СИСТЕМНЫЕ КАЧЕСТВА В ПСИХОЛОГИИ

Найдено 1 определение
СИСТЕМНЫЕ КАЧЕСТВА В ПСИХОЛОГИИ
не любые качества психологической системы, а только те, которые есть продукт системы соседнего, иерархически более низкого уровня. Потому С. к. лучше понимаются при рассмотрении этой двухуровневой системы как целого. Материальные и функциональные качества систем были известны давно. «Открытием третьего рода качеств — системных — человечество обязано прежде всего К. Марксу» (Кузьмин В. П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. М., 1976, с. 72). К. Маркс пояснил это следующим примером: «Формы дерева изменяются, например, когда из него делают стол. И, тем не менее, стол остается деревом — обыденной, чувственно воспринимаемой вещью. Но как только он делается товаром, он превращается в чувственно-сверхчувственную вещь» (т. 23, с. 81). И далее, что особенно важно для психологии: «Так световое воздействие вещи на зрительный нерв воспринимается не как субъективное раздражение самого зрительного нерва, а как объективная форма вещи, находящейся вне глаз» (там же, с. 82). В. И. Ленин подчеркивал: «Ощущение, мысль, сознание есть высший продукт особым образом организованной материи. Таковы взгляды материализма вообще и Маркса — Энгельса в частности» (т. 18, с. 50). Поэтому, как отмечает Б. Ф. Ломов, «психическое в отношении к нейрофизиологическому рассматривается как системное качество. Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными совокупностями таких процессов» (Вопросы психологии, 1973, № 9, с. 32). Иерархия С. к. в п. такова: психика — С. к. физиологической корковой нейродинамики; индивидуальное сознание — С. к. психики; групповое сознание — С. к. взаимодействия индивидуальных сознаний личностей контактных групп\общественное сознание — С. к. взаимодействия групповых сознаний (см. схему на с. 132).

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
455.33 кб

Системный психолого-педагогический подход к оценке и обеспечению качества подготовки специалистов, р

Соколова И. Ю.
Реализация системного психолого-педагогического подхода в системах общего и профессионального образования с применением специально разработанных дидактических средств и технологий обеспечивает качество обучения, подготовки специал