Системный подход к ОП СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР

СИСТЕМОГЕНЕЗ

Найдено 1 определение:

СИСТЕМОГЕНЕЗ

от греч. systema — целое, составленное из частей; genesis— происхождение, род) — процесс формирования системы. В ходе данного процесса определяется компонентный состав системы, устанавливаются функциональные взаимосвязи между компонентами и происходит развитие отдельных компонентов в плане обеспечения достижения цели. В психологии труда и инженерной психологии вопросы С. профессиональной деятельности наиболее детально проработаны В. Д. Шадриковым. Им показано, что психологическая система деятельности включает следующие основные блоки: мотивов профессиональной деятельности, ее целей, программы деятельности, информационной основы деятельности, принятия решений, подсистемы профессионально важных качеств. Все блоки этой системы тесно связаны между собой, и выделение их в качестве отдельных элементов является довольно условным. Психологическая система деятельности формируется на основе индивидуальных качеств субъекта путем их реорганизации, переструктурирования, исходя из мотивов деятельности, целей и условий. С позиций С. процесс научения рассматривается как процесс формирования системы деятельности. При этом в качестве основных принципов формирования системы выступает одновременно закладка основных блоков, а в дальнейшем гетерохронность, неравномерность и достаточность их развития. Совокупность этих принципов указывает, что формирование системы деятельности нельзя рассматривать как автономное, последовательное формирование отдельных ее блоков. Уже в самом начале С. деятельности формируются основные ее блоки, которые в дальнейшем развиваются неравномерно и гетерохронно. Однако это не означает, что отдельные действия не могут осваиваться в деятельности последовательно. Архитектура действия по компонентному составу близка к архитектуре деятельности, и при освоении отдельных действий закладываются основные блоки всей системы деятельности, которые в дальнейшем развиваются и усложняются от действия к действию. Помимо сказанного, с позиций С. важным моментом является неаддитивность структурных компонентов системы деятельности, а в качестве узлового механизма С. выступает развитие профессионально важных качеств.

Оцените определение:

Источник: Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика

Найдено научных статей по теме — 6

Системогенетический подход к исследованию развития и функционирования взрослой личности

Солдатова Елена Леонидовна
Обсуждаются перспективы системогенетического подхода к исследованию развития и функционирования личности взрослого человека. Обсуаедается роль эго-идентичности как системообразующего фактора развития личности
Скачать PDF

Актуальные проблемы развития системогенетического подхода к изучению учебной и профессиональной деят

Поваренков Юрий Павлович, Мазилов Владимир Александрович, Слепко Юрий Николаевич, Цымбалюк Анна Эдуардовна
Скачать PDF

Закономерности системогенеза игровой деятельности

Карпов Анатолий Викторович, Карпова Елена Викторовна
Предпринята попытка реализации концепции системогенеза по отношению к раскрытию содержания и основных закономерностей генезиса игровой деятельности. На основе анализа теоретических и эмпирических материалов, направленных на их выявление, выявлено содержание данного процесса и его основные закономерности. Проинтерпретирована специфика генезиса основных компонентов психологической системы деятельности на той онтогенетической стадии развития, на которой основным типом деятельности является игра. Установлены и объяснены некоторые основные особенности и закономерности генезиса основных психологических компонентов игровой деятельности в ходе ее онтогенетического развития. Показана специфика генезиса мотивационного обеспечения, процессов целеобразования, совокупности индивидуальных качеств в процессе генезиса игровой деятельности. Представлен анализ соотношения понятий игры и игровой деятельности, а также закономерностей, на основе которых первая трансформируется во вторую. Вскрыты некоторые психологические особенности генезиса игровой деятельности в целом, а также причины, по которым он приобретает характер специфического типа системогенеза, обозначенного понятием автосистемогенеза. Охарактеризованы психологические детерминанты и факторы, обеспечивающие становление необходимых условий для последующей трансформации игровой деятельности в более сложные типы организации деятельности учебную и трудовую.
Скачать PDF

ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМОГЕНЕЗА УЧЕБНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Поваренков Юрий Павлович, Слепко Юрий Николаевич, Цымбалюк Анна Эдуардовна
Скачать PDF

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ: СИСТЕМОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Поваренков Юрий Павлович
В статье обсуждается и конкретизируется психологическое содержание профессионального самоопределения личности, которое является ведущим механизмом ее профессионального становления и реализации. Данное понятие разрабатывалось в ходе изучения первичного выбора профессии подростками. Поэтому его содержание вступает в противоречие со спецификой последующих стадий профессионализации и затрудняет их изучение. В статье предпринята попытка преодолеть это противоречие за счет уточнения психологической специфики понятия профессионального самоопределения. В статье зафиксированы основные подходы к анализу профессионального самоопределения: социологический, жизнедеятельностный, профориентационный, карьерный. Проанализирована психологическая структура профессионального самоопределения, выделены уровни ее анализа: ценностно-мотивационный, операциональный, поведенческий, уровень профессионально важных качеств. Раскрыто содержание основных функций профессионального самоопределения, включая контрольную, адаптационную, идентификационную, профориентационную, компенсаторную и совладающую. В статье показано, что активизация профессионального самоопределения в ходе профессионализации носит циклический и неравномерный характер, выделяются периоды повышения, понижения и стабилизации данного процесса. Установлено, что цикличность активизации профессионального самоопределения тесно связана с периодами и фазами профессионального становления и реализации личности.
Скачать PDF

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В РАМКАХ СИСТЕМОГЕ

Неруш Татьяна Григорьевна, Поварёнков Юрий Павлович
Статья посвящена рассмотрению современного состояния проблемы выгорания профессионала. Определяются основные проблемы и перспективы исследования данного феномена. Акцентируется необходимость изучения динамики и структуры профессионального выгорания у представителей различных профессий с позиций системогенетического подхода.
Скачать PDF