СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ ДЕСЕНСИБИЛИЗАЦИЯ

Найдено 6 определений термина СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ ДЕСЕНСИБИЛИЗАЦИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ ДЕСЕНСИБИЛИЗАЦИЯ

Предложенная Вольпе (Wolpe J., 1952), является исторически одним из первых методов, положившим начало широкому распространению поведенческой психотерапии. Разрабатывая свой метод, автор исходил из следующих положений.

Неадаптивное поведение человека, в том числе невротическое, включающее интерперсональное поведение, в значительной своей части определяется тревогой и поддерживается снижением ее уровня. Действия, совершаемые в воображении, можно приравнять к действиям, совершаемым человеком в реальности. Воображение в состоянии релаксации не является исключением из этого положения. Страх, тревога могут быть подавлены, если объединить во времени стимулы, вызывающие страх, и стимулы, антагонистичные страху. Произойдет противообусловливание - не вызывающий страх стимул погасит прежний рефлекс. В экспериментах на животных таким противообусловливающим стимулом является кормление. У человека одним из действенных стимулов, противоположных страху, является релаксация. Поэтому, если обучить пациента глубокой релаксации и в этом состоянии побудить его вызвать в воображении стимулы, обусловливающие все большую степень тревоги, произойдет десенсибилизация пациента и к реальным стимулам или ситуациям, вызывающим страх. Такова была логика обоснования этого метода. Однако эксперименты, основанные на двухфакторной модели избегания, показали, что механизм действия С. д. включает и столкновение с ситуацией, прежде вызвавшей страх, реальное тестирование ее, помимо противообусловливания.

Сама методика относительно проста: у человека, находящегося в состоянии глубокой релаксации, вызываются представления о ситуациях, приводящих к возникновению страха. Затем посредством углубления релаксации пациент снимает возникающую тревогу. В воображении представляются различные ситуации от самых легких к трудным, вызывающим наибольший страх. Процедура заканчивается, когда самый сильный стимул перестает вызывать у пациента страх.

В самой процедуре С. д. можно выделить три этапа: овладение методикой мышечной релаксации, составление иерархии ситуаций, вызывающих страх; собственно десенсибилизация (соединение представлений о ситуациях, вызывающих страх, с релаксацией).

Тренировка мышечной релаксации по методике прогрессирующей мышечной релаксации Джекобсона проводится в ускоренном темпе и занимает около 8-9 сеансов.

Составление иерархии ситуаций, вызывающих страх. В связи с тем, что у больного могут быть различные фобии, все ситуации, вызывающие страх, делятся по тематическим группам. Для каждой группы пациент должен составить список от самых легких ситуаций до более тяжелых, вызывающих выраженный страх. Ранжирование ситуаций по степени испытываемого страха желательно проводить вместе с психотерапевтом. Обязательным условием составления этого списка является реальное переживание пациентом страха в такой ситуации, т. е. она не должна быть воображаемой.

Собственно десенсибилизация. Обсуждается методика обратной связи - информировании пациентом психотерапевта о наличии или отсутствии у него страха в момент представления ситуации. Например, об отсутствии тревоги он сообщает поднятием указательного пальца правой руки, о наличии ее - поднятием пальца левой руки. Представления ситуаций осуществляются согласно составленному списку. Пациент воображает ситуацию 5- 7 секунд, затем устраняет возникшую тревогу путем усиления релаксации; этот период длится до 20 секунд. Представление ситуации повторяется несколько раз, и если у пациента тревога не возникает, переходят к следующей, более трудной ситуации. В течение одного занятия отрабатываются 3-4 ситуации из списка. В случае появления выраженной тревоги, не угасающей при повторных предъявлениях ситуации, возвращаются к предшествующей ситуации.

При простых фобиях проводится 4-5 сеансов, в сложных случаях - до 12 и более.

В настоящее время показаниями для использования методики С. д. при неврозах являются, как правило, монофобии, которые не могут быть десенсибилизированы в реальной жизни из-за сложности или невозможности найти реальный стимул, например страх полета в самолете, поездки в поезде, боязнь змей и др. В случае множественных фобий десенсибилизация осуществляется по очереди применительно к каждой фобии.

С. д. менее эффективна, когда тревога подкрепляется вторичным выигрышем от болезни. Например, у женщины с агорафобическим синдромом, со сложной домашней ситуацией, угрозой ухода из дома мужа страх подкрепляется не только уменьшением его, когда она остается дома, избегает ситуаций, в которых он появляется, но и тем, что она удерживает мужа дома с помощью своей симптоматики, получает возможность видеть его чаще, легче контролирует его поведение. В этом случае метод С. д. эффективен только при сочетании его с личностно-ориентированными видами психотерапии, направленными, в частности, на осознание больной мотивов своего поведения.

