СИНЕКТИКА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

СИНЕКТИКА
один из методов активизации мыслительной деятельности, разновидность «мозгового штурма». Предложена американским ученым У. Гордоном. При использовании метода С. предусмотрено обязательное выполнение четырех специальных приемов, основанных на аналогии: 1) прямой (подумайте, как решаются задачи, похожие на данную); 2) личной или эмпатии (попробуйте войти в образ данного в задаче объекта и рассуждать с его точки зрения); 3) символической (дайте в двух словах образное определение сути задачи); 4) фантастической (представьте, как бы эту задачу решали сказочные волшебники). Наряду с методом «мозгового штурма» некоторые ученые (В. М. Войненко, В. М. Мунипов) относят приемы С. к одному из наиболее эффективных качественных методов решения задач инженерно-психологического проектирования.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Синектика
(Дж. Гордон) один из эффективных способов активизации творчества и генерации инновационных идей. Ключевые слова, характеризующие данный метод: ассоциации, подсознание, импровизация, аналогии, метафора, освобождение от контекста, медитация, «откладывание оценок», наложение процессов.
Термин «синектика» обозначает «объединение разнородных элементов». Основной «инструмент» метода — ассоциации, аналогии как средство смещения творческого процесса с уровня осознанного мышления на уровень подсознательной активности. Чтобы ускорить процесс порождения идей, творческая задача, прежде всего, освобождается от контекста, привычных связей, широко используются аналогии (прямые, субъективные, символические и фантастические), которые облегчают преодоление субъективных ограничений, связанных с восприятием основных закономерностей, представлений о мироздании.
Синектический метод состоит в том, чтобы сделать незнакомое знакомым, а затем ставшее привычным — чуждым. Достигается это с помощью четырех типов операций:
– Личностное уподобление — отождествить самого себя с каким–либо элементом проблемной ситуации, например с подвижной частью механизма, деталью машины и т. д. В основе личностного уподобления лежит такая способность личности как эмпатия.
– Прямая аналогия, или поиски сходных процессов в других областях знания. Использование метафор, по Гордону, значительно облегчает поиски аналогий.
– Символическая аналогия предполагает использование существующих в языке поэтических образов, метафор для формулирования задачи.
– Фантастическая аналогия, при которой проблема мысленно решается “как в волшебной сказке”: игнорируются фундаментальные законы природы Этапы:
1 этап. Подбор группы (6—7 человек), из них 3 «специалиста» в области исследования проблемы и 4 «дилетанта» (царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной…). Дилетанты необходимы для «расшатывания» профессиональных стереотипов «специалистов».
2 этап — обучение «механизмам творчества». Тренинг ассоциирования и аналогий для решения задач и преодоления психологических барьеров общения, «страхов самовыражения».
Примерные задания для тренинга: Составление предложений из 3—5 слов, поиск общего (в трех словах найти как можно больше общих признаков); поиск аналогов (требуется придумать как можно больше аналогий к данному слову); поиск соединительных звеньев (найти предметы, которые могут быть мостиком от одного явления к другому); новые способы применения обычных предметов; закончить рисунок необычным способом; дописать предложение с различными вариантами окончаний и другие.
3 этап. Анализ проблемной задачи, освобождение ее от привычного, очевидного, стереотипного контекста, диссоциирование стереотипных связей.
4 этап. Решение задачи с помощью уникальных аналогий.
Виды аналогий: прямые (по типу «самолет — птица»); субъективные (почувствовать себя на месте создаваемого объекта); символические (отождествление одного с другим); фантастические (представление объекта поиска таким, каким мы хотим его видеть, игнорируя любые физические законы); наложение (одновременность) процессов в ситуации решения проблемы; поиск решения; ассоциирование метафор, аналогий; изменение ракурса рассмотрения проблемы.
Продуктивность синектики повышает медитация (погружение в проблему). Она позволяет предельно сосредоточиться на проблеме, создать оптимальные условия для работы интуиции.
Необходимые качества для выработки способности к синектическому решению: 1. Альтернативность мышления, изменение стратегии; 2. Способность к отдаленному метафорическому ассоциированию; 3. Умение придерживать первые найденные решения в расчете на то, что лучшие впереди; 4. Искренняя терпимость к чужим идеям; 5. Уверенность и свобода; 6. Сниженные барьеры психологической защиты; 7.Умение находить необычное в обычном.
5 этап. Оценка, корректировка результата, апробация.

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
115.31 кб

Синектика в курсе системного анализа при подготовке инженеров по сертификации

Ветохин Сергей Сергеевич
Воспитание творческого, изобретательского подхода к профессии является одной из особенностей инженерного образования. Этой цели служит курс системного анализа.
Читать PDF
2.59 мб

Синектика как инструмент компетентностного подхода

Кокшарова Наталья Михайловна
Раскрываются практические возможности реализации компетентностного подхода через использование метода синектики в процессе обучения.

Похожие термины:

  • МЕТОД СИНЕКТИКИ

    метод психологической активизации творчества. Разработан М.с. в 50е гг. У.Гордоном. В его основе лежит обратный мозговой штурм, к–рый поощряет критику. Но критику только конструктивную.