СИНДРОМ АСПЕРГЕРА

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

СИНДРОМ АСПЕРГЕРА
Aspergers syndrome) - вид психического нарушения, характеризующийся социальной отчужденностью, потерей интереса к другим людям, высокопарным и педантичным стилем речи, а также преобладанием узкоспециализированного интереса (например, к расписаниям). Часто считается проявлением слабой формы аутизма.

Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001

СИНДРОМ АСПЕРГЕРА (или НАРУШЕНИЕ)
Нарушение, характеризующееся некоторыми чертами аутизма, такими как расстройство социального взаимодействия и скучные, стереотипные интересы и действия, но без задержки или отставания в развитии речевых и когнитивных навыков, которые наблюдаются при истинном аутизме. Некоторые специалисты сомневаются в правомерности выделения этого синдрома, особенно в том, возможно ли его дифференцировать от легких случаев аутизма.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Аспергера синдром
(Asperger H.). Синдром аутистической психопатии в детском возрасте (проявляется к третьему году жизни и особенно в раннем школьном возрасте). Характеризуется чрезмерностью интеллектуальной деятельности при некоторой скудности эмоции, нехватке интуиции, неспособности пользоваться прошлым жизненным опытом. Отличается от синдрома Каннера (см. Каннера, синдром) более поздним появлением, благоприятным социальным прогнозом и сохранностью коммуникативной функции речи.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Синдром Аспергера
Непонимание и неприятие нюансов мимики, интонации, эмоционального состояния, духовной жизни окружающих, отсутствие способности к сопереживанию, трудности общения, социальной адпаптации, эгоцентричность, возможны склонность к агрессии, насилию, жесткость. Эти патологические особенности обычно проявляются с раннего детства. Есть мнение, что основой заболевания может быть недостаточность развития правого полушария. Описан в 1940-х гг. американским детским психиатром G. Asperger.

Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010

Синдром Аспергера
(Asperger H.) (F 84.5 по МКБ-10). Расстройство с неточной достоверностью, чему свойственны те же качественные нарушения социальных взаимоотношений, которые характеризуют аутизм, вместе с ограниченным, стереотипным, повторяющимся репертуаром интересов и деятельности. Оно отличается от аутизма преимущественно отсутствием общего отставания в языке или в когнитивном развитии. У большинства лиц - нормальный общий интеллект, но часто они подчеркнуто неуклюжи. Встречается преимущественно у мальчиков (8 : 1).

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

синдром Аспергера
(F84.5) [Asperger syndrome] Расстройство неясной нозологической природы, проявляющееся в детском возрасте и характеризующееся типичными для аутизма качественными нарушениями социального взаимодействия, сочетающимися с ограниченным, стереотипным, повторяющимся репертуаром интересов и видов деятельности. Самое важное отличие от аутизма состоит в том, что при этом расстройстве нет общего отставания в развитии или задержки в развитии речи и познавательных способностей. При этом расстройстве часто выражена неуклюжесть. Нарушения имеют тенденцию сохраняться как в подростковом, так и во взрослом возрасте. Иногда в раннем взрослом возрасте наблюдаются психотические эпизоды. Синонимы: аутистическая психопатия; шизоидное расстройство детского возраста.

Источник: Лексикон психиатрических терминов и относящихся к психическому здоровью терминов. 2 изд.

АСПЕРГЕРА СИНДРОМ
описан австрийским педиатром H. Asperger, 1906–1980) – вариант аутизма, характеризующийся нарушением формирования социальных взаимоотношений, ограниченностью и стереотипностью интересов, необычным эксцентричным поведением, обозначаемым как «аутистическая психопатия». Характерна неспособность понимать эмоциональное состояние других людей и вступать в контакты со сверстниками. В отличие от классического варианта аутизма, отсутствует задержка развития речи и познавательных функций. Более того, больные иногда достигают выдающихся успехов в какой-либо одной ограниченной области, обычно связанной с интеллектуальными занятиями (например, в астрономии). Необходимы психолого-педагогические мероприятия, поведенческая и семейная психотерапия.
H. Asperger. Die «autistischen Psychopathen» im Kindesalter. Archiv fUr Psychiatrie und Nervenkrankheiten, Berlin, 1944; 117: 76–136.

Источник: Тополянский А.В., Бородулин В.И. Синдромы и симптомы в клинической практике. 2010

F84.5 Синдром Аспергера

А. Отсутствие клинически значимой общей задержки экспрессивной или рецептивной речи или когнитивного развития. Для диагноза необходимо, чтобы отдельные слова были приобретены к двум годам или ранее, а фразы в общении использовались к 3 годам и ранее. Навыки самообслуживания, адаптивное поведение и любопытство к окружению в течение первых 3 лет должны быть на уровне, соответствующем нормальному интеллектуальному развитию. Тем не менее, может отмечаться некоторая моторная задержка и характерна моторная неуклюжесть (хотя она не является необходимым диагностическим признаком). Обычны изолированные специальные навыки, часто связанные с анормальными занятиями, но они не требуются для диагноза.
Б. Качественные нарушения социального взаимодействия (критерии как для аутизма).
В. Обнаруживаются необычно интенсивные ограниченные интересы или ограниченные, повторяющиеся и стереотипные поведение, интересы и активность (критерии как для аутизма, хотя здесь менее характерно наличие моторных маннеризмов или повышенного внимания к частям предметов или нефункциональным элементам игрового материала).
Г. РасстрЬйство не может быть расценено как одна из других разновидностей общего расстройства развития, простая шизофрения (F20.6), шизотипическое расстройство (F21), реактивное и дезингибированное расстройство привязанности детского возраста (соответственно F94.1 и 2 ), ананкастное расстройство личности (F605) или обсессивно-компульсивное расстройство (F42.-).
F84.8 Другие общие расстройства развития
F84.9 Общее расстройство развития, неуточненное
Это остаточная диагностическая рубрика, которая должна использоваться для расстройств, которые отвечают общему описанию общих расстройств развития, но при которых противоречивость данных или отсутствие адекватной информации означают, что не могут быть выполнены диагностические критерии ни одной из других рубрик в F84

Источник: ВОЗ. Классификация психических расстройств МКБ-10

Синдром Аспергера
Asperger, 1943) - детское первазивное нарушение неизвестной этиологии с выраженными симптомами аутизма, такими, как расстройство социального взаимодействия, однообразные игры и интересы, стереотипное поведение, двигательная неуклюжесть, задержанное созревание аффективной сферы, не сопровождающееся, в отличие от синдрома Каннера, значительной задержкой развития речи, мышления, интеллекта и самоосознавания, выраженной агрессивностью и симптомами органического повреждения головного мозга. Характерным считают также внешний облик детей (красивое, с бедной мимикой и устремленным мимо собеседника взглядом лицо – лицо принца, обеднение жестикуляции, оскудение просодических характеристик речи, нередко – парамимия). Пациенты часто сильно привязаны к дому, но не к близким людям. У некоторых пациентов наблюдаются навязчивости, соматоформные и аффективные расстройства, фобии, ипохондрические жалобы. Встречается, по разным данным, с частотой от 1-го на 10 000 детей до 7,1 на 1000 детей. Упомянутый статистический расброс (в 7 раз) указывает на значительные различия в понимании и диагностики настоящего расстройства. Наибольшее значение в развитии расстройства придают генетическим факторам, не исключается важная роль как пренатального, так и перинатального органического повреждения головного мозга, а также нарушения в силу влияния наследственных, конституциональных и иных факторов психического созревания. У некоторых пациентов наблюдается ускоренное развитие речи и мышления. В подростково-юношеском возрасте у части пациентов возникают острые шизофреноподобные психозы, а в последующем нередко развиваются обсессивно-компульсивные нарушения и биполярные аффективные расстройства. Имеются сведения о том, что в дальнейшем расстройство у большей части пациентов трансформируется в аутистическую психопатию, при этом пациенты с разной степенью успешности адаптируются к самостоятельной жизни. Наблюдается преимущественно у мальчиков. Выделяется не всеми авторами на том основании, что это расстройство трудно отличить от легких случаев инфантильного аутизма. Лечение симптоматическое, особенно большое значение имеют психотерапия, коррекционная работа, обучение, воспитание, логопедическая помощь

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012