СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ ИСКАЖЕНИЕ

Предыдущий термин:
Систематический

Следующий термин:
Системная методология

Содержание:

Найдено 2 определения термина СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ ИСКАЖЕНИЕ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ ИСКАЖЕНИЕ

Любое регулярное изменение способа, которым модифицируются воспоминания на предшествующие события или стимулы. Этот термин очень общий и используется гештальтпсихологами для обозначения заполнения пробелов в неполных изображениях, когда они припоминаются через некоторое время после представления, психодинамически ориентированными теоретиками – для обозначения изменения воспоминаний на прошлые события посредством защитных или вытесняющих oneраций и когнитивными теоретиками – для обозначения конструктивных и интерпретативных процессов, изменяющих природу материала, хранящегося в долговременной памяти.

Оцените определение:

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

Систематическое искажение

любое регулярное изменение способа, которым модифицируются воспоминания предшествующего события или стимула. В гештальтпсихологии это заполнение пробелов в неполных изображениях, в психоанализе – изменения воспоминаний под влиянием защитных механизмов, в когнитивной психологии – конструктивные и интерпретативные изменения воспоминаний из долговременной памяти.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Найдено научных статей по теме — 12

Искажения восприятия партнера в структуре управленческих взаимодействий

Толочек Владимир Алексеевич, Журавлева Наталья Иреновна, Сухарева Светлана Михайловна, Тараканова Вера Александровна
В статье представлены результаты изучения феноменов искажения восприятия субъектами их партнеров в структуре управленческих взаимодействий разных организаций. Исследования охватывают данные о представителях разных организационных культур на протяжении 20 лет (1988 2008).
Скачать PDF

Девиантное поведение подростков как искажение нравственного воспитания

Жигинас Н. В., Зверева Н. А., Гребенникова Е. В.
Рассматривается проблема агрессивности и девиантного поведения подростков на гносеологическом уровне и в ракурсе нравственного воспитания личности в современном обществе. Сделана попытка рассмотреть девиантное поведение с позиции православной психологии.
Скачать PDF

Возможности использования проективных методов при исследовании искажений личностного смысла у разных

Козлова Элла Михайловна, Суворова Алла Валентиновна
В статье рассматриваются актуальные проблемы исследований личностного смысла, смысловых образований и смысловой сферы людей с психическими заболеваниями в зарубежной и отечественной психологии. Особое внимание уделяется возможности использования проективных методов при исследовании искажений личностного смысла у разных групп психически больных. The article considers the urgent problems of personality sense investigation, sense structures and sense spheres of mentally disabled people in foreign and Russian psychology. A special attention is paid to the possibility of using project methods for the investigation of personality sense distortion in different groups of mentally disabled patients.
Скачать PDF

Когнитивные искажения в процессе принятия решений: научная проблема и гуманитарная технология

Попов Алексей Юрьевич, Вихман Александр Александрович
Описано новое для отечественной психологии направление научного исследования изучение когнитивных искажений в процессе принятия решений. Рассмотрены ошибки профессиональной интуиции, которым подвержены эксперты в различных областях профессиональной деятельности судьи, политики, учителя, военные, следователи, врачи, пилоты и др. Представлено мнение о необходимости исследования когнитивных искажений с позиций индивидуальных различий и способности к их преодолению. Описан предлагаемый авторами публикации инструмент диагностики способности к преодолению когнитивных искажений. Приведены первые результаты комплексного исследования взаимосвязи между различными видами когнитивных искажений, а также результаты тестирования гипотезы о наличии единого (сопоставимого с интеллектом) фактора преодоления когнитивных искажений. Описан анализ результатов исследования, рассмотренных как в аспекте новых научных фактов, так и в аспекте новой гуманитарной технологии. Рассмотрены возможности внедрения разработанной гуманитарной технологии в работе с различными группами экспертов в целях повышения точности и рациональности принимаемых ими решений.
Скачать PDF

Индивидуальные детерминанты субъективных искажений в оценках стресс-факторов городской среды

Кружкова Ольга Владимировна
Изложены психологические аспекты восприятия городской среды как источника стрессирования личности. Показано, что не только объективные характеристики городской среды могут негативно воздействовать на человека, но и специфика отношения человека к этой среде, его индивидуальные особенности и массовые установки. Представлены результаты эмпирического исследования, выполненного в 13 городах Ханты-Мансийского автономного округа (N = 1647 человек в возрасте от 18 до 60 лет) с применением анкет, проективных методик и личностных опросников. Установлено, что искажения субъективной оценки отдельных групп стресс-факторов городской среды респондентами могут быть связаны с временем проживания в данной среде, эмоциональным отношением к ней, а также такими их индивидуальными особенностями, как агрессивность и интернальность. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в работе с городским населением по повышению их качества жизни и формированию субъектной позиции по отношению к среде их проживания.
Скачать PDF

Социальная фобия как нарушение психологических границ и искажение идентичности

Мякотин Илья Сергеевич
В статье рассматривается проблема социальной фобии и ее взаимосвязь с нарушением психологических границ и затруднением формирования целостной идентичности. Установлено, что специфические взаимоотношения родителей с ребенком могут приводить к затруднению формирования у ребенка гибких и устойчивых психологических границ при взаимоотношениях с другими. Неустойчивые границы затрудняют социализацию за пределами семьи, что не позволяет сформировать достаточно целостную идентичность. Социальная фобия в этом контексте рассматривается как страх отвержения со стороны социума на фоне фрагментарной идентичности и неадекватных ожиданий со стороны индивида.
Скачать PDF

Искажение информации в коммуникации «Врач- больной»

Скачать PDF

Личностные факторы искажения служебной информации в профессио-нальной деятельности сотрудников орган

Марьин М.И., Ефимкина Н.В.
Статья посвящена исследованию искажения служебной информации в профессиональной деятельности сотрудников ОВД, представлены результаты сравнительного анализа личностных факторов, детерминирующих искажение, экспериментально установлены различия в структурах личностных показателей, характеризующих эти факторы, и психологические особенности сотрудников, склонных к искажению служебной информации.
Скачать PDF

Экспериментальное «Eye tracker» исследование искажений внимания при социальной тревоге, осложненной

Сагалакова Ольга Анатольевна, Труевцев Дмитрий Владимирович
Технология «eye tracker» (трекинг глазодвигательной активности) позволяет экспериментально исследовать особенности когнитивной деятельности при аффективных нарушениях. В когнитивно-поведенческих моделях социальной тревоги (СТ) и социального тревожного расстройства (СТР) предполагается, что искажения внимания поддерживают симптомы СТ. В двух ведущих моделях СТР дается разное объяснение природы искажений внимания. Так, Rapee, Heimberg утверждают, что при СТР испытуемые быстро обнаруживают сигналы, связанные с негативным оцениванием и не могут переключить внимание на другие стимулы. В модели Clark и Wells показано, что стимулы-угрозы (оценивания) избегаются. Применение системного подхода к интерпретации искажений внимания и восприятия позволяет решить противоречие с помощью перехода от интерпретации эмпирических фактов как независимых явлений к осмыслению динамических особенностей когнитивной деятельности. В подростковом возрасте нарушение регуляции социальной тревоги в ситуациях оценивания вторично провоцирует формирование антивитальных (суицидальных) переживаний как типичной формы производных проявлений дисрегуляции (декомпенсации). Это связано с первичной фрустрацией значимых социальных потребностей, ростом напряжения и противоречия в мотивационной системе психической деятельности (мотив избегания и достижения). Явления нарушения регуляции тревоги оценивания в молодом возрасте на уровне комплексного синдрома сопровождаются производно возникающими антивитальными переживаниями, что позволяет рассматривать параметры в их единстве. Цель. Используя технологию трекинга движений глаз в рамках экспериментальной процедуры с предъявлением разного стимульного материала (сюжеты ситуаций оценивания, фразы в условиях «конфликта установок»), изучить особенности искажений внимания у подростков с СТ, осложненной антивитальными переживаниями, формируемыми на фоне дисрегуляции психической деятельности при оценивании, фрустрации актуальных для возраста социальных мотивов. Материалы и методы. Использовалась технология трекинга движений глаз (eye tracker SMI RED 250 mobile). Группы разделены на основе результатов Опросника социальной тревоги и социофобии и Опросника Антивитальности/Жизнестойкости. Данные обработаны в статистической программе. Математико-статистическая обработка данных осуществлена в программе SPSS Statistics 23 (однофакторный дисперсионный анализ). Процедура включает несколько методик: 1) методика «Ситуации оценивания» (иллюстрации ситуаций, наиболее часто встречающиеся в опыте подростков); 2) модифицированный тест Струпа включал предъявление фраз разного семантического содержания (условно негативного и позитивного). Фиксировались параметры глазодвигательной активности в двух группах испытуемых. Выборку составили подростки 16-18 лет (N = 30). Для исследования отобрана группа с единым синдромом СТ, осложненной антивитальными переживаниями, а также группа с низкой СТ без антивитальных переживаний (контроль). Результаты. При высоком уровне СТ более выражена дезорганизация целевой деятельности при восприятии социальных ситуаций оценивания (высокая амплитуда саккад как отклонение внимания от целевых приоритетов и многозадачность); наряду с этим наблюдались явления поглощенности внимания к отдельным фрагментам стимулов и число фиксаций на них фокуса внимания, а также особая семантическая пристрастность внимания к отрицательным стимулам (связанным с актуальными переживаниями и тревогой оценивания). При социальной тревоге, сопровождаемой антивитальными переживаниями, наблюдается системная взаимосвязь феноменов бдительности и избегания внимания в отношении социальных стимулов (как фаз единой системы дисрегуляции психической деятельности).
Скачать PDF

Влияние сравнительно-анатомических, биогеографических и систематических исследований на российскую т

Хе В.Х.
Скачать PDF

Повышение мотивации к систематическим занятиям в клубе керлинга: педагогический аспект

Дрон Петр Дмитриевич
Статья посвящена вопросам создания организационно-педагогических условий развития физической культуры и спорта (в частности, клуба кёрлинга) в России. Автор предлагает педагогические средства, при которых возрастает мотивация населения к занятию керлингом, как видом спортивно-оздоровительной деятельности. В статье представлены результаты использования специализированного курса лекций «Керлинг путь к здоровью» для повышения мотивации лиц, занимающихся керлингом.
Скачать PDF

Возрастные и индивидуальные возможности систематического исследования творческой задачи детьми в р

Берсенева Наталья Валерьевна, Чурбанова Светлана Михайловна
Представленная работа продолжает подход П.Я. Гальперина к исследованию творческого мышления. Как известно, успех в решении задач на соображение (ЗнС) в научной школе П.Я. Гальперина связывается с организованным, систематическим подходом к анализу и решению задачи. В нашем исследовании поиск условий, обеспечивающих эффективное решение ЗнС, касается не столько способов преобразования задачи детьми, сколько психологических особенностей субъекта, решающего задачу. В связи с этим анализируются возрастно-психологические и индивидуальные возможности дошкольников, младших школьников и подростков в решении некоторой системы ЗнС.
Скачать PDF

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!