СИМВОЛИЗАЦИЯ СИМВОЛИЗМ ЗВУКОВОЙ

СИМВОЛИЗМ

Найдено 4 определения термина СИМВОЛИЗМ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

СИМВОЛИЗМ

symbolism) - (в психологии) процесс представления какого-либо предмета или идеи с помощью символов. Например, любая абстрактная идея представляется в виде более простых и реальных понятий. Часто психоаналитики, занимающиеся теоретическими изысканиями, представляют такие осознанные идеи в качестве символов бессознательных мыслей; особенно очевидна такая замена во время мечтаний, при свободной ассоциации, а также в процессе образования различных психологических симптомов. Согласно этой теории, любой симптом (например, нарушение процесса глотания) может являться символическим выражением какой-либо подсознательной идеи (такой как представление орального сношения). - Символический (symbolic).

Оцените определение:

Источник: Оксфордский толковый словарь общей медицины, 2002 г

Символизм

в отличие от общепринятой системы символов, усматривание больными обычных символов там, где они не играют символической роли.

Источник: Глоссарий,Клиническая психология: Учеб.-метод, комплекс для преподавателей и студентов факультетов психологии / В. Н. Косырев; 2003 г

Символизм

1. вообще – действие или практика использования символов; 2. в процессах сложной коммуникации – использование некоторой произвольной «вещи» для представления или замещения ею какой-то другой; 3. в психоанализе – представление в сознании бессознательных тенденций. Предполагается, что: а) этот процесс протекает исключительно в бессознательной сфере и б) то, что аффект, вложенный в символизируемую идею, оказался неспособным к качественному изменению, обозначаемую термином «сублимация». Истинный символизм фактически подобен сновидению и образованию симптомов своим индивидуальным проявлением, значение которого может быть понято только с позиции личного опыта индивида, а не с помощью словарей или социальных условностей. В своей последней работе З.Фрейд (1940) указывает:»Сновидения неограниченно используют лингвистические символы, значение которых по большей части не известно спящему. Наш опыт, однако, позволяет установить их смысл. Они, вероятно, берут начало из ранних фаз развития речи». Символизация рассматривается как один из первичных процессов, управляющих бессознательным мышлением; 4. направление в искусстве, сосредоточенное преимущественно на выражении посредством символов интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто утонченных чувств и невербализуемых предчувствий. Стремясь проникнуть в тайны бытия и сознания (идти «от реального к реальнейшему»), символисты выразили неприятие буржуазности и позитивизма, тоску по духовной свободе, трагическое предощущение грядущих мировых социально-исторических потрясений.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

СИМВОЛИЗМ

1. Вообще – действие или практика использования символов. Как и в случае с коренным термином символ, способы употребления значительно варьируются, хотя основное значение всегда присутствует. 2. Практически во всех формах сложной коммуникации (например, в языке, искусстве, музыке) – использование некоторой произвольной "вещи" для представления или замещения некоторой другой вещи. В самом простом случае слово "стул", произнесенное или написанное, является символическим представлением некоторого прототипа, абстрактного стула. В более сложных обстоятельствах символизм может быть менее прямым. На таком символизме основываются метафора и сравнение в языке; например, "У него память, как сито". В эстетике – символизм – сама суть коммуникации, в том смысле, что эмоции или аффект символически передаются в высокохудожественных формах живописи, музыки, танца и т.д. 3. В рамках психоаналитической теории – бессознательный процесс, посредством которого вытесненные желания преобразуются или маскируются таким образом, чтобы проявляться на сознательном уровне, не вызывая психических проблем. Некоторые теоретики, особенно Юнг, утверждали, что этот процесс составляет основу всего искусства, мифа и религии. Обратите внимание, что значение 3 здесь представляет процесс, в то время как значения 1 и 2 – практики. Некоторой путаницы, которая создается этими различными способами употребления, можно избегать, используя, как многие это делают, термин символизация для значения 3, таким образом, высвобождая термин символизм для других значений.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

Показать все [+1] ↓

Найдено научных статей по теме — 8

Юнг: символизм, мифология, индивидуация

Ванеян С.С.
В статье приведены ключевые положения учения Юнга: символизм, мифология, индивидуация с подробными дефинициями и примерами. Даны отличия ряда положений юнгианства от фрейдизма с подробными дефинициями и примерами.
Скачать PDF

«Консервативный символизм» в теории сновидений Эриха Фромм

Васильева Инга Борисовна, Цветкова Анна Андреевна
Дается анализ установок, актуальных, по Фромму, при толковании сновидений. В их центре находится понимание образа сновидения как символа, единого для области сновидений и для культуры в целом. Основной механизм образования подобных символов культурно-ассоциативный, лежащий в сфере рационального мышления человека. С этих позиций образы сновидений и должны подвергаться толкованию.
Скачать PDF

Особенности символизации как компонента смыслообразования у старшеклассников с дефектами слуховой фу

Колтунова Елена Аркадьевна
В статье рассматривается феномен смыслообразования. В процессе смыслообразования единицей содержания становится отношение «субъектный опыт объективная ценность», т. е. личностный смысл. Существенным компонентом смыслообразования автор отмечает символизацию как процесс освоения (на уровне индивидуального сознания) понятий-символов. Далее проводится анализ исследований функционирования понятия-символа в учебном процессе у старшеклассников с дефектами слуховой функции.
Скачать PDF

Психологические особенности символизации у неслышащих в период юности

Абакумова Ирина Владимировна, Колтунова Елена Аркадьевна
В данной статье изложены результаты диагностического исследования по выявлению различий в символизации у неслышащих и слышащих в период юности. У более чем половины неслышащих респондентов, выявлен наиболее простой способ символизации. В их индивидуальном сознании преобладают символы-свойства, которые, по сути, не позволяют выявить качественные отличия символа и знака, что свидетельствует об интерпретации символических значений на основании лишь одного значимого признака. Они испытывают сложности при сравнении символов даже в одной предметной области, не могут интерпретировать его в разных содержательных контекстах. Полученные данные свидетельствуют о необходимости разработки направленных дидактических технологий, которые, учитывая специфику смысловой сферы неслышащих, будут инициировать у них развитие символической функции.
Скачать PDF

Развитие символизации в детском возрасте и диалектическое мышление

Веракса Александр Николаевич
В статье рассматривается возможность соотнесения процессов символизации и диалектического мышления в детском возрасте. При этом особое внимание уделяется сопоставлению понимания диалектического мышления в контексте школы структурно-диалектической психологии Н.Е.Вераксы и школы Ж.Пиаже. Показаны роль символизации в становлении детского развития на примере игровой деятельности и рисования, а также соотношение этих процессов с развитием диалектического мышления.
Скачать PDF

Особенности диагностики символизации у неслышащих старшеклассников

Колтунова Елена Аркадьевна
Понятия-символы выполняют функцию, отличную от любого иного понятия, поскольку выступают в роли универсальных индикаторов, которые ориентируют познающего субъекта на значимости данного понятия как для определенной группы, так и для него лично. Интериоризация понятия-символа предполагает процесс «раскристаллизации» личностного смысла, потенциальным носителем которого является такое понятие. У неслышащих юношей и девушек формирование понятий-символов имеет свою специфику, т.к. процесс интериоризации знаково-символической составляющей языка у них определенным образом трансформирован в силу. Для выявления отличительных особенностей формирования понятий символов у неслышащих необходимо разработать специальную методику Особенности диагностики символизации у неслышащих как раз и описаны в данной статье.
Скачать PDF

Символ и символизация: сходство и различия интерпретаций в контексте различных психологических подхо

Колтунова Елена Аркадьевна
Символизация процесс создания (на уровне общественного сознания) и освоения (на уровне индивидуального сознания) понятий-символов, концентрирующих в обобщенной форме значимость их специфических свойств как «сверхважных» или «сверхреальных». Понятия-символы имеют функцию, отличную от любого иного понятия, поскольку выступают в роли универсальных индикаторов, ориентирующих познающего субъекта на значимости того контекста, который должен быть не просто индифирентно воспринят, а нуждается в осмыслении, оценке, определенной интерпретации. В рамках различных психологических подходов проблема символизации рассматривается и оценивается по-разному. Анализ различных трактовок данной научной категории позволяет выйти на интегративный уровень понимания механизмов развития символов и символизации.
Скачать PDF

Нейропедагогика как выражение символизма биоэтики

Первушина Нина Андреевна, Осетрин Константин Евгеньевич
Стремительное развитие конвергентных технологий привело к широкой популярности нейронауки и, как следствие, к добавлению префикса «нейро-» к названию различных дисциплин. Педагогика не стала исключением. Нейропедагогика должна учитывать специфику эпистемологии нейроэтики, нейроэстетики и нейрофилософии. Вместе с тем префикс «нейро-» фиксирует направленность исследуемых воздействий на головной мозг и телесность, следовательно, фиксирует необходимость учитывать биоэтическую проблематику при реализации этих воздействий. Популярность позиций нейронауки в гуманитарных исследованиях есть символическая реакция на конвергентные технологии, что можно трактовать в качестве воплощений символизма биоэтики в современной культуре. Изложены отдельные методологические результаты выполнения проекта РГНФ № 15-03-00598.
Скачать PDF