Сирс Роберт Ричардсон

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Сирс Роберт Ричардсон | Sears, Robert R. (1908-1989)

Первоначальный интерес Сирса к физиологической психологии со временем сменился интересом к исследованиям личности и мотивации. Он выполнил многочисленные верификационные исследования психоаналитических концепций.

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

СИРС РОБЕРТ РИЧАРДСОН
(1908-1989) - американский психолог, специалист в области психологии развития и социального научения. Исходя из понимания развития ребенка как обусловленного применением различных способов воспитания, он рассмотрел проблему формирования самооценки в зависимости от ожиданий и отношений родителей, сначала у пятилетних детей, а затем повторил исследование, когда эти же дети достигли двенадцатилетнего возраста. На основании этих исследований сформулировал вывод о том, что установки родителей, благодаря которым ребенок чувствует себя любимым и уважаемым, порождают аналогичные отношения ребенка к самому себе - ощущение успешности и собственной ценности, которое созревает в течение многих лет и лишь постепенно облекается в вербальную форму. Теория развития личности ребенка, созданная на этой базе, постулирует, что наиболее важную роль в этом развитии играет формирование новых мотивационных структур, имеющих социальную обусловленность и подчиняющих первичные влечения ребенка. При этом у ребенка очень рано появляется чувство зависимости от социального окружения, на основе которого через подкрепление родителями приобретаются те или иные формы социального поведения. С. разработал общепсихологическую теорию, основанную на «диадической системе», в которой действие человека понимается как ориентированное на поведение другого человека. Большинство личностных структур формируется в «диадических ситуациях», поэтому, в частности, нельзя трактовать агрессию как черту характера, а лишь как ситуационно зависимую реакцию на другого члена диады.

Источник: Краткая энциклопедия психологии и психофизиологии развития человека. – Казань. Изд-во Познание Института экономики управления и права 2010. – 209 с.

Сирс (Sears) Роберт Ричардсон

(род. 31.8.1908 )- американский психолог, специалист по проблемам личности и социального научения.
Биография. С 1953 г. профессор Станфордского университета.
Исследования. В 30-х годах проводил исследования, в рамках левиновской школы, уровня притязаний (Level of aspiration (совм. с Levin K., Dembo T., Festinger L.) // (Ed.) Hant J. Personality and the Behavior Desorders. N.Y., 1944; в рус. пер.: Уровень притязаний // Психология личности: Тексты. М., 1982, 86-92) и влияния неудач на процесс запоминания (Initization of the repression sequence by experienced failure // J. Exp. Psychol. 1937, 20, 570-580). Работал над проблемой агрессии - в исследовательской группе Йельского университета, в которой была сформулирована теория "фрустрации - агрессии", где агрессия понимается как следствие столкновения с препятствием целенаправленного действия (Frustration and Agression (совм. с Dollard J., Doob L.W., Mowrer O.H.). New Haven, 1939). Близкое знакомство Сирса с психоаналитической литературой - в 1943 г. с его участием было подготовлено издание по экспериментальным данным, полученным в психоанализе (Survey of Objective Studies of Analytic Concepts (et al.). N.Y., 1943), - позволило ему переориентироваться на анализ социальных детерминант психики. Исходя из понимания развития ребенка как обусловленного применением различных способов воспитания, он приступил к рассмотрению проблемы формирования самооценки в зависимости от ожиданий и отношений родителей, сначала у пятилетних детей (Patterns of Child Reading (совм. с Maccoby E., Levin H.). Evanston, 1957), а затем, когда эти же дети достигли двенадцатилетнего возраста (Relation of early sozialisation experiences to self-concepts and gender role in middle childhood // Child Development. 1970, 41, 267-289). На основании этих исследований сформулировал вывод, что установки родителей, благодаря которым ребенок чувствует себя любимым и уважаемым, порождают аналогичные отношения его к самому себе - ощущение успешности и собственной ценности, которое созревает в течение многих лет и лишь постепенно облекается в вербальную форму. Теория развития личности ребенка, созданная на этой базе, постулирует, что наиболее важную роль в этом развитии играет формирование новых мотивационных структур, имеющих социальную обусловленность и подчиняющих первичные влечения ребенка. При этом у ребенка очень рано появляется чувство зависимости от социального окружения, на основе которого - через подкрепление родителями - приобретаются те или иные формы социального поведения. Сирс предложил общепсихологическую теорию, основанную на "диадической системе", в которой действие человека понимается как ориентированное на поведение другого человека. Большинство личностных структур формируется в "диадических ситуациях", поэтому, в частности, нельзя трактовать агрессию как черту характера, а лишь как ситуационно зависимую реакцию на другого члена диады.
Сочинения. Minors studies of agression: I. Measurement of agressive behavior // J. Psychol. 1940, 9, 275-295;
Personality // Annual Review of Psychology. 1950, 1;
Theoretical Framework for personality and social behavior // Amer. Psychol. 1951, v. 6, 476-482;
Identification and Child Rearing. 1965;
Social behavior and personality development // Parsons T., Shils E.A. (Ed.) Toward a General Theory of Action.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