Десенсибилизация in vivo (в реальной жизни) включает только два этапа: составление иерархии ситуаций, вызывающих страх, и собственно десенсибилизацию (тренировка в реальных ситуациях). В список ситуаций, вызывающих страх, включаются только те из них, которые могут быть многократно повторены в действительности. На втором этапе врач или медицинская сестра сопровождает больного, побуждает его усиливать страх согласно списку. Следует при этом отметить, что вера в психотерапевта, чувство безопасности, испытываемое в его присутствии, являются противообусловливающими факторами, факторами, повышающими мотивацию к столкновению со стимулами, вызывающими страх. Поэтому эта методика оказывается эффективной только при наличии хорошего контакта психотерапевта с больным.

Вариантом методики является контактная десенсибилизация, которая чаще используется при работе с детьми, реже - со взрослыми. Здесь также составляется список ранжированных по степени испытываемого страха ситуаций. Однако на втором этапе, кроме побуждения психотерапевтом пациента к телесному контакту с объектом, вызывающим страх, присоединяется еще и моделирование (выполнение другим пациентом, не испытывающим данного страха, действий согласно составленному списку).

Еще одним вариантом десенсибилизации для лечения детей является эмотивное воображение. При этом методе используется воображение ребенка, позволяющее ему легко отождествлять себя с любимыми героями и разыгрывать ситуации, в которых они участвуют. Психотерапевт при этом направляет игру ребенка таким образом, чтобы он в роли этого героя постепенно сталкивался с ситуациями, вызывавшими ранее страх. Методика эмотивного воображения включает 4 стадии.

1. Составление иерархии вызывающих страх объектов или ситуаций.

2. Выявление любимого героя (или героев), с которыми ребенок легко бы себя идентифицировал. Выяснение фабулы возможного действия, которое он в образе этого героя хотел бы совершить.

3. Начало ролевой игры. Ребенка просят с закрытыми глазами вообразить ситуацию, близкую к повседневной жизни, и постепенно вводят в нее его любимого героя.

4. Собственно десенсибилизация. После того как ребенок достаточно эмоционально вовлекается в игру, в действие вводится первая ситуация из списка. Если при этом у ребенка не возникает страха, переходят к следующим ситуациям и т. д.

Методика, подобная эмотивному воображению, может быть использована и in vivo.

Оцените определение:

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2-е издание. СПб, 2000 г

Систематическая десенсибилизация

Разновидность терапии поведения, направленная на уменьшение чувства тревоги, испытываемое человеком в присутствии пугающего объекта. В соответствии с процедурой, пациента сначала учат расслабляться (см. Методики релаксации), а затем постепенно подвергают воздействию пугающей ситуации. Идея заключается в том, что релаксация подавляет тревогу, возникающую в присутствии пугающего объекта. Пациент сначала мысленно представляет этот объект, а затем учится действовать в реальных ситуациях, ранее вызывавших бесконтрольную тревогу.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ ДЕСЕНСИБИЛИЗАЦИЯ

Термин Джозефа Уолфа для обозначения формы бихевиоральной терапии, описанной в статье процедура десенсибилизации.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

Систематическая десенсибилизация

многократное воздействие вызывающего страх стимула и ассоциативное связывание его с чем-то приятным.

Источник: Вердербер Р., Вердербер К.Психология общения. — СПб., 2003, глоссарий по книге

Систематическая десенсибилизация

systematic desensitization). Методика постепенного уменьшения тревоги человека по поводу конкретного объекта или ситуации, используемая в поведенческой терапии.

Источник: Грэйс Крайг, Дон Бокум. Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге

Систематическая десенсибилизация

термин Д.Уолфа, обозначает различные формы бихевиоральной терапии. См. Процедура десенсибилизации.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Показать еще...

Найдено научных статей по теме — 9

Влияние сравнительно-анатомических, биогеографических и систематических исследований на российскую т

Хе В.Х.
Скачать PDF

Повышение мотивации к систематическим занятиям в клубе керлинга: педагогический аспект

Дрон Петр Дмитриевич
Статья посвящена вопросам создания организационно-педагогических условий развития физической культуры и спорта (в частности, клуба кёрлинга) в России. Автор предлагает педагогические средства, при которых возрастает мотивация населения к занятию керлингом, как видом спортивно-оздоровительной деятельности. В статье представлены результаты использования специализированного курса лекций «Керлинг путь к здоровью» для повышения мотивации лиц, занимающихся керлингом.
Скачать PDF

Возрастные и индивидуальные возможности систематического исследования творческой задачи детьми в р

Берсенева Наталья Валерьевна, Чурбанова Светлана Михайловна
Представленная работа продолжает подход П.Я. Гальперина к исследованию творческого мышления. Как известно, успех в решении задач на соображение (ЗнС) в научной школе П.Я. Гальперина связывается с организованным, систематическим подходом к анализу и решению задачи. В нашем исследовании поиск условий, обеспечивающих эффективное решение ЗнС, касается не столько способов преобразования задачи детьми, сколько психологических особенностей субъекта, решающего задачу. В связи с этим анализируются возрастно-психологические и индивидуальные возможности дошкольников, младших школьников и подростков в решении некоторой системы ЗнС.
Скачать PDF

Повышение уровня промышленной безопасности способом систематической актуализации психологической кон

Кирсанов В. В.
Анализ состояния промышленной безопасности на опасных производственных объектах показывает, что основная часть (около 80%) инцидентов, аварий, травм происходит по организационным причинам («человеческий фактор»). В статье предлагается для повышения уровня промышленной безопасности на опасных объектах акцентировать усиление тревожности (конфронтации) производственников способом двухэтапной проверки знаний (аттестации).Analysis of industrial safety at hazardous production facilities shows that the majority (80%) of incidents, accidents and injuries occur due to organizational reasons (the "human factor"). The article proposes to increase the level of industrial safety at hazardous focusincreased anxiety (confrontation), manufacturers of two-stage method of testing the knowledge (attestatsii).
Скачать PDF

Систематическая характеристика бриофлоры Южного Приуралья в пределах Оренбургской области

Середняк А.А.
В результатe бриофлористических исследований Оренбургской области выявлено 145 видов мохообразных, из которых 138 видов листостебельных мхов и 7 видов печеночников. Выявлены порядки, семейства и роды, сыгравшие ключевую роль в сложении бриофлоры исследуемой территории.
Скачать PDF

Взаимосвязи психологических и криминологических особенностей личности водителей, систематически нару

Костина Л.Н.
В качестве результатов исследования представлены некоторые психологические и криминологические особенности и типы водителей, нарушающих правила дорожного движения. Обоснованы связи между нару- шениями правил дорожного движения с возрастом и полом, опытом вождения, состоянием и деформациями правосознания таких водителей.
Скачать PDF

Систематическое исследование индивидуального и семейного стресса повседневной жизни в полных семьях

Михайлова Надежда Федоровна
Обнаружена специфика в характере переживаемых стрессоров, как у слепых и глухих подростков, так и у их родителей: матери слепых сильнее переживали из-за социальных несемейных стрессоров, а матери глухих — из-за несоциальных семейных и личностных стрессоров. Отцы детей-инвалидов сильнее страдали из-за личностного стресса. Слепых подростков сильнее волновали социальные несемейные стрессоры, глухих — несоциальные семейные и личностные стрессоры. Сенсорный дефект ребенка также являлся одним из предикторов копинга родителей: у матерей слепых смягчалось влияние неадекватного копинг-поведения ее мужа и ребенка, а также семейного копинга (вмешательство других членов семьи) на вероятность выбора ею неадекватных копинг-реакций. Предикторами адекватного копинга у отцов глухих подростков стали личностный стресс, его интернальный и семейный копинг.
Скачать PDF

Десенсибилизация и переработка движениями глаз как экспресс-помощь в работе с негативным жизненным о

Сердюкова Елена Федоровна
В статье приводится описание метода глазодвигательной переработки последствий психотравмы и негативного жизненного опыта. Ценность метода заключается в том, что он позволяет работать с симптомом, не погружаясь в глубокий анализ вызвавшей его психотравмирующей ситуации. Автором дается подробное описание сущности метода, его организационной структуры и процедуры использования. Также в статье приводятся результаты использования метода десенсибилизации и переработки движениями глаз при оказании психологической помощи людям, имеющим негативный жизненный опыт, существенно снижающий уровень ощущения ими личностного психологического благополучия. Таким образом, в своей работе автором была предпринята попытка проанализировать научную литературу по теме, изучить сущность, механизмы и причины возникновения психических травм, вызванных ими психических расстройств, особенности развития посттравматического стрессового расстройства, рассмотреть один из методов психологической коррекции влияния на психологическое благополучие человека последствий перенесенной им психической травмы.
Скачать PDF

ДЕСЕНСИБИЛИЗАЦИЯ И ПЕРЕРАБОТКА ПРИ ПОМОЩИ ДВИЖЕНИЙ ГЛАЗ (EMDR) И ТЕОРИЯ СТРУКТУРНОЙ ДИССОЦИАЦИИ ЛИЧН

Казенная Елена Викторовна, Дивид Екатерина Кареновна
Данная статья посвящена описанию одного из современных и научно обоснованных методов психотерапии Eye Movement Desensitization and Reprocessing, сокращенно EMDR (десенсибилизация и переработка с помощью движений глаз), в основе которого лежит модель апдаптивной переработки информации (AIP). В статье приводится обоснование учета теории структурной диссоциации личности (TSDP) при работе с тяжелой психической травмой.
Скачать PDF

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!