавриата.
Читать PDF

Обоснование необходимости включения в учебный план бакалавриата направления «Педагогическое образова

Ратницына Дина Вячеславовна
Данная статья посвящена проб-лемам реализации компетентностного подхода в условиях бакалавриата.
Читать PDF

Психологические особенности развития правосознания студентов высших учебных заведений в условиях ада

Фаттахова Г. Р.
В статье рассматривается развитие правосознания как один из продуктивных источников формирования адаптации студентов к учебному процессу.
Читать PDF

Особенности внутриличностного конфликта студенток высших учебных заведений

Берестнева Ольга Григорьевна, Шелехов Игорь Львович, Жаркова Оксана Станиславовна
Рассматриваются вопросы внутриличностного конфликта у женщин, вызванного конкуренцией традиционных ценностей (альтруизм, семья, дети) и ценностей капиталистического (постиндустриального) общества (инд
Читать PDF

Методические основы обучения слушателей и курсантов высших военных учебных заведений организации и п

Моисеев А. Р.
В статье излагаются методические основы преподавания слушателям и курсантам военных вузов морально-психологического обеспечения деятельности войск, раскрывается механизм реализации его основных положе
Читать PDF

Личностные и гендерные особенности студентов медицинских учебных заведений

Толстолес Екатерина Сергеевна, Шелехов Игорь Львович, Берестнева Ольга Григорьевна
Обсуждаются вопросы, связанные с личностными и гендерными особенностями студентов медицинских учебных заведений.
Читать PDF

К проблеме психологии применения электронных учебных пособий по литературе

Гоголева С. Н.
В статье анализируются взгляды выдающихся психологов П. П. Блонского, А. Н. Леонтьева о психологии восприятия детьми наглядности в обучении (электронных учебных пособий) на уроках литературы.
Читать PDF

Личностные особенности абитуриентов учебных учреждений системы МВД: проблемы профориентации

Казак Т.В., Лобанов Е.А.
Читать PDF

Понятие и модель применения тренинговой психотехнологии в учебных группах с деструктивными взаимоотн

Адушкина И.Б.
Читать PDF

Анализ лидерских качеств младших командиров учебных групп в вузе МВД России

Евтихов Олег Владимирович
В статье проведен анализ опубликованных в научной литературе моделей лидерских качеств, приведены результаты изучения субъективных представлений курсантов о качествах, необходимых лидеру учебной групп
Читать PDF

Теоретические предпосылки изучения деструктивных взаимоотношений в учебных группах образовательных у

Адушкина И.Б.
Читать PDF

Особенности социального статуса детей-сирот в учебных группах

Малейко Галина Устиновна
В статье рассматриваются особенности межличностных отношений детей-сирот в их учебных группах, которые были изучены на базе ОАОУ НПО «Агролицей №25» г.Старая Русса.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!