СИРС (Sears) Роберт Ричардсон

(р. 1908) -американский психолог, специалист в области психологии развития и социального научения, истории психологии, психологии личности. Образование получил в Стэндфордском (бакалавр, 1929) и Йельском (д-р, 1932) ун-тах. В 1951 г. был избран президентом Американской психологической ассоциации (АРА). Был президентом Западной психологической ассоциации (1963) и Совета научных исследований (1970). Имеет ряд наград, в том числе награду АРА За выдающийся научный вклад (1975), и аналогичную награду Совета научных исследований (1983). В 30-х гг. начал профессиональную деятельность в рамках левиновской школы, где проводил исследования уровня притязаний (Level of aspiration, совм. с Levin К., Dembo Т., Festinger L./ (Ed.) Hant J. Personality and the Behavior Desorders , N.Y., 1944; в рус. пер.: Уровень притязаний/ Психология личности: Тексты, М., 1982) и влияния неудач на процесс запоминания (Initization of the repression sequence by experienced failure/ J. Exp. Psychol. 1937, 20). Затем работал над проблемой агрессии в исследовательской группе Йельского ун-та, в которой была сформулирована теория фрустрации — агрессии, где агрессия понимается как следствие столкновения целенаправленного действия с препятствием (Frustration and Agression, совм. с Dollard J., Doob L.W., Mowrer O.H., New Haven, 1939). В 1941 г. С. был назначен директором исследовательской станции в Айове, где он занялся детской психологией. Близкое знакомство с психоанализом (в 1943 г. с его участием было подготовлено издание по экспериментальным данным, полученным в психоанализе: Survey of Objective Studies of Psychoanalytic Concepts (etal.). N.Y., 1943), позволило ему переориентироваться на анализ социальных детерминант психики. С 1953 и вплоть до своей отставки С. работал в Стэндфордском ун-те. В 1956, после смерти декана ун-та, Л.М. Терме-на, С. стал его научным преемником в области долговременных исследований одаренных детей. Исходя из понимания развития ребенка как обусловленного применением различных способов воспитания, он приступил к рассмотрению проблемы формирования самооценки в зависимости от ожиданий и отношений родителей, сначала у пятилетних детей (Patterns of Child Reading, совм. с Мас-coby E., Levin H., Evanston, 1957), а затем повторил исследование, когда эти же дети достигли двенадцатилетнего возраста (Relation of early sozialisation experiences to self-concepts and gender role in middle childhood/ Child Development, 1970, 41). На основании этих исследований сформулировал вывод о том, что установки родителей, благодаря которым ребенок чувствует себя любимым и уважаемым, порождают аналогичные отношения ребенка к самому себе — ощущение успешности и собственной ценности, которое созревает в течение многих лет и лишь постепенно облекается в вербальную форму. Теория развития личности ребенка, созданная на этой базе, постулирует, что наиболее важную роль в этом развитии играет формирование новых мотивационных структур, имеющих социальную обусловленность и подчиняющих первичные влечения ребенка. При этом у ребенка очень рано появляется чувство зависимости от социального окружения, на основе которого — через подкрепление родителями — приобретаются те или иные формы социального поведения. С. разработал общепсихологическую теорию, основанную на диа-дической системе, в которой действие человека понимается как ориентированное на поведение другого человека. Большинство личностных структур формируется в диадических ситуациях, поэтому, в частности, нельзя трактовать агрессию как черту характера, а лишь как ситуационно зависимую реакцию на другого члена диады. В 1961 г. С. был назначен деканом фак-та гуманитарных наук. В 1971 г. ушел в отставку (засл. профессор социальных наук в области психологии (в отставке) Стэнфордского ун-та) и переключился на изучение психологии старения, избрав в качестве изучаемых тех ранее одаренных детей, которым к этому времени было уже около 60 лет. Занимался также историческими исследованиями, проанализировал с психологической точки зрения биографию Марка Твена. Автор трудов: The Seven Ages of Man (with S.S. Feidman), 1973; Mark Twainстиs exhibitionism / Biography, 5 (with R. Weissbourd), 1982, а также многочисленных статей в журналах и коллективных монографиях. Л.А. Карпенко, И.М. Кондаков

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005