СКОРОХОДОВА Ольга Ивановна

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

СКОРОХОДОВА Ольга Ивановна

(1914–1982) – дефектолог, педагог, литератор, кандидат педагогических наук (1961). В 5летнем возрасте лишилась зрения, слуха, позже потеряла речь. В 192541 гг. воспитывалась в Харьковской школеклинике для слепоглухонемых детей. Благодаря использованию специальных методик обучения, систематическим занятиям, воле и упорному труду у С. Была восстановлена звуковая речь, она получила среднее образование. Дальнейшее образование продолжила в Москве в 194448 гг. под руководством И.А. Соколянского. С 1948 г. научный сотрудник НИИ дефектологии. Автор ряда художественных и научных произведений, в том числе монографий «Как я воспринимаю окружающий мир» (М. – Л., 1947; премия им. Ушинского); «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир» (М., 1954; премия им. Ушинского; переведена на многие иностранные языки); «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир» (М., 1972; премия АПН СССР). Работы С. Имели большое значение для научного осмысления развития психики слепоглухонемых детей.

Источник: Степанов С.С. Дефектология. Словарь справочник, Сфера. Москва. 2005

СКОРОХОДОВА Ольга Ивановна

(1911-1982) — российская слепоглухая писательница и поэтесса, психолог, автор многочисленных научно-популярных статей и нескольких книг. Ученица И.А. Соколянского. В детстве в восьмилетнем возрасте (а не в пятилетнем, как указано в ее книгах) перенесла менингит и полностью потеряла зрение, а затем и слух. В 1922 г. была отправлена в школу слепых г. Одессы, а в 1925 г. была принята в организованную И.А. Соколянским школу-клинику для слепоглухонемых в г. Харькове (практическое и исследовательское учреждение). Там, благодаря специальным занятиям, у нее была восстановлена уже почти распавшаяся устная речь и начались систематические занятия с использованием дактильного алфавита (пальцевой азбуки глухих) и рельефноточечного шрифта Брайля для слепых. В школе не только исследовали детей, вели тщательное наблюдение за ними, но и направляли их развитие. На определенном этапе перед С. была поставлена задача заучиться наблюдать за происходящими вокруг событиями и вести дневниковые записи. Умение наблюдать и описывать те или иные события развивались Соколянским у С. параллельно, она неоднократно возвращалась к записям своих наблюдений в поисках наиболее удачных и точных литературных форм их изложения. Эти занятия продолжались в Москве, куда С. переехала в 1944 г. и завершились изданием ее первой книги Как я воспринимаю окружающий мир (1947). С 1946 г. С. — научный сотрудник Института дефектологии. Ее публикации и выступления приобретают большую популярность. В 1954 г. выходит новое дополненное издание ее книги Как я воспринимаю и представляю окружающий мир, переизданное в 1956 г. В 1961 г. С. защищает дис. на степень канд. педагогических наук ( по психологии) и становится с.н.с. лаборатории изучения и воспитания слепоглухонемых детей, возглавляемой А.И. Мещеряковым. Принимает активное участие в организации Загорского детского дома для слепоглухонемых (1963 ). В 1972 г. выходит 3-е дополненное издание ее книги под названием Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир(переиздана в 1990). Т.А. Басилова

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005