Синкретизм
нерасчлененность, слитность психических функций на ранних этапах развития ребенка. Характеризует неразвитое состояние тех или иных психических функций, например мышления.
Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь
Синкретизм
(от греч. synkretismos — «соединение, объединение») — особенность восприятия и мышления ребенка раннего и дошкольного возраста, проявляющаяся в тенденции связывать между собой разнородные явления без достаточного для этого основания.
Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007
Синкретизм
от греч. syn - с, вместе и cresco - расту, увеличиваюсь) особенность мышления и восприятия ребенка раннего и дошкольного возраста, проявляющаяся в тенденции связывать между собой разнородные явления без достаточного внутреннего основания.
Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru
синкретизм
[syncretism] Смешивание местных традиций с традициями другой группы, создание нововведений, которые отличаются от традиций обеих групп (например, Местная Американская Церковь [Native American Church], Рождественская елка, еврейская пасха [Passover]). См. также: культуральная диффузия.
Источник: Лексикон психиатрических терминов и относящихся к психическому здоровью терминов. 2 изд.
Синкретизм (действия)
Ребенок, оставленный наедине с собой и побуждаемый к действию ситуацией, начинает действовать в соответствии с принципами, ранее сложившимися в его отношениях со средой. Это значит, что действие и речь, психическое влияние и физическое влияние синкретически смешиваются. Эту центральную особенность в поведении ребенка мы называем синкретизмом действия. (1.6.1, 30) См. Поведение, Речь, Среда
Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004
Синкретизм (в искусстве)
та сторона детского творчества, которую некоторые авторы называют синкретизмом и которая выражается в том, что творчество ребенка еще не строго дифференцировано ни по различным видам искусства, ни по различным формам литературы; элементы поэзии, прозы и драмы соединяются в произведении ребенка в одно целое. (11.1, 53) у детей существует широкий синкретизм, именно соединение различных видов искусства в одном целом художественном действии. Этот синкретизм указывает на тот общий корень, из которого разъединились все отдельные виды детского искусства. Этим общим корнем является игра ребенка. (11.1, 58 – 59) См. Игра, Творчество
Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004
Синкретизм
Этим понятием определяется глобальное и неясное восприятие, из которого впоследствии оформляются отчетливые и ясно воспринимаемые объекты. С. представляет собой первый момент восприятия, когда предметы и ситуации являются и воспринимаются в общих чертах, комплексно и неточно (без деталей). Позднее, посредством анализа и синтеза, являющихся последующими стадиями познания, формируются представления о воспринимаемых предметах и явлениях. При развитии психических заболеваний могут наступить расстройства как в синкретизме (начальной стадии восприятия), так и в остальных его стадиях, а также в неправильном воспроизводстве формируемых представлений.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
Синкретизм
Словообразование. Происходит от греч. syn - с, вместе + лат. cresco - расту, увеличиваюсь.
Категория. Особенность мышления и восприятия.
Специфика. Характеризуется тенденцией связывать между собой разнородные явления, встречающаяся у детей раннего и дошкольного возрастов. По мнению Л.С.Выготского, синкретизм обусловлен стремлением ребенка принимать связь впечатлений за связь вещей. При этом синкретические обобщения выступает первой стадией в развитии значения слова, для которой характерен диффузный, ненаправленный перенос значения слова на ряд связанных в перцептивном плане, но внутренне не родственных друг с другом объектов.
Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000
СИНКРЕТИЗМ
(от греч. syn, вместе + лат. cresco - расту, увеличиваюсь) - особенность мышления и восприятия ребенка раннего и дошкольного возрастов. Проявляется в тенденции связывать между собой разнородные явления без достаточного внутреннего основания. Принимая связь впечатлений за связь предметов, ребенок неосознанно и ненаправленно переносит значение слова на ряд лишь внешне связанных объектов и явлений. Часто это происходит в форме игры или манипулировании словами. Синкретические обобщения - первая стадия в развитии значения слова, характеризующаяся диффузным переносом; это фактор дальнейшего развития детского мышления, основа для отбора проверяемых практикой действительных связей между объектами существующей реально сти (Л.С. Выготский).
Источник: Краткая энциклопедия психологии и психофизиологии развития человека. – Казань. Изд-во Познание Института экономики управления и права 2010. – 209 с.
СИНКРЕТИЗМ
1. Вообще – соединение различающихся между собой аспектов более или менее координированным образом с тем, чтобы произвести более единообразную единую систему. Исходя из того, как используется этот термин, в нем содержится коннотация, что получаемая в результате система может испытывать недостаток связности и содержать противоречия и/ или непоследовательность. 2. В теории развития Пиаже – тип когнитивного процесса, в котором события ассимилируются в глобальные и в значительной степени неструктурированные схемы; то есть довольно неопределенные системы классификации. Это значение противопоставляется способу употребления Пиаже термина смежность (2). 3. В социологических исследованиях – соединение различных элементов из различных социальных систем в новую структуру. 4. В лингвистике – слияние форм из различных языков в новую форму. 5. В религии – примирение (или попытки этого) противоположных принципов или практик в новую, связную систему.
Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002
Синкретизм
греч. synkretismos – соединение, объединение) – 1. вообще – соединение различающихся между собой аспектов более или менее координированным образом с тем, чтобы произвести более единообразную, целостную систему. При этом имеется в виду, что эта система может содержать противоречия и/или непоследовательность; 2. в теории развития Ж.Пиаже – тип когнитивного процесса, в котором события ассимилируются в глобальные и в значительной степени неструктурированные схемы. Например, ребенок объединяет в одно целое впечатления о разных событиях, также, как он это делает со своим или чужим именем, полагая, что имя и человек от природы неразрывно связаны одно с другим. Синоним: Синкретическое мышление; 3. в социологии - соединение разнородных элементов из различных социальных систем в новую структуру; 4. в религии – примирение (или попытки примирить) противоположных принципов или практик в новую, связную систему; 5. в лингвистике – слияние форм из различных языков в новую форму.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
СИНКРЕТИЗМ
1. В общем значении соедине ние разнородных вещей для того, чтобы полученное в результате их множество рассматривать как единое целое. На самом деле в итоге синкретического соединения предметов получается не единое множество, а некоторое число механически объединенных друг с другом, часто противоречащих друг другу и несовместимых друг с другом вещей. 2. В теории интеллектуального развития детей, по Ж. Пиаже, тип когнитивного (психологического) процесса, в котором события ассимилируются (объединяются) в глобальные и довольно противоречивые схемы. С.-это нерасчлененность детского мышления. 3. В социологии-соединение друг с другом не соединимых между собой элементов, взятых из различных социальных систем, в новую социальную структуру. 4. В лингвистике-смешение друг с другом различных языков, их правил и форм в речи конкретных людей. 5. В религии-смешение не соединимых друг с другом элементов из различных религиозных учений, их механическое включение в новую веру. См. лингвистика, социология.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Синкретизм
в психологии) [греч. synkretismos — соединение, объединение] — нерасчлененность психических функций на ранних этапах развития ребенка. С. проявляется в тенденции детского мышления связывать между собой разнородные явления без достаточных на это оснований. Ряд исследователей (Э. Клапаред и др.) отмечал синкретичность детского восприятия, выражающуюся в нерасчлененности чувственного образа объекта, в отсутствии выделения и соотнесения его внутренних связей и компонентов. Швейцарский психолог Ж.Пиаже относил С. к основным характеристикам детского мышления, объясняя неспособность ребенка к логическому рассуждению тенденцией заменять синтез соединением рядоположенного. Принимая связь впечатлений за связь вещей, ребенок неосознанно и ненаправленно (часто в форме игры или манипулирования словами) переносит значение слова на ряд лишь внешне связанных явлений или объектов. С, согласно Л.С. Выготскому, имеет большое значение для развития детского мышления. Отбирая в процессе последующей практики синкретические связи, соответствующие действительности, ребенок воссоздает для себя истинное значение слова. Л.А. Карпенко
Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005
СИНКРЕТИЗМ
от греч. syn - с, вместе + лат. cresco - расту, увеличиваюсь) - особенность лшш-ления и восприятия ребенка раннего и дошкольного возраста. Проявляется в тенденции связывать между собой разнородные явления без достаточного внутреннего основания. Э. Клапаред назвал синкретическим детское восприятие из-за схематичности и слитности его структуры: выделяются лишь общие контуры воспринимаемого объекта без анализа его частей и свойств. П. П. Блонский определял С. как "бессвязную связность детского мышления". Ж. Пиаже считал С. основной характеристикой детского мышления, объясняющей неспособность ребенка к логическому рассуждению из-за тенденции заменять синтез соположением.
Л. С. Выготский определял С. как склонность ребенка замещать недостаток объективных связей переизбытком субъективных связей и принимать связь впечатлений за связь вещей. По Выготскому, синкретические обобщения - 1-я стадия в развитии значения слова, которая характеризуется диффузным, ненаправленным переносом значения слова на ряд внешне связанных, но внутренне не объединенных между собой объектов. С т. зр. Выготского, С. имеет огромное значение как фактор дальнейшего развития детского мышления, т. к. синкретические связи - основа для дальнейшего отбора проверяемых практикой и соответствующих действительности связей (см. Мышление комплексное).
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
СИНКРЕТИЗМ
в психологии - особенность мышления и восприятия - нерасчлененность функций психических на ранних этапах развития ребенка (в возрасте раннем и дошкольном). Проявляется в тенденции без достаточных оснований связывать между собой разнородные явления. Ряд исследователей отмечали синкретичность детского восприятия, выражающуюся в нерасчлененности чувственного образа объекта, в отсутствии выделения и соотнесения его внутренних связей и компонент.
Согласно Л. С. Выготскому, синкретизм обусловлен стремлением ребенка принимать связь впечатлений за связь вещей. При этом синкретические обобщения выступает первой стадией в развитии значения слова, для коей характерен диффузный, ненаправленный перенос значения слова на ряд связанных на перцептивном плане, но внутренне не родственных объектов.
Швейцарский психолог Ж. Пиаже относил синкретизм к основным характеристикам детского мышления, объясняя неспособность ребенка к логическому рассуждению тенденцией заменять синтез соединением рядоположенного. Принимая связь впечатлений за связь вещей, ребенок неосознанно и ненаправленно - часто в форме игры или манипулирования словами - переносит значение слова на ряд лишь внешне связанных явлений или объектов.
Согласно Выготскому, синкретизм имеет большое значение для развития детского мышления. Отбирая в ходе последующей практики синкретические связи, соответственные действительности, ребенок воссоздает для себя истинное значение слова.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998