разновидность естественного эксперимента, в ходе которого воспроизводится та или иная ситуация. Наибольший интерес имеют ситуации, вызывающие стрессовые психические реакции человека. Практически лишь в таких условиях можно получить надежные характеристики эмоциональных и волевых качеств специалистов и оценить надежность СЧМ в сложных условиях. Воспроизведение стрессовых ситуаций должно отвечать трем условиям: 1) иметь определенную мотивационную направленность, адекватную задачам эксперимента; 2) испытуемые субъективно должны воспринимать эти ситуации как реальность; 3) должны быть соблюдены этические нормы. Основные виды мотиваций и примеры возможных ситуаций: 1) самосохранение и ответственность за здоровье коллектива— имитация пожара, болевые электрические раздражения; 2) стремление к достижению трудовых целей — введение очень трудных или неразрешаемых заданий, введение ситуаций отказов рабочей аппаратуры; 3) самоутверждение — провоцирование конфликтов во взаимоотношениях между специалистами. Чтобы все эти ситуации воспринимались как реальные, их замысел и осуществление должны быть известны лишь очень узкому кругу лиц. После проведения эксперимента также должна быть сохранена тайна. На каждый эксперимент необходимо придумывать новую форму моделирования ситуации. С. э. следует отличать от ситуационного моделирования: о первом ведут речь при воспроизведении определенных ситуаций в реальной деятельности, причем испытуемый об этом обычно не знает. Ситуационное моделирование подразумевает обычно создание нужных ситуаций в лабораторном эксперименте, однако различие между двумя этими понятиями достаточно условное.