СИСТЕМА ЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ДИАЛОГА
СИСТЕМА ЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ДИАЛОГА
СІСТЭМА ЭЎРЫСТЫЧНАГА НАВУЧАННЯ НА АСНОВЕ ДЫЯЛОГУ / HEURISTIC LEARNING BASED ON DIALOGUE– смоделированная система эвристического обучения построена на диалоге, в котором ведущей деятельностью ученика выступает его «вопрошающая» деятельность. Важнейшей методологической и методической составляющей образовательного процесса становится вопрос ученика. С философско-методологических позиций вопрос учащегося гораздо более многогранно характеризует личность, нежели ответ. Модель системы эвристического обучения на основе диалога состоит из трех основных блоков: 1) педагогических функций диалога; 2) системы проектирования содержания эвристического обучения, 3) системы ее реализации на основе коммуникаций между субъектами образовательного процесса. Педагогические функции диалога– нравственно-развивающая, когнитивная, эмоционально-ценностная, творческо-рефлексивная– являются необходимыми предпосылками диалогизации эвристического обучения. Эти функции заключают в себе единство внутреннего и внешнего диалогов, обеспечивают синтез активности учащегося и формирование его нравственных основ. Система проектирования основных компонентов эвристического обучения основана на последовательности трех методологических групп вопросов (Что?», «Как?», «Почему?»). Согласно методологии эвристического обучения, ученик на первом этапе своей образовательной деятельности познает исследуемую область реальности (фундаментальный образовательный объект). Затем на втором этапе полученный учеником субъективный первичный продукт его деятельности сопоставляется под руководством учителя с образцом– культурно-историческим аналогом. На третьем этапе деятельности учащегося этот продукт переосмысливается, достраивается или включается в предмет новой деятельности ученика. Вопросы учащегося к фундаментальному образовательному объекту (методологическая группа вопросов «Что?») способствуют созданию учащимся субъективного образовательного продукта. Доказательства, опровержения (методологическая группа вопросов «Как?») выступают инструментом школьника при сопоставлении субъективного образовательного продукта с культурно-историческим аналогом. Одновременное доказательство и опровержение утверждения, составление фрагмента диалога, диалогового эвристического задания (методологическая группа вопросов «Почему?»)– инструмент учащегося для создания им обобщенного образовательного продукта. Данные виды диалоговой деятельности учащегося являются основой системы проектирования основных компонентов эвристического обучения– на смысло-целевом, содержательном уровне (структуры и содержания эвристических заданий, эвристических уроков, курсов и проектов продуктивной творческой ориентации, образовательных стандартов, учебно-методической литературы эвристического типа, диалоговых критериев оценивания эвристической деятельности учащегося), процессуально-технологическом уровне (реализация форм и методов эвристического диалога). Система реализации модели эвристического обучения на основе диалога предполагает доминирование групп вопросов по основным ступеням образования в следующей последовательности: начальной школе соответствует методологическая группа вопросов «Что?», средней– «Как?», старшей– «Почему?». Эвристическая деятельность учащегося по созданию образовательного продукта на каждом ее этапе заключает в себе сравнение образовательных результатов учащихся, что определяет значимость коммуникативной составляющей эвристического обучения, механизма взаимодействия педагогических и информационных технологий. Педагогический эксперимент показал, что разработанная модель эвристического обучения способствует эффективному формированию оргдеятельностных и креативных качеств личности старшеклассника, когнитивных и креативных качеств личности младшего школьника, когнитивных, креативных, оргдеятельностных качеств учащихся средней школы, расширяет границы применимости эвристического обучения в массовой школе. Внешне-диалоговый компонент содержания и структуры эвристических мероприятий более эффективен в реализации целей гуманитарного образования, нежели естественнонаучного. В то же время внутренне-диалоговый компонент содержания и структуры эвристических мероприятий в большей степени способствует реализации целей естественнонаучного образования. Концепция диалогизации системы образования всех возрастных ее ступеней обеспечивает сопряжение освоения учащимися базового содержания образовательных областей с выстраиванием ими собственной индивидуальной образовательной траектории. Создавая «свое» в диалоге с «чужим», наполняя мир своим смыслом и содержанием, ученик неизменно обращается к своим истокам. «Мы можем познать себя настолько, насколько узнаем, кем не являемся»– одна из основных мыслей ксенологии. В этом и смысл самореализации, что, по сути, означает обретение человеком самого себя. Технологии эвристического диалога активно внедряются в практику высшей школы. А. Д. Король