Синдром жестокого обращения с ребенком

Найдено 1 определение
Синдром жестокого обращения с ребенком
сочетание поведенческих, физиологических и психологических отклонений ребенка, испытавшего домашнее насилие. Некоторые исследователи включают в жестокое обращение травматичный для детей развод родителей и пренебрежение нуждами ребенка, так как эти факторы также могут повлечь серьёзные негативные последствия для детей (И. Алексеева, И. Новосельский, 2005). Вероятно, указанное определение может быть использовано не только применительно к детям, непосредственно пострадавшим от семейного насилия, но и являющихся его очевидцами. Физиологический аспект синдрома акцентирует внимание на травмах ребенка (травматическое шрамирование, скелетные деформации, повреждения черепной коробки и проч.). Поведенческие нарушения выражаются в форме активных и пассивных реакций протеста, поедания несъедобного, агрессивности и разрушительных игр, позднее – склонности к побегам, тяги к огню и поджогам, двигательной импульсивности (Козловская, 2004). Изменения психики проявляются в эмоциональной и личностной неустойчивости, инфантилизме, задержке интеллектуального развития. Могут появляться ночные кошмары и ужасы, потеря сна, фобии и болезни с выраженным эмоциональным элементом.
Основной причиной развития синдрома жестокого обращения с ребенком является враждебность и недружелюбие родителей, которых характеризуют:
- агрессивность, как их психологическая особенность;
- особенности стиля их воспитания, в связи с чем чрезмерное наказание и жесткость воспринимаются ими, как нормативные явления;
- нежелание заниматься воспитанием ребенка вследствие общей асоциальной направленности семьи (алкоголизм, наркомания);
- воспитание по аналогии, подражание примеру собственных жестоких родителей;
- разочарование ребёнком, связанное, например, с неоправданно завышенными ожиданиями от него;
- недостаточная эмоциональная связь с ребенком (был зачат в результате изнасилования или случайным человеком, к которому мать испытывает неприязнь, являлся нежеланным ребенком);
- сложные бытовые и личностные проблемы, с которыми родители не справляются, и тогда ребенок воспринимается, как помеха;
- низкая педагогическая компетентность (проявляется неадекватным стилем воспитания, например, сочетанием гиперопеки и наказаний, амбивалентными тредованиями);
- патопсихологические характеристики родителей (наличие инцестуозных отклонений у отца или матери, приводящие к половым отношениям с детьми).
См. также домашнее насилие.

Источник: Словарь терминов агрессии и насилия