Системные основы общения

Найдено 1 определение:

Системные основы общения

в физиологии) - сформулированная П. К. Анохиным общая теория функц. систем (Анохин, 1968), как одно из направлений системного системного подхода к явлениям природы и общества (Л. фон Берталанфи). В основе О. живых существ лежат системные механизмы. Функц. системы - динамические, самоорганизующиеся и саморегулирующиеся построения, все составные элементы к-рых взаимодействуют и взаимосодействуют достижению полезных для отдельных индивидов и сообществ приспособительных результатов (Судаков, 2007). В кач. полезных приспособительных результатов О. людей выступают показатели жизнедеятельности, удовлетворяющие их витальные и социальные потребности. Динамика системных процессов О. определяется системоквантами психич. и поведенческой деятельности людей: - от потребности к ее удовлетворению. О. людей может осуществляться с неодушевленными предметами, животными, друг с другом и группами. Для людей в отличие от животных характерно социальное О. друг с другом и с гос. и обществ. организациями. О. людей, как правило, строится на эмоциональной и словесной основе соответствующих функц. систем, составляющую их информационную сущность. Согласно теории функц. систем процесс О. людей формируется системной архитектоникой психич. деятельности, включающей такие узловые стадии как афферентный синтез, принятие решения, предвидение потребных результатов - акцептор результатов действия, эфферентный синтез, поведение и постоянную оценку параметров достигаемых субъектами результатов акцептором результатов действия с помощью обратной афферентации. О. людей происходит на основе принципа доминанты (Ухтомский, 1997). Посредством доминанты живой организм устанавливает свое отношение к среде - не как пассивный наблюдатель, а как активное существо. Доминанта определяет подчас подсознательную установку личности на восприятие опр. субъективно окрашенной информации. При этом доминирующая потребность и сформированная на ее основе доминирующая мотивация завладевают сознанием. Др. потребности либо способствуют доминирующей деятельности, либо вытормаживаются. В групповой деятельности в процессе О. нередко формируется лидер, берущий на себя функции доминирования в опр. деятельности. Главенствующая роль в О. людей принадлежит ведущим компонентам афферентного синтеза - доминирующей мотивации и памяти. Не меньшую значимость в О. имеет информация об удовлетворении исходных потребностей подкрепление. Удовлетворение в процессе О. потребности сопровождается в разл. степени выраженной положительной эмоцией. Неудовлетворенная потребность сопровождается отрицательной эмоцией, к-рая в опр. степени стимулирует деятельность субъектов, направленную на удовлетворение их ведущих потребностей, т. е. достижению полезных социально или индивидуально значимых результатов. В функц. системах, определяющих О. людей, также как и в др. функц. системах, имеется аппарат прогнозирования и контроля результатов их деятельности - акцептор результатов деятельности. Этот аппарат постоянно оценивает результаты О. людей друг с другом, с правительственными, законодательными, политическими, религиозными, образовательными и др. учреждениями. О. строится на взаимодействии акцепторов результатов действия собеседников, а также с законодательными, планирующими и контролирующими гос. учреждениями. Акцептор результатов действия определяет целенаправленную деятельность собеседников и обогащается в процессе О. При этом формируются жизненные стереотипы, определяющие интеллект личностей. Формированию интеллекта людей способствует О. с произведениями культуры: книгами, музеями, памятниками архитектуры, религ. культами и т. д. Воспринимая окружающий мир, человек естественно видит лишь то, что нужно ему для удовлетворения своих потребностей. Свои устоявшиеся стереотипы он нередко считает единственно истинными. И только с того момента, писал А. А. Ухтомский, когда человек пробьет скорлупу своего одиночества и поставит центр тяготения на лице другого, он впервые получает во встречном Собеседника. При групповом О. может наблюдаться мультипараметрическое взаимодействие, когда изменение параметров результатов деятельности одной группы людей перестраивает результативную деятельность др. групп. Все большую роль в О. совр. людей играют мобильные телефоны, электронная почта, факс, интернет, радио- и телекоммуникации и др. О. людей все активнее распространяется на космическую сферу. Человечество все активнее познает информационную сущность ноосферы (Вернадский В. И.), к-рая, в свою очередь, оказывает существенное влияние на деятельность людей. Гармоническое О. человечества с информационными сферами Земли и Космоса - необходимое условие прогрессивного развития человеческого общества. Сбои и нарушения в физиол. процессах, обеспечивающих О. (также как и анатомические нарушения органов человеческого организма, обеспечивающих О. на уровне организма субъекта О.), неизбежно приводят к кратковременным или долговременным нарушениям О. человека. Лит.: Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М., 1968; Судаков К. В. Развитие теории функциональных систем. М., 2007; Ухтомский А. А. Заслуженный собеседник. Этика, религия, наука. Рыбинск, 1997. К. В. Судаков
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Высшие рефлексивные и духовные способности как основа межличностного познания и общения

Ожиганова Галина Валентиновна
В статье рассматриваются рефлексивные и духовные способности, дается их определение, отмечается их взаимосвязь и важная роль в процессах межличностного познания и общения.
Читать PDF

Основные направления психодиагностики общения школьников

Защиринская Оксана Владимировна
В статье представлены особенности проведения диагностики общения нормально развивающихся школьников.
Читать PDF

Коррекция навыков общения детей с умственной отсталостью на основе оптимизации установки

Буфетов Дмитрий Владимирович
Из-за свойственных нарушений общения с окружающими людьми, у детей с психическим недоразвитием формируется негативная установка на межличностное общение, и как следствие низкая мотивация преодоления п
Читать PDF

Теоретические основы изучения проблемы одиночества и ее взаимосвязь с общением в социальных сетях

Токарева Мария Николаевна
В настоящее время одиночество уже проблема не отдельных индивидов, а социума в целом.
Читать PDF

Основные задачи развития делового общения в современной организации

Лыскова И.Е.
В статье раскрываются основные задачи развития деловых коммуникаций современной организации, подчёркивается значимость культуры и психологии делового общения, актуализируются вопросы развития организа
Читать PDF

Уровни общения и основные коммуникативные стратегии

Муравьева Ольга Ивановна
Проводится теоретический анализ «уровневых» моделей общения и взаимодействия, предложенных в психологии, выделяются инвариантные признаки для различения уровней и видов общения, предлагается интеграль
Читать PDF

Развитие межличностного общения как одна из основных задач творческих проектов

Первый О.А.
В статье рассматриваются проблемы развития межличностного общения в творческом проекте, которое служит основой повышения результативности группы и эффективным способом мотивации участников творческого
Читать PDF

Формирование коммуникативной толерантности студентов-будущих юристов на основе интерактивного общени

Николаева Людмила Александровна
Читать PDF

Формирование коммуникативной толерантности студентов-будущих юристов на основе интерактивного общени

Николаева Людмила Александровна
Читать PDF

Интерактивность как основной принцип обучения младших школьников межкультурному общению на бурятском

Тарбаева Г.М.
В данной статье рассмотрено понятие «интерактивность» как важное условие формирования готовности учащихся начальных классов к межкультурному общению на бурятском языке.
Читать PDF

Развитие способности к профессиональному общению на основе комплекса учебно-коммуникативных ситуаций

Бирюкова Марина Александровна
Автор представляет результаты научно-исследовательской работы по внедрению в образовательный процесс вуза комплекса учебно-коммуникативных ситуаций, обеспечивающих развитие способности к профессиональ
Читать PDF

Развитие способности к профессиональному общению на основе комплекса учебно-коммуникативных ситуаций

Бирюкова Марина Александровна
Автор представляет результаты научно-исследовательской работы по внедрению в образовательный процесс вуза комплекса учебно-коммуникативных ситуаций, обеспечивающих развитие способности к профессиональ

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: