СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Найдено 1 определение:

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ

совокупность положений, разработанных Б. Ф. Ломовым на основании общих принципов системного подхода к изучению деятельности оператора и СЧМ в целом. Применение С. п. в и. п. обусловлено тем, что человек-оператор, будучи сам сложной специфической системой, функционирует в более сложной системе, состоящей из ряда подсистем со сложными взаимосвязями между ними. Основные черты системного подхода применительно к инженерно-психологическим явлениям сводятся к следующему. Во-первых, с позиций системного подхода психические явления следует рассматривать как многомерную и многоуровневую систему. Многомерность проявляется в том, что при изучении психических явлений необходимо в совокупности рассматривать их различные характеристики: информационные, операционные, мотивационные и др., причем каждая из этих характеристик может быть рассмотрена на разных уровнях их изучения. Напр., процесс принятия решения оператором может рассматриваться с разных сторон: и как нейрофизиологический акт, и как некоторое действие, и как сложный в психическом отношении творческий процесс, и как социально-психологическое образование со своими параметрами. При этом механизмы и структура принятия решения будут различными на разных уровнях психической регуляции действительности. Во-вторых, при изучении психических свойств человека нужно учитывать множественность тех отношений, в которых он существует. Это обусловливает разнопорядковость его свойств. Поэтому важной задачей является определение того, какие свойства человека, в каких случаях и каким образом нужно учитывать при проектировании и эксплуатации СЧМ. Для этого нужна разработка многомерной классификации свойств человека. Природные свойства нервной системы, способности, черты характера, мотивация и готовность к деятельности — все это свойства разного порядка и учитывать их следует по-разному при решении различных задач оптимизации СЧМ. Напр., при определении надежности оператора в одних случаях нужно учитывать уровень тренированности операторов, в других — индивидуальные различия между ними, в третьих — способность работать в условиях помех и т. д. Таким образом, в зависимости от обстоятельств приходится принимать во внимание различные свойства человека. В-третьих, система психических свойств человека не является чем-то застывшим и неизменным. Системный подход требует рассматривать психику человека в развитии. Определяя, напр., требования к системе отображения информации, конструктор может исходить из некоторой конкретной экспериментально проверенной схемы, характеризующей структуру операции приема информации человеком. Но в ходе обучения, тренировки и приобретения профессионального опыта эта структура может измениться. Поэтому то, что было сделано на основе первоначальных рекомендаций, может оказаться впоследствии уже не лучшим вариантом. Учет данного положения возможен путем создания адаптивных систем, причем таких, в которых адаптация осуществляется с помощью технических устройств. В-четвертых, из системного подхода вытекает необходимость нового подхода к пониманию детерминизма (причиной обусловленности) психических явлений. Очень часто при их анализе причины и следствия представляются в виде одномерной линейной цепочки, что мало пригодно для инженерной психологии. Как отмечал Л. С. Рубинштейн, то или иное воздействие на человека вызывает какой-либо эффект не прямо и непосредственно, а он опосредуется внутренними условиями, всем психическим складом человеческой личности. В этом плане важное значение при анализе психических процессов имеет введенное П. К. Анохиным понятие системообразующего фактора, который организует всю систему процессов, включенных в тот или иной акт человеческой деятельности. Так, в деятельности оператора таким системообразующим фактором является цель, организующая всю систему психических процессов и состояний, включенных в эту деятельность. На основании этих положений В. Ф. Рубахиным сформулированы требования системного подхода к изучению СЧМ в целом. Суть их сводится к следующему. 1. По возможности более полное и точное определение системы, ее целей и задач. Это требует, в свою очередь, анализа состава и значимости отдельных целей, подцелей и задач; определения возможности их осуществления и требуемых для этого средств и ресурсов; определение показателей эффективности и целевой функции СЧМ. 2. Исследование структуры системы и прежде всего состава входящих в нее компонентов, характера межкомпонентных связей и связей системы с внешней средой, пространственно-временной организации системы и их связей, границ системы, ее изменчивости и особенностей на различных стадиях существования (жизненного цикла). 3. Последовательное изучение характера функционирования системы, в т. ч. всей системы в целом, отдельных подсистем в пределах целого, изменчивости функций и их особенностей на разных стадиях существования системы. 4. Рассмотрение системы в развитии, т. е. на различных этапах ее жизненного цикла: при проектировании, производстве и эксплуатации.

Оцените определение:

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Системный подход к изучению психологического феномена профессионализма человека

Под профессионализмом понимается особое свойство человека систематически, эффективно и надежно выполнять сложную профессиональную деятельность с заданными показателями качества. В статье обосновывается психологический феномен профессионализма как объект системного исследования. Индивидуальный профессионализм анализируется как свойство, как состояние и как процесс становления специалиста. Формулируются функции и критерии профессионализма. Показано, что при изучении профессионализма целесообразно опираться на принципы теории систем: функциональный, морфологический и информационный.
Скачать PDF

Системный подход к подготовке психологов МЧС

Иванова Светлана Петровна
В статье рассматриваются системный подход к психологическому анализу профессиональной деятельности, теория деятельности как основание теоретических и научно-практических работ, реализующих системный подход в исследованиях профессиональной деятельности.
Скачать PDF

Системный подход к психологическому сопровождению агрессивных младших школьников

Шалагинова Ксения Сергеевна
Скачать PDF

Системный подход в психологии

Беломестнова Н.В.
В статье рассматриваются теоретические, методологические и эмпирические основания для авторской модели психики. Автор стремится рассматривать изучение психики в широком научном контексте. При этом явное преимущество отдается одному из базовых подходов, при котором исходными становятся отношения между психикой и организмом ее носителя. В частности, в статье говорится о специфике психики как объекта познания; об уровнях психической организации человека; о семи современных отечественных моделях психики человека; об общих принципах системного подхода и о возможных категориях, уместных, с точки зрения автора, при осуществлении этого подхода. Автор предлагает свою схему строения психики как развитие принятых теоретико-методологических оснований. Использован большой фактический материал, эмпирический и теоретический, и это делает статью весьма информативной.
Скачать PDF

Системный семейный подход в обеспечении психологического здоровья ребенка

Богомягкова Оксана Николаевна
Статья раскрывает научные подходы к проблеме обеспечения, сохранения и укрепления психологического здоровья детей. Освещены содержательные вопросы проблемы, системный семейный подход, риски и угрозы психологической безопасности детства. Практическая часть исследования раскрывает итоги авторских исследований взаимосвязи показателей родительства и коммуникативно-личностного развития ребенка, определяет пути помощи и поддержки в обеспечении социально-психологической безопасности личности ребенка, ресурсный подход.
Скачать PDF

Системный подход к психологическим проблемам спортивного травматизма

Журин Николай Васильевич, Журина Татьяна Николаевна, Елисеев Сергей Анатольевич
Статья содержит анализ и обобщение собственных материалов, а также данные других авторов о продуктивности применения методологического принципа системного подхода для изучения спортивного травматизма. Показана сущность системного подхода в теоретическом и практическом отношении с позиции взаимодействия успешности безопасности. В рамках системного подхода рассмотрены вопросы структурного соотношения некоторых факторов, определяющих поведение спортсмена. Психологические проблемы спортивного травматизма изложены с позиции спортивных аксидентальных способностей и их структурных составляющих чувства опасности и безопасной психомоторики.
Скачать PDF

Системный подход как методологический базис личностно-ориентированных психологических исследований

Шелехов Игорь Львович
Представлено описание различных аспектов системного структурно-уровневого подхода, рассматриваемого как методологический базис личностно-ориентированных психологических исследований. Приведены общие положения теории систем, охарактеризован системный подход Б. Ф. Ломова, системный структурно-уровневый подход М. С. Роговина, Г. В. Залевского, системный личностно-ориентированный подход. Описанные концепции могут найти применение в исследовании личности, рассмотрении взаимодействия систем «личность» – «социум», а также изучении отдельных, относительно узких тем, таких как психология семейных взаимоотношений, репродуктивное поведение и материнская функция, феномены внутрии межличностных конфликтов. На основании сопоставления и анализа данных сделаны следующие выводы: Организация научного исследования и психологической практики на базе принципов системного подхода позволяет наиболее полно исследовать отдельные аспекты психики, сопоставить данные эмпирических исследований, интегрировать их в единую гносеологическую систему, понять феноменологию психических процессов, целостно рассмотреть взаимодействие психики и окружающего мира. В отличие от индивидуального подхода системный личностно-ориентированный подход к исследованию и психологической коррекции предполагает обязательную опору на структуру личности (ядро, поверхностные структуры (оболочка), биологический базис), учет направленности личности, обозначение перспектив ее дальнейшего развития.
Скачать PDF

Психолого-дидактический подход в системе школьного образования

Ахметова Людмила Владимировна
Рассматривается психолого-дидактический подход к обучению, призванный эффективно решать задачи развивающего образования. Раскрыта сущность, описаны принципы, модели реализации психолого-дидактического подхода в учебном процессе.
Скачать PDF

Психический ресурс субъекта деятельности: системный подход

Власова О.Г.
Скачать PDF

Пректный подход к образованию педагога-психолога как перспектива построения его профессиональной дея

Пахомов В.П., Постоева В.А., Шелехов И.Л.
В статье ставится проблема определения содержания психологической службы в образовании. Переход к построению деятельности школьного психолога на системной основе авторы видят в опоре на практику проектирования содержания профессионального образования педагога-психолога и его личности. Исходной задачей такого структурного построения, по их мнению, является разработка принципов интеграции педагогического и психологического знания в образовании педагога-психологаIn this article the main a problem is to define the plot of the psychologist service in the education. The transition to building of activity of a school psychologist is on the base of practical project of the plot on the professional education of a pedagog-psychologist and his personality. The aim of this structural building is to work out the principles of integration of the pedagogicale and psychological knowledge in education of pedagog-psychologist
Скачать PDF

Возможности и ограничения психологического подхода к теории деятельности в интенсивном бизнес-обучен

Жадько Н. В.
Рассматриваются возможности и ограничения психологического подхода в теории деятельности применительно к интенсивному бизнес-обучению. Выделены основные противоречия, сдерживающие применение в современных прикладных исследованиях, в том числе при разработке методологии и методики интенсивного бизнес-обучения (бизнес-педагогики).
Скачать PDF

Проблема психологической подготовки учителя и значение психотехнического подхода в педагогической пр

Пахомов В. П., Постоева В. А., Шелехов И. Л.
Авторы рассматривают психотехнический подход в педагогической практике как основу для формирования психологической компетентности учителя. Психотехнические открытия, которые могли быть применимы в педагогической практике, выросли, сформировались внутри самой педагогической практики. В первую очередь эти достижения авторы связывают с именами А. С. Макаренко и А. В. Сухомлинского. В статье описываются конкретный психотехнический опыт А. С. Макаренко и значение этого опыта для реализации педагогических целей. Раскрывается внутренняя картина овладения педагогом психотехническими средствами.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: