Синдром незначительного органического поражения головного мозга

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Синдром незначительного органического поражения головного мозга
Наблюдается у детей в результате органической резидуальной патологии (травмы, инфекции и интоксикации в период беременности, родов, в раннем детстве) и характеризуется тремя рядами симптомов: 1) неуклюжестью движений с хореоформными и атетоподобными движениями, затруднениями в выполнении дифференцированных двигательных актов; 2) расстройством перцепции различной степени выраженности; 3) расстройством поведения - чрезмерная подвижность и затруднение концентрации внимания. Больные обнаруживают трудности в письме (дисграфия, дисорфография) и чтении. Син. Экзогенный психосиндром раннего детского возраста; С. минимальной мозговой дисфункции.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Синдром незначительного органического поражения головного мозга
Payne, 1966) – возникает у детей, предположительно, в результате органической резидуальной патологии (травмы, инфекции, интоксикации в период беременности, родов, повреждения мозга в раннем детстве). В развитии расстройства, как указывают многие исследователи, существенное значение имеют ретардация или запаздывание психического созревания, эмоциональная депривация, влияние наследственных и конституциональных факторов. Кроме того, это расстройство встречается в клинической структуре ряда психических заболеваний. Наблюдается у 5-10% школьников начальных классов (по другим данным, у 2-20% детей школьного возраста). Характеризуется следующими группами симптомов. 1. В двигательной сфере: неуклюжесть движений с хореиформными и атетоподобными движениями, затруднения в выполнении дифференцированных двигательных актов. 2. В сфере чувствительности: расстройства перцепции различной степени выраженности, в частности, поверхностный характер восприятия, фрагментарность восприятия. 3. В поведении: чрезмерная подвижность, импульсивность, постоянное двигательное беспокойство с обилием лишних движений, небрежность, неряшливость, неосторожность и подверженность травмам. 4. В сфере внимания: затруднение концентрации внимания, повышенная отвлекаемость, нетерпеливость, неспособность ждать, молчать и находиться в покое, трудности в следовании инструкциям взрослых, неспособность размышлять над ответами на вопросы и длительно фиксировать внимание на чем-то одном. 5. Обычно выявляются эмоциональная неустойчивость, вспыльчивость, нередко агрессивность, проблемы со школьной дисциплиной и успеваемостью, непропорционально частые специфические задержки в моторном и речевом развитии, нередко - признаки пограничной умственной отсталости. Пациенты обнаруживают также трудности в письме (дисграфия, дисорфография) и чтении. У большинства пациентов проявления расстройства к 15-17 годам сглаживаются и постепенно сходят на нет (это, преимущественно случаи дисфункции созревания), но приблизительно у 15-20% из них его симптомы сохраняются и в более позднем возрасте (некоторые авторы в связи с этим говорят о синдроме гиперактивности и дефиците внимания в зрелом возрасте) либо сменяются каким-либо другим (диссоциальное расстройство личности, злоупотребление психоактивными субстанциями и др.). При наступлении ремиссии первой ослабевает или исчезает гиперактивность, во вторую очередь уменьшается или ликвидируется дефицит внимания. В лечении расстройства используют психостимуляторы, антидепрессанты (цитофламин и др.), индивидуальная и семейная психотерапия. Синонимы: Экзогенный психосиндром раннего детского возраста (Lempp, 1964), Синдром минимальной мозговой дисфункции, Синдром дефицита внимания, Гипердинамический синдром, Синдром гиперактивности.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012