Системы и теории СИСТЕМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

СИСТЕМЫ ПОНЯТИЙ

Найдено 1 определение:

СИСТЕМЫ ПОНЯТИЙ

Термин Харви для обозначения видов систематически возникающих процессов, которые, как он считал, лежат в основе убеждений индивида. Харви выделял четыре таких системы, развивающихся от первой, примитивной, конкретной и жесткой системы, типичной для авторитарных личностей, через более и более абстрактные, усовершенствованные и взаимодействующие системы, к четвертой, которая представлена уверенностью в себе, внутренней мотивацией и гибким принятием перспектив.

Оцените определение:

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Безопасность личности: система понятий

Ежевская Татьяна Иннокентьевна
В статье делается попытка постановки проблемы безопасности на современном этапе развития общества, раскрывается система основных понятий безопасности личности, выделяются социально-содержательные компоненты категории «безопасность», приводятся некоторые государственные и международные документы, связанные с проблематикой безопасности личности.
Скачать PDF

Ценностно-смысловое содержание понятия "аутентичность" как системного качества личности

Рагулина Марина Владимировна
На базе системно-синергетического подхода рассматривается содержание понятия «аутентичность». Поскольку аутентичность относится к качествам личности, которые сложно верифицировать, автор вводит понятие аутентичной установки личности. Цель работы исследовать ценностно-смысловые аспекты сознания личности с аутентичной установкой. Для изучения смысловой сферы и ее реорганизации была создана экспериментальная методика анализа вероятностного типа реорганизации смысловых образований личности, которая базируется на идеях Д.А. Леонтьева, О.С. Никольской и А. Ахиезера Исследования позволили выявить существенные различия в группах исследуемых со сложившейся и не сложившейся аутентичной установкой.
Скачать PDF

Связь теории и практики воспитания с понятием здорового образа жизни в системе безопасности образова

Беляев Геннадий Юрьевич, Беляева Алла Владимировна
В статье освещаются вопросы содержания школьного и вузовского воспитания на основе здорового образа жизни как интегрального критерия культуры здоровья общества и социального индивида. Системные изменения в смежных с педагогикой областях науки о человеке и его здоровье, новые формы, культурные стереотипы, вызовы и риски социализации влияют на содержание воспитания, определяя связи теории и практики воспитания с понятием здоровья, здорового образа жизни, обозначая задачи и перспективы безопасности в образовательном пространстве.
Скачать PDF

Понятие «Сознание» с позиции системно-эволюционных представлений

Датченко Сергей Александрович
Рассматривается понятие «сознание» с позиций системной психофизиологии. Из рассмотрения вытекает, что одна и та же объективная реальность в психике индивида с развитым индивидуальным социальным сознанием представлена одновременно двумя принципиально различными формами субъективного отображения. Причем один вид отображения может быть осознан полностью, другой лишь в той части, которая на данный момент не противоречит первому виду. В связи с чем, делается вывод, что любое состояние сознания индивида определяться, прежде всего, существующей на данный момент взаимозависимостью неосознаваемого психического и индивидуально-социального сознания.
Скачать PDF

Понятие стиля как определенного способа функционирования системы

Мамбеталина Алия Сактагановна
Наиболее общей закономерностью, лежащей в основе феномена стиль, выделяют связь между различными элементами системы. Стилевая система имеет многоуровневую структуру: различные иерархические уровни ее представляют собой ряд «подсистем» по отношению к «вышестоящей», более широкой системе. Таким образом, стиль выступает как определенный способ функционирования системы и как целое, имеющее свою структуру, единство отдельностей (компонентов).
Скачать PDF

Понятие «Готовности к деятельности» в системе современного психолого-педагогического знания

Грачев Юрий Александрович
В данной статье изложено понятие готовности к деятельности в системе современного психолого-педагогического знания как сложное, многоаспектное, интегративное понятие.
Скачать PDF

Система понятий статистического дискурса психологии: психосемантическое исследование

