См. символизм (3)
СИМВОЛИЗАЦИЯ
СИМВОЛИЗАЦИЯ
Символизация
психологическая операция, с помощью которой значимый и «болезненный» объект для личности может быть заменен другим, менее значимым, за счет наличия у них общих черт.
СИМВОЛИЗАЦИЯ (ЭТНИЧЕСКАЯ)
процесс проявления скрытого бессознательного в сознательном через поговорки, анекдоты, спонтанные реакции и т. д. Так, многочисленные анекдоты, рассказывающие о преимуществах одной нации над другой, - типичное проявление С. э.
Источник: Крысько В.Г., Фельдштейн Д.И. Этнопсихологический словарь. 1999
Символизация
символ как глубинный образ реальности, элемент «универсального языка бессознательного», содержащий в себе смысл реалий, может выступать средством наблюдения, познания, творчества. Символ — абстрактное образование. Он содержит в себе многозначный, чувственный материал с «бесконечной смысловой перспективой». Любой символ метафоричен, указывает на нечто такое, чем он не является. В социальных науках символ выступает как обобщающая структура, «идея явления».
Символ, прежде всего, влияет на эмоциональную сферу личности. Он убеждает человека не логикой, а вдохновением. Символ включает в активность механизм интуиции, так как заключает в себе тайну, загадку и способствует «превращению неизвестного в известное». При этом символизация выполняет и мотивационную функцию. Язык символов таинственный, многозначный, недоступный одной формулировке, содержательно неисчерпаемый. Символизация от других систем кодирования отличается тем, что в символе явное, очевидное содержание и скрытый смысл не совпадают. Решив задачу, человек сталкивается с новыми загадками в силу многозначности символа. Этот процесс бесконечен. Чем больше человек действует с символом, тем точнее результат — система мыслей о том предмете, который передан с помощью символики.
Символическое обозначение понятий и отношений между ними — одно из условий эвристического познания и творчества. Символизация, по определению З. Фрейда, — это процесс «превращения мысли в зрительные образы». Вместе с тем объектом символического превращения может стать любое явление, в том числе и сам образ. Поэтому возможности данного метода в системе эвристического познания мира практически безграничны.
Метод символизации заключается в расшифровке известных в традиционной культуре символов, в построении символа изучаемого объекта, в поиске связей между объектом и символом.
Задания:
1. Расшифровать, интерпретировать известные символы. Объектом исследования могут стать символы сказок, мифов, произведений искусства. Например, миф о Миневре — богине мудрости, наук, искусств и ремесел. Миф содержит три символа — сову, сумерки, темноту. Расшифровка символики: Сова вылетает в сумерках и безошибочно хватает «жертву» (механизм действия таланта, творчества); сумерки — неизвестное (творческая задача); способность видеть в темноте (интуиция). Полет совы безошибочен и бесшумен — максимальная вероятность достижения успеха.
Что происходит, когда человек преобразует содержание символа в мысль? Чувственное содержание символа превращается в форму образа. Образ, развиваясь, завершается идеей. Это уже «образная мысль», которая призывает к дальнейшим размышлениям и действиям. Символом человек отображает мысли, смыслы, которые доступны трактовке, старается раскрыть в символах таинственные ответы на многочисленные вопросы, он в действиях разворачивает символ в предметное содержание, творит предмет и в то же время «преобразует» себя.
2. После выяснения характера отношений в традиционной культуре символов и объектов (свет — символ добра, спираль — символ бесконечности, голубь — символ мира) предлагается символически перевоплотить сущность предмета изучения и изобразить его в любой системе кодирования. Стимулом для символического преобразования может стать любое понятие, слово, художественный текст, человек, отношение, настроение и т. д.
3. Зрительно–образное представление идеи, создание внутренней символической картины проблемной ситуации. (Барышева Т. А.)
Символ, прежде всего, влияет на эмоциональную сферу личности. Он убеждает человека не логикой, а вдохновением. Символ включает в активность механизм интуиции, так как заключает в себе тайну, загадку и способствует «превращению неизвестного в известное». При этом символизация выполняет и мотивационную функцию. Язык символов таинственный, многозначный, недоступный одной формулировке, содержательно неисчерпаемый. Символизация от других систем кодирования отличается тем, что в символе явное, очевидное содержание и скрытый смысл не совпадают. Решив задачу, человек сталкивается с новыми загадками в силу многозначности символа. Этот процесс бесконечен. Чем больше человек действует с символом, тем точнее результат — система мыслей о том предмете, который передан с помощью символики.
Символическое обозначение понятий и отношений между ними — одно из условий эвристического познания и творчества. Символизация, по определению З. Фрейда, — это процесс «превращения мысли в зрительные образы». Вместе с тем объектом символического превращения может стать любое явление, в том числе и сам образ. Поэтому возможности данного метода в системе эвристического познания мира практически безграничны.
Метод символизации заключается в расшифровке известных в традиционной культуре символов, в построении символа изучаемого объекта, в поиске связей между объектом и символом.
Задания:
1. Расшифровать, интерпретировать известные символы. Объектом исследования могут стать символы сказок, мифов, произведений искусства. Например, миф о Миневре — богине мудрости, наук, искусств и ремесел. Миф содержит три символа — сову, сумерки, темноту. Расшифровка символики: Сова вылетает в сумерках и безошибочно хватает «жертву» (механизм действия таланта, творчества); сумерки — неизвестное (творческая задача); способность видеть в темноте (интуиция). Полет совы безошибочен и бесшумен — максимальная вероятность достижения успеха.
Что происходит, когда человек преобразует содержание символа в мысль? Чувственное содержание символа превращается в форму образа. Образ, развиваясь, завершается идеей. Это уже «образная мысль», которая призывает к дальнейшим размышлениям и действиям. Символом человек отображает мысли, смыслы, которые доступны трактовке, старается раскрыть в символах таинственные ответы на многочисленные вопросы, он в действиях разворачивает символ в предметное содержание, творит предмет и в то же время «преобразует» себя.
2. После выяснения характера отношений в традиционной культуре символов и объектов (свет — символ добра, спираль — символ бесконечности, голубь — символ мира) предлагается символически перевоплотить сущность предмета изучения и изобразить его в любой системе кодирования. Стимулом для символического преобразования может стать любое понятие, слово, художественный текст, человек, отношение, настроение и т. д.
3. Зрительно–образное представление идеи, создание внутренней символической картины проблемной ситуации. (Барышева Т. А.)
Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014
СИМВОЛИЗАЦИЯ
SYMBOLIZATION) СИМВОЛИЗМ (SYMBOLISM)
Символизм есть форма непрямого, косвенного представления; символизация- уникальный, присущий только человеку психический процесс замещения одних образов другими идеационными образованиями, характеризующимися лишь отдаленным сходством с первичными представлениями - сходством, основанным на случайных, вторичных, малосущественных деталях. В широком смысле понятие символа относятся ко всем видам замены простого словесного выражения наблюдаемых и гипотетических явлений другими, непрямыми способами отражения - математическим, химическим, физическим, фонетическим, речевым и др. В психоанализе принято разграничивать два основных типа символического отражения явлений: 1) сравнительное (в виде знака или признака), когда соотношения между обозначаемым (понятием) и обозначающим средством (звуком, образом) строятся на основе общепринятых в данной культуре правил (соглашения), как это бывает в случае большинства употребляемых слов; 2) в виде символа, имеющего сознательную, 'явную' часть, но на самом деле отражающего скрытое, латентное, бессознательное психическое содержание. Во втором случае соотношение между символом и его содержанием основано на общем сходстве либо аналогии. Так, например, образ дома может отражать человеческое тело, вид башни - пенис и т.п. Подобные косвенные и непроизвольные элементы понятия символ лингвистом де Соссюром (1966) обозначены как мотивационные. Именно этот - мотивационный - смысл вкладывал в понятие символа и Фрейд. С его точки зрения, символическое значение выявляется посредством ассоциаций, нередко весьма неопределенных, а потому трудноразличимых.
Если знак '...как средство общения связан с торможением разрядки, препятствием но ее пути... то символ при вытеснении либо искажении бессознательного содержания имеет возможность 'разрядиться' прямым, непосредственным образом' (Beres, 1960, с. 330). Различия между знаком и символом, а также сознательными и бессознательными символическими процессами подробно изучены в работах Пиаже (1962), Вернера и Каплан (1984).
Символы могут рассматриваться как некие 'заменители' языкового выражения (чисто конвенциональной системы) или же сознательной либо бессознательной организации мышления, проявляющегося в виде свободных ассоциаций. Язык, знаковая система и упорядоченное мышление, напротив, являются подвидами врожденной способности к репрезентации (символизации в широком смысле), с помощью которых они могут реализовываться и сохраняться.
Интерес к проблеме символа в психоаналитической теории имеет длительную историю; он восходит к наблюдениям Фрейда, выявившего параллели между представлениями у людей примитивных культур и невротическими симптомами и символическими сновидениями у современников. Все виды символов Фрейд понимал как следствие бессознательных первичных процессов, направленных на снижение уровня тревоги (с помощью вытеснения неприемлемых для индивида желаний и мыслей). Символообразование сдерживает разрядку напряжения, возникающую между побуждениями и возможными реакциями. Символы призваны смещать желания с запретных объектов на объекты-'зоменители', обеспечивая тем самым непосредственное удовлетворение. Компромисс, достигаемый частичной экспрессией с помощью символов, служит как индивиду, так и культуре.
Фрейд отмечал, что основными объектами символического выражения являются функции тела и его отдельных частей, сексуальность, семья, а также рождение и смерть, что, в частности, подтверждается содержанием конфликтов, симптоматики и проблем пациентов. В более поздних психоаналитических концепциях учитываются также способы самораскрытия Самости (Ricoeur, 1970). Специфическое символооброзование в структуре нарушений мышления, расстройств настроения и характера можно интерпретировать кок усилия индивида заново обрести утраченные объекты или восстановить утраченную упорядоченность - упорядоченность, достигнутую благодаря способности человека к символизации в широком смысле слова.
Ранние убеждения Фрейда относительно универсального, врожденного характера символов и первичных фантазий в настоящее время подвергаются существенному пересмотру. Принято считать, что сходство основных символических образов в различных культурах связано с общностью человеческого опыта как такового, с формами выражения детской любознательности и, наконец, с собственно когнитивными процессами, задействованными в символооброзовании. Однако, как отмечал Фрейд (1918), когнитивные процессы не всегда соответствуют схемам, связанным с индивидуальным опытом. В подобных случаях символы могