СИНКРЕТИЗМ

Найдено 11 определений термина СИНКРЕТИЗМ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СИНКРЕТИЗМ

от греч. syn - с, вместе и лат. cresco - расту, увеличиваюсь) - особенность мышления и восприятия, характеризующаяся тенденцией связывать между собой разнородные явления, встречающаяся у детей раннего и дошкольного возрастов. По мнению Л.С.Выготского, синкретизм обусловлен стремлением ребенка принимать связь впечатлений за связь вещей. При этом синкретические обобщения выступает первой стадией в развитии значения слова, для которой характерен диффузный, ненаправленный перенос значения слова на ряд связанных в перцептивном плане, но внутренне не родственных друг с другом объектов.

Оцените определение:

Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина

СИНКРЕТИЗМ

в психологии - особенность мышления и восприятия - нерасчлененность функций психических на ранних этапах развития ребенка (в возрасте раннем и дошкольном). Проявляется в тенденции без достаточных оснований связывать между собой разнородные явления. Ряд исследователей отмечали синкретичность детского восприятия, выражающуюся в нерасчлененности чувственного образа объекта, в отсутствии выделения и соотнесения его внутренних связей и компонент.

Согласно Л. С. Выготскому, синкретизм обусловлен стремлением ребенка принимать связь впечатлений за связь вещей. При этом синкретические обобщения выступает первой стадией в развитии значения слова, для коей характерен диффузный, ненаправленный перенос значения слова на ряд связанных на перцептивном плане, но внутренне не родственных объектов.

Швейцарский психолог Ж. Пиаже относил синкретизм к основным характеристикам детского мышления, объясняя неспособность ребенка к логическому рассуждению тенденцией заменять синтез соединением рядоположенного. Принимая связь впечатлений за связь вещей, ребенок неосознанно и ненаправленно - часто в форме игры или манипулирования словами - переносит значение слова на ряд лишь внешне связанных явлений или объектов.

Согласно Выготскому, синкретизм имеет большое значение для развития детского мышления. Отбирая в ходе последующей практики синкретические связи, соответственные действительности, ребенок воссоздает для себя истинное значение слова.

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

СИНКРЕТИЗМ

от греч. syn - с, вместе + лат. cresco - расту, увеличиваюсь) - особенность лшш-ления и восприятия ребенка раннего и дошкольного возраста. Проявляется в тенденции связывать между собой разнородные явления без достаточного внутреннего основания. Э. Клапаред назвал синкретическим детское восприятие из-за схематичности и слитности его структуры: выделяются лишь общие контуры воспринимаемого объекта без анализа его частей и свойств. П. П. Блонский определял С. как "бессвязную связность детского мышления". Ж. Пиаже считал С. основной характеристикой детского мышления, объясняющей неспособность ребенка к логическому рассуждению из-за тенденции заменять синтез соположением.

Л. С. Выготский определял С. как склонность ребенка замещать недостаток объективных связей переизбытком субъективных связей и принимать связь впечатлений за связь вещей. По Выготскому, синкретические обобщения - 1-я стадия в развитии значения слова, которая характеризуется диффузным, ненаправленным переносом значения слова на ряд внешне связанных, но внутренне не объединенных между собой объектов. С т. зр. Выготского, С. имеет огромное значение как фактор дальнейшего развития детского мышления, т. к. синкретические связи - основа для дальнейшего отбора проверяемых практикой и соответствующих действительности связей (см. Мышление комплексное).

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Синкретизм

от греч. syn - с, вместе и cresco - расту, увеличиваюсь) особенность мышления и восприятия ребенка раннего и дошкольного возраста, проявляющаяся в тенденции связывать между собой разнородные явления без достаточного внутреннего основания.

Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru

Синкретизм

Словообразование. Происходит от греч. syn - с, вместе + лат. cresco - расту, увеличиваюсь.

Категория. Особенность мышления и восприятия.

Специфика. Характеризуется тенденцией связывать между собой разнородные явления, встречающаяся у детей раннего и дошкольного возрастов. По мнению Л.С.Выготского, синкретизм обусловлен стремлением ребенка принимать связь впечатлений за связь вещей. При этом синкретические обобщения выступает первой стадией в развитии значения слова, для которой характерен диффузный, ненаправленный перенос значения слова на ряд связанных в перцептивном плане, но внутренне не родственных друг с другом объектов.

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

СИНКРЕТИЗМ

1. Вообще – соединение различающихся между собой аспектов более или менее координированным образом с тем, чтобы произвести более единообразную единую систему. Исходя из того, как используется этот термин, в нем содержится коннотация, что получаемая в результате система может испытывать недостаток связности и содержать противоречия и/ или непоследовательность. 2. В теории развития Пиаже – тип когнитивного процесса, в котором события ассимилируются в глобальные и в значительной степени неструктурированные схемы; то есть довольно неопределенные системы классификации. Это значение противопоставляется способу употребления Пиаже термина смежность (2). 3. В социологических исследованиях – соединение различных элементов из различных социальных систем в новую структуру. 4. В лингвистике – слияние форм из различных языков в новую форму. 5. В религии – примирение (или попытки этого) противоположных принципов или практик в новую, связную систему.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

Синкретизм

нерасчлененность, слитность психических функций на ранних этапах развития ребенка. Характеризует неразвитое состояние тех или иных психических функций, например мышления.

Источник: Словарь по книге "Психология человека от рождения до смерти"/ Под общей редакцией А.А. Реана, 2002 г

Синкретизм

в психологии) [греч. synkretismos — соединение, объединение] — нерасчлененность психических функций на ранних этапах развития ребенка. С. проявляется в тенденции детского мышления связывать между собой разнородные явления без достаточных на это оснований. Ряд исследователей (Э. Клапаред и др.) отмечал синкретичность детского восприятия, выражающуюся в нерасчлененности чувственного образа объекта, в отсутствии выделения и соотнесения его внутренних связей и компонентов. Швейцарский психолог Ж.Пиаже относил С. к основным характеристикам детского мышления, объясняя неспособность ребенка к логическому рассуждению тенденцией заменять синтез соединением рядоположенного. Принимая связь впечатлений за связь вещей, ребенок неосознанно и ненаправленно (часто в форме игры или манипулирования словами) переносит значение слова на ряд лишь внешне связанных явлений или объектов. С, согласно Л.С. Выготскому, имеет большое значение для развития детского мышления. Отбирая в процессе последующей практики синкретические связи, соответствующие действительности, ребенок воссоздает для себя истинное значение слова. Л.А. Карпенко

Источник: Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 20

Синкретизм

греч. synkretismos – соединение, объединение) – 1. вообще – соединение различающихся между собой аспектов более или менее координированным образом с тем, чтобы произвести более единообразную, целостную систему. При этом имеется в виду, что эта система может содержать противоречия и/или непоследовательность; 2. в теории развития Ж.Пиаже – тип когнитивного процесса, в котором события ассимилируются в глобальные и в значительной степени неструктурированные схемы. Например, ребенок объединяет в одно целое впечатления о разных событиях, также, как он это делает со своим или чужим именем, полагая, что имя и человек от природы неразрывно связаны одно с другим. Синоним: Синкретическое мышление; 3. в социологии - соединение разнородных элементов из различных социальных систем в новую структуру; 4. в религии – примирение (или попытки примирить) противоположных принципов или практик в новую, связную систему; 5. в лингвистике – слияние форм из различных языков в новую форму.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Синкретизм (действия)

Ребенок, оставленный наедине с собой и побуждаемый к действию ситуацией, начинает действовать в соответствии с принципами, ранее сложившимися в его отношениях со средой. Это значит, что действие и речь, психическое влияние и физическое влияние синкретически смешиваются. Эту центральную особенность в поведении ребенка мы называем синкретизмом действия. (1.6.1, 30) См. Поведение, Речь, Среда

Источник: Словарь Л. С. Выготского. Коллектив авторов. Под ред. А.Н. Леонтьева

Синкретизм (в искусстве)

та сторона детского творчества, которую некоторые авторы называют синкретизмом и которая выражается в том, что творчество ребенка еще не строго дифференцировано ни по различным видам искусства, ни по различным формам литературы; элементы поэзии, прозы и драмы соединяются в произведении ребенка в одно целое. (11.1, 53) у детей существует широкий синкретизм, именно соединение различных видов искусства в одном целом художественном действии. Этот синкретизм указывает на тот общий корень, из которого разъединились все отдельные виды детского искусства. Этим общим корнем является игра ребенка. (11.1, 58 – 59) См. Игра, Творчество

Источник: Словарь Л. С. Выготского. Коллектив авторов. Под ред. А.Н. Леонтьева

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF

МЕХАНИЗМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОГО СИНКРЕТИЗМА

Гаврилова Юлия Викторовна
Процесс генезиса и эволюции религий характеризуется синкретизмом. Действию синкретизма подвержены как отдельные структурные элементы религий, так и религиозные системы в целом.
Читать PDF

Этико-эстетические идеалы: синкретический подход

Павлова Любовь Александровна
Статья посвящена проблеме изучения сущности понятия «этико-эстетический идеал» как регулятора эстетического и нравственного развития детей через синкретизм (обозначающий согласованность и единство) эт
Читать PDF

Этико-эстетические идеалы: синкретический подход

Павлова Любовь Александровна
Статья посвящена проблеме изучения сущности понятия «этико-эстетический идеал» как регулятора эстетического и нравственного развития детей через синкретизм (обозначающий согласованность и единство) эт

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!