Морозова Светлана Васильевна
В статье описана теоретическая модель системы понятий статистического дискурса психологии. Автор осуществляет эмпирическую проверку разработанной модели в психосемантическом исследовании. Особое внимание в статье уделено проблеме взаимосвязи сформированности системы понятий статистического дискурса психологии с уровнем владения математическими методами.
Скачать PDF

К проблеме дифференциации основных понятий в системе отношений «Родитель-ребенок»: теоретический и э

Головей Лариса Арсеньевна, Савенышева Светлана Станиславовна, Василенко Виктория Евгеньевна, Энгельгардт Елена Евгеньевна
В статье приводится анализ современного состояния понятийного аппарата в системе отношений «родитель-ребенок» в семейной психологии. Исследование направлено на изучение стилевых характеристик воспитания, показателей родительского отношения, взаимодействия родителей с детьми-дошкольниками. В исследовании приняли участие родители детей дошкольного возраста (546 человек). Использовались методика «Анализ семейных взаимоотношений» Э. Г. Эйдемиллера, В. В. Юстицкиса, опросник родительского отношения А. Я. Варги, В. В. Столина, методика «Взаимодействие родитель-ребенок» И. М. Марковской. Анализ выявил склонность современных родителей дошкольников к недостаточности санкций и запретов, симбиотическим отношениям с ребенком, к инфантилизации и высокому контролю. Обнаружены различия в степени опеки и принятия ребенка у отцов и матерей, тогда как различий в воспитании мальчиков и девочек выявлено не было.
Скачать PDF

Творческое мышление в системе понятий современной психологии

Чернецкая Н.И.
В статье творческое мышление рассматривается в контексте других базовых понятий общей психологии, предлагается новый взгляд на творческое мышление как на интегральную характеристику познавательной психической деятельности, высший уровень и индикатор развития мышления. Исходя из этого, описаны базовые свойства творческого мышления как комплексного личностно-процессуального феномена.
Скачать PDF

Системная антропологическая психология: понятийный аппарат

Клочко Виталий Евгеньевич, Галажинский Эдуард Владимирович, Краснорядцева Ольга Михайловна, Лукьянов Олег Валерьевич
На примере системной антропологической психологии как научного направления, которое осознанно осваивает методологические установки постнеклассического уровня, показано изменение содержательных характеристик основных категорий психологии (психика, сознание) при их рассмотрении в контексте человека, понимаемого в качестве саморазвивающейся системы. Изменение представлений о сущности и механизмах онтогенеза приводит к появлению понятий, фиксирующих этапы и уровни становления сознания (предметное сознание, смысловое сознание, ценностное сознание). Изменение представлений о механизмах (само)развития науки позволяет прослеживать тенденции развития психологии, появление в ней новых методологических принципов и положений (трансдисциплинарный подход, транстемпоральность, принцип системной детерминации и т.д.).
Скачать PDF

К вопросу о методологии изучения самореализации личности в системе родственных понятий

Галажинский Эдуард Владимирович
Обсуждаются вопросы методологии исследования самореализации личности с позиций теории психологических систем. Обозначается психоисторический контекст подобного исследования. Утверждается многосторонность феномена самореализации как результата, продукта, новообразования, возникшего в процессе исторического развития человека.
Скачать PDF

Творческое мышление в системе понятий современной психологии

Ароян Нелли
ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ ПОНЯТИЙ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ РЕЗЮМЕ В статье с точки зрения современных теоретических подходов рассматриваются и анализируются такие понятия как «творчество», «мышление», «творческое мышление», «интеллект», «креативность». Подчеркивается необходимость систематизации этих понятий, поскольку значительная неопределенность в их употреблении, создает затруднения при их использовании и создании единой концепции творческого мышления. Օбосновывается подход, согласно которому творческое мышление необходимо рассматривать не в качестве одного из видов, а как высшую ступень развития мышления. С этой точки зрения творческое мышление становится интегратором интеллекта и необходимым условием развития всей системы интеллектуальных функций.
Скачать PDF