один из методов активизации мыслительной деятельности, разновидность «мозгового штурма». Предложена американским ученым У. Гордоном. При использовании метода С. предусмотрено обязательное выполнение четырех специальных приемов, основанных на аналогии: 1) прямой (подумайте, как решаются задачи, похожие на данную); 2) личной или эмпатии (попробуйте войти в образ данного в задаче объекта и рассуждать с его точки зрения); 3) символической (дайте в двух словах образное определение сути задачи); 4) фантастической (представьте, как бы эту задачу решали сказочные волшебники). Наряду с методом «мозгового штурма» некоторые ученые (В. М. Войненко, В. М. Мунипов) относят приемы С. к одному из наиболее эффективных качественных методов решения задач инженерно-психологического проектирования.
СИНЕКТИКА
СИНЕКТИКА
Синектика
(Дж. Гордон) один из эффективных способов активизации творчества и генерации инновационных идей. Ключевые слова, характеризующие данный метод: ассоциации, подсознание, импровизация, аналогии, метафора, освобождение от контекста, медитация, «откладывание оценок», наложение процессов.
Термин «синектика» обозначает «объединение разнородных элементов». Основной «инструмент» метода — ассоциации, аналогии как средство смещения творческого процесса с уровня осознанного мышления на уровень подсознательной активности. Чтобы ускорить процесс порождения идей, творческая задача, прежде всего, освобождается от контекста, привычных связей, широко используются аналогии (прямые, субъективные, символические и фантастические), которые облегчают преодоление субъективных ограничений, связанных с восприятием основных закономерностей, представлений о мироздании.
Синектический метод состоит в том, чтобы сделать незнакомое знакомым, а затем ставшее привычным — чуждым. Достигается это с помощью четырех типов операций:
– Личностное уподобление — отождествить самого себя с каким–либо элементом проблемной ситуации, например с подвижной частью механизма, деталью машины и т. д. В основе личностного уподобления лежит такая способность личности как эмпатия.
– Прямая аналогия, или поиски сходных процессов в других областях знания. Использование метафор, по Гордону, значительно облегчает поиски аналогий.
– Символическая аналогия предполагает использование существующих в языке поэтических образов, метафор для формулирования задачи.
– Фантастическая аналогия, при которой проблема мысленно решается “как в волшебной сказке”: игнорируются фундаментальные законы природы Этапы:
1 этап. Подбор группы (6—7 человек), из них 3 «специалиста» в области исследования проблемы и 4 «дилетанта» (царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной…). Дилетанты необходимы для «расшатывания» профессиональных стереотипов «специалистов».
2 этап — обучение «механизмам творчества». Тренинг ассоциирования и аналогий для решения задач и преодоления психологических барьеров общения, «страхов самовыражения».
Примерные задания для тренинга: Составление предложений из 3—5 слов, поиск общего (в трех словах найти как можно больше общих признаков); поиск аналогов (требуется придумать как можно больше аналогий к данному слову); поиск соединительных звеньев (найти предметы, которые могут быть мостиком от одного явления к другому); новые способы применения обычных предметов; закончить рисунок необычным способом; дописать предложение с различными вариантами окончаний и другие.
3 этап. Анализ проблемной задачи, освобождение ее от привычного, очевидного, стереотипного контекста, диссоциирование стереотипных связей.
4 этап. Решение задачи с помощью уникальных аналогий.
Виды аналогий: прямые (по типу «самолет — птица»); субъективные (почувствовать себя на месте создаваемого объекта); символические (отождествление одного с другим); фантастические (представление объекта поиска таким, каким мы хотим его видеть, игнорируя любые физические законы); наложение (одновременность) процессов в ситуации решения проблемы; поиск решения; ассоциирование метафор, аналогий; изменение ракурса рассмотрения проблемы.
Продуктивность синектики повышает медитация (погружение в проблему). Она позволяет предельно сосредоточиться на проблеме, создать оптимальные условия для работы интуиции.
Необходимые качества для выработки способности к синектическому решению: 1. Альтернативность мышления, изменение стратегии; 2. Способность к отдаленному метафорическому ассоциированию; 3. Умение придерживать первые найденные решения в расчете на то, что лучшие впереди; 4. Искренняя терпимость к чужим идеям; 5. Уверенность и свобода; 6. Сниженные барьеры психологической защиты; 7.Умение находить необычное в обычном.
5 этап. Оценка, корректировка результата, апробация.
Термин «синектика» обозначает «объединение разнородных элементов». Основной «инструмент» метода — ассоциации, аналогии как средство смещения творческого процесса с уровня осознанного мышления на уровень подсознательной активности. Чтобы ускорить процесс порождения идей, творческая задача, прежде всего, освобождается от контекста, привычных связей, широко используются аналогии (прямые, субъективные, символические и фантастические), которые облегчают преодоление субъективных ограничений, связанных с восприятием основных закономерностей, представлений о мироздании.
Синектический метод состоит в том, чтобы сделать незнакомое знакомым, а затем ставшее привычным — чуждым. Достигается это с помощью четырех типов операций:
– Личностное уподобление — отождествить самого себя с каким–либо элементом проблемной ситуации, например с подвижной частью механизма, деталью машины и т. д. В основе личностного уподобления лежит такая способность личности как эмпатия.
– Прямая аналогия, или поиски сходных процессов в других областях знания. Использование метафор, по Гордону, значительно облегчает поиски аналогий.
– Символическая аналогия предполагает использование существующих в языке поэтических образов, метафор для формулирования задачи.
– Фантастическая аналогия, при которой проблема мысленно решается “как в волшебной сказке”: игнорируются фундаментальные законы природы Этапы:
1 этап. Подбор группы (6—7 человек), из них 3 «специалиста» в области исследования проблемы и 4 «дилетанта» (царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной…). Дилетанты необходимы для «расшатывания» профессиональных стереотипов «специалистов».
2 этап — обучение «механизмам творчества». Тренинг ассоциирования и аналогий для решения задач и преодоления психологических барьеров общения, «страхов самовыражения».
Примерные задания для тренинга: Составление предложений из 3—5 слов, поиск общего (в трех словах найти как можно больше общих признаков); поиск аналогов (требуется придумать как можно больше аналогий к данному слову); поиск соединительных звеньев (найти предметы, которые могут быть мостиком от одного явления к другому); новые способы применения обычных предметов; закончить рисунок необычным способом; дописать предложение с различными вариантами окончаний и другие.
3 этап. Анализ проблемной задачи, освобождение ее от привычного, очевидного, стереотипного контекста, диссоциирование стереотипных связей.
4 этап. Решение задачи с помощью уникальных аналогий.
Виды аналогий: прямые (по типу «самолет — птица»); субъективные (почувствовать себя на месте создаваемого объекта); символические (отождествление одного с другим); фантастические (представление объекта поиска таким, каким мы хотим его видеть, игнорируя любые физические законы); наложение (одновременность) процессов в ситуации решения проблемы; поиск решения; ассоциирование метафор, аналогий; изменение ракурса рассмотрения проблемы.
Продуктивность синектики повышает медитация (погружение в проблему). Она позволяет предельно сосредоточиться на проблеме, создать оптимальные условия для работы интуиции.
Необходимые качества для выработки способности к синектическому решению: 1. Альтернативность мышления, изменение стратегии; 2. Способность к отдаленному метафорическому ассоциированию; 3. Умение придерживать первые найденные решения в расчете на то, что лучшие впереди; 4. Искренняя терпимость к чужим идеям; 5. Уверенность и свобода; 6. Сниженные барьеры психологической защиты; 7.Умение находить необычное в обычном.
5 этап. Оценка, корректировка результата, апробация.
Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014