СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ПСИХОЛОГИИ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ПСИХОЛОГИИ
современный научный подход к изучению, описанию и объяснению психологических явлений, основанный на их понимании как сложно устроенных, организованных систем. В основе С.п. в п. лежит принцип системной ор ганизации мира, всех существующих в нем, в том числе психологических, явлений. Этот прицип вначале был сформулирован и принят в физике, а затем распространился и на многие другие науки. Во второй половины ХХ в. системный подход занял центральное место и стал ведущим методологическим принципом научного исследования. В отечественной психологии необходимость использования системного подхода в изучении психических явлений одними из первых подчеркнули в своих работах Б.Ф. Ломов и В.Д. Шадриков. В настоящее время с позиций этого подхода рассматриваются многие психологические явления, а также поведение человека в целом. См. Ломов Борис Федорович, система, система функциональная, системной организации принцип, Шадриков Владимир Дмитриевич.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Системный подход в психологии
методологический подход к анализу психических явлений, в котором психическое явление рассматривается как система, целое, составленное из частей. Системный подход ориентирует исследование на раскрытие целостности психики, на выявление многообразных типов связей в ней. Известны три типа (или категории) качеств:
материально-структурные (задаваемые строением объекта);
функциональные (вытекающие из функций объекта);
системные (определяемые принадлежностью этого объекта к той или иной системе).
Психическое в отношении к нейрофизиологическому выступает как системное качество: оно реализуется в динамике функционирования мозга как целостной системы.
Система психических явлений многоуровневая, иерархическая. Она включает ряд подсистем, обладающих различными функциональными качествами. Б. Ф. Ломов выделяет три основные, неразрывно взаимосвязанные подсистемы:
когнитивную, в которой реализуются функции познания;
регулятивную, обеспечивающую регуляцию поведения и деятельности;
коммуникативную, формирующуюся и реализующуюся в процессе взаимодействия человека с другими людьми.
В свою очередь, каждая из них может быть разделена на подсистемы более низкого уровня. Так, когнитивная включает уровни сенсорно-перцептивный, представлений (образов памяти и воображения), речемыслительный.
Системный подход предполагает рассмотрение изучаемого объекта в его отношениях к различным системам. В науках о человеке отчетливо выделяются два плана исследования. Один из них связан с изучением отношений «человек — общество», другой — «человек-природа».

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Системный подход в психологии
Сістэмны падыход у псіхалогіі / System approach in psychology. Внедрением методологии С. п. в психологические исследования в отечественной психологии занимались Б. Г. Ананьев, В. А. Барабанщиков, В. Ф. Венда, В. А. Ганзен, А. В. Карпов, А. А. Крылов, Д. А. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. А. Мазилов, Э. Л. Наппельбаум, М. С. Роговин, В. Д. Шадриков и многие другие. С. п. позволил перейти от описательности, аналитичности в психологических исследованиях к обобщениям более высокого порядка, к теоретическим моделям, позволяющим учитывать многие факторы. В силу своей сложности, комплексности, многоуровневости и многоаспектности психики практически все психологические явления необходимо рассматривать с позиций С. п., только так можно добиться адекватности процедуры исследования исследуемому явлению. Наиболее развернуто методологию С. п. применительно к исследованиям психики в отечественной психологии представил Б. Ф. Ломов. Он ввел ряд критериев, которые предполагают системные исследования психологических объектов: 1) многомерность объекта; 2) многоуровневость и иерархичность объекта; 3) возможность осуществления классификации его свойств по нескольким основаниям; 4) полидетерминированность процессов в объекте; 5) изучение развития объекта, его качественного изменения во времени. М. С. Роговинсформулировал основные принципы С. п. применительно к психологическим исследованиям, которые позже были уточнены и которые в том числе позволяют дать определение системы. 1. Система должна быть целостной и обладать системными качественно новыми свойствами, не сводимыми к свойствам ее компонентов или частей. Система характеризуется атрибутами, отличающими ее от других систем. Атрибутами системы являются ее функции, для выполнения каждой из которых в процессе эволюции системы формируется своя подсистема. При нарушении функций или подсистем система теряет свою целостность. 2. Согласно второму принципу, система и ее строение детерминированы системообразующей функцией. Строение подсистемы, в свою очередь, также детерминировано функцией, благодаря которой она была образована. Функция системы является образующим ее фактором. В более ранних трактовках, например у Л. С. Выготскогои С. Л. Рубинштейна, этот принцип был сформулирован как принцип единства строения функции и органа. 3. Согласно третьему принципу, система находится во взаимодействии со средой, в ходе которого между системой и средой осуществляется обмен информацией и энергией. Следствием такого взаимообмена является сложная иерархическая структура системы. Это нашло отражение в принципе генетико-иерархической структурно-уровневой организации системы, который является естественным развитием генетического принципа. В современной психологии уже очевидно, что любое психическое образование, закономерность надо изучать в развитии, т. е. исследовать механизмы и последовательность развития системы, формирование ее структуры. 4. Согласно четвертому принципу, система не является «застывшим» образованием, она постоянно находится в процессе развития, изменения. Развитие может выражаться в том числе в изменении ее внутренней структуры– изменении числа компонентов и связей между ними. Такое развитие достигается благодаря принципу вертикальной регуляции генетико-иерархических уровней. При этом законы, существующие на нижних уровнях, справедливы и для верхних, а верхние уровни структурной организации системы детерминируют функционирование нижних уровней. Таким образом, центральным понятием при изучении системы является ее структура. Структурное строение отражает генезис, характер и уровень организации системы. Изучая структуру системы, можно установить ее механизмы и законы функционирования. В. А. Ганзен разработал методологию описания психологической системы. Такое описание должно включать указание элементного состава системы, функции системы и ее подсистем, интегральные свойства системы, системообразующие факторы и взаимосвязи со средой. В первую очередь при изучении системы дается ее дефиниция– первое, не всегда полное определение, или «операциональное определение». Перечисляются компоненты системы– ее элементы, которые обладают целостностью и некоторой самостоятельностью, но не обладают системными свойствами. Далее строится структура системы, которая включает подсистемы и составляющие их компоненты. Отдельные блоки системы соединяются воедино и действуют согласовано благодаря интегративным механизмам системы. Функции системы– это цели и характер взаимоотношения ее подсистем со средой. Свойства системы– это ее качественные признаки, которые выделяют ее из среды и из других систем более высокого (низкого) порядка. В классических системах (и в С. п.) цель выступает как системообразующий фактор для формирования компонентного состава системы, функционирование системы подчинено достижению цели. Структура системы организована по уровневому принципу и включает следующие уровни организации: элементный, компонентный, субсистемный, системный. Ни одно современное психологическое исследование не замыкается исключительно на область психического. Практически везде присутствует социальная и культурная, а также историческая среда, что естественно в свете методологии культурно-исторического подхода.

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
134.24 кб

Системный подход в психологии

Беломестнова Н. В.
В статье рассматриваются теоретические, методологические и эмпирические основания для авторской модели психики. Автор стремится рассматривать изучение психики в широком научном контексте.
Читать PDF
262.10 кб

Системный подход к подготовке психологов МЧС

Иванова Светлана Петровна
В статье рассматриваются системный подход к психологическому анализу профессиональной деятельности, теория деятельности как основание теоретических и научно-практических работ, реализующих системный подход в исследованиях професси
Читать PDF
169.45 кб

Процесс жизнетворчества с позиции системного подхода в психологии

Сутормин Олег Юрьевич
В статье приводится теоретический анализ весьма актуальной и практически неразработанной темы процесса жизнетворчества.
Читать PDF
265.57 кб

Психологические основы системного подхода к исследованию личности

Кисляков Павел Александрович
Цель: на основе теоретического анализа выявить направления использования системного подхода к исследованию личности.
Читать PDF
259.19 кб

Системный подход к психологическим проблемам спортивного травматизма

Журин Николай Васильевич, Журина Татьяна Николаевна, Елисеев Сергей Анатольевич
Статья содержит анализ и обобщение собственных материалов, а также данные других авторов о продуктивности применения методологического принципа системного подхода для изучения спортивного травматизма.
Читать PDF
397.14 кб

Системный семейный подход в обеспечении психологического здоровья ребенка

Богомягкова Оксана Николаевна
Статья раскрывает научные подходы к проблеме обеспечения, сохранения и укрепления психологического здоровья детей.
Читать PDF
102.63 кб

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ "ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ" В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ (СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД)

Суркова Елена Германовна
В статье анализируются работы российских и зарубежных психологов, касающиеся понятия личностного роста.
Читать PDF
123.89 кб

Системный подход к изучению психологического феномена профессионализма человека

Дружилов С. А.
Под профессионализмом понимается особое свойство человека систематически, эффективно и надежно выполнять сложную профессиональную деятельность с заданными показателями качества.
Читать PDF
152.72 кб

Системный подход в обучении физике на основе психолого-педагогических технологий

Назаров Т. В.
В статье приведены методологические основы применения системного подхода в обучении физике на основе психолого-педагогических технологий.
Читать PDF
192.31 кб

Системно-деятельностный подход и менталитет в плоскости экономической психологии

Мунгалов Владимир Николаевич
Исследован детерминант этнического менталитета на примере бурятского и русского народов. Проведена оценки роли продавца с помощью методики «Экспресс-диагностика системно-характерологических отношений личности».
Читать PDF
184.11 кб

Системно-ценностный подход к информационно-психологической безопасности личности

Ежевская Татьяна Иннокентьевна
В статье раскрывается актуальность проблемы информационно-психологической безопасности личности и поиска эффективных механизмов ее обеспечения на современном этапе развития общества.
Читать PDF
276.55 кб

Системный подход к психологическому сопровождению агрессивных младших школьников

Шалагинова Ксения Сергеевна
Читать PDF
756.48 кб

Системно-деятельностный подход: общенаучный и психолого-педагогический уровни анализа

Репринцева Галина Анатольевна
Статья посвящена анализу сущности и содержания системно-деятельностного подхода в научных исследованиях, включая психолого-педагогические.
Читать PDF
365.52 кб

Психология профессиональной деятельности педагога: системный личностно-развивающий подход

Митина Лариса Максимовна
Проводимые в рамках системного личностно-развивающего подхода теоретико-экспериментальные исследования позволили создать обобщающую концепцию профессионального развития личности педагога, разработать инновационную психологическую
Читать PDF
1.45 мб

Человекоцентрированная модель социально-психологического взаимодействия в вузе: системный подход

Гребнева Валентина Викторовна
Описана модель социально-психологического взаимодействия в вузе, основывающаяся на системных принципах функционирования социальных феноменов.