Синдром эмоционального выгорания
СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
от древнегреческого συνδρομή – «стечение, скопление»; от συν – «с-, со-», δρόμος – «бег, движение»; от латинского emoveo – «потрясаю, волную» – это выработанный личностью механизм психологической защиты, осуществляемой в форме частичного или полного исключения эмоций, при соответствующем уменьшении их энергетической насыщенности, в результате действия на психику субъекта факторов ее травмирующих. С.э.в. сопровождается физическим утомлением, эмоциональным истощением, снижением работоспособности и деперсонализацией.
Синдром эмоционального выгорания
англ. burnout syndrome) - состояние эмоционального, умственного истощения, физич. утомления, возникающее как результат хронического стресса на работе. Развитие данного синдрома характерно в первую очередь для профессий системы «человек-человек», где доминирует оказание помощи людям (учителя, социальные работники, психологи, врачи, медицинские сестры). С. э. в. рассматривается как результат неблагоприятного разрешения стресса на рабочем месте и соответствует третьей стадии общего адаптационного синдрома (Г. Селье) - стадии истощения. Развитие С. э. в. носит стадийный характер. Сначала наблюдаются значительные энергетические затраты (часто как следствие экстремально положительной установки на выполнение профессиональной деятельности). По мере развития синдрома появляется чувство усталости, постепенно сменяющееся разочарованием; снижение интереса к своей работе. С. э. в. развивается согласно опр. фазам: 1) Предупреждающая фаза : а) чрезмерное участие (чрезмерная активность, чувство «личной незаменимости», отказ от потребностей, не связанных с работой, вытеснение неудач и разочарований, ограничение социальных контактов); б) истощение (чувство усталости, бессонница, возрастание вероятности несчастных случаев). 2) Снижение уровня собственного участия: а) по отношению к сотрудникам, ученикам, пациентам и т. д. (потеря положительного восприятия коллег, переход от помощи к надзору и контролю, приписывание вины за собственные неудачи др. людям, проявления негуманного подхода к людям); б) по отношению к остальным окружающим (отсутствие эмпатии, безразличие); в) по отношению к профессиональной деятельности (нежелание выполнять свои обязанности, опоздания, акцент на материальном аспекте при одновр. неудовлетворенности работой); г) возрастание требований (потеря жизненного идеала, ощущение, что др. люди «используют» тебя в своих интересах, зависть). 3) Эмоциональные реакции: а) депрессивное настроение (постоянное чувство вины, снижение самооценки, апатия); б) агрессия (защитные установки, обвинение других, отсутствие толерантности и способности к компромиссу, конфликты с ближайшим социальным окружением). 4) Фаза деструктивного поведения: а) в сфере интеллекта - снижение концентрации внимания, отсутствие способности к выполнению сложных заданий, ригидность мышления, отсутствие воображения; б) в мотивационной сфере - отсутствие собственной инициативы, снижение эффективности деятельности; в) в социальной сфере - безразличие, отсутствие участия в жизни др. людей либо чрезмерная привязанность к конкретному лицу, избегание тем, связанных с работой, одиночество. 5) Психосоматические реакции: снижение иммунитета, неспособность к релаксации в свободное время, бессонница, головные боли, зависимость от никотина, кофеина, алкоголя, наркотиков. 6) Разочарование: отрицательная жизненная установка, чувство беспомощности и бессмысленности жизни, экзистенциальное отчаяние, безысходность. Для профилактики и коррекции С. э. в. применяются: личностно ориентированные методики, направленные на улучшение способностей личности противостоять стрессу через изменение своего поведения, отношения; меры, направленные на изменение рабочего окружения (предупреждение неблагоприятных обстоятельств); обеспечение осознания клиентом проблемы и принятие адекватной ответственности на себя за свою работу, свой профессиональный результат, свои решения, действия, изменение поведения. Необходимо активное участие клиента в процессе психокоррекции. Лит.: Мат-лы I Межд. науч.-практической конф. Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике), 1-3 окт. 2007, Курский гос. ун-т. Курск, 2007; Felton J. S. Burnout as a clinical entity - its importance in health care workers // Occupational medicine. 1998. V. 48. Maslach C. Job Burnout / C. Maslach, W. B. Schaufeli, M. P. Leiter // Annual Review of Psychology. 2001. V. 52. С. А. Игумнов
Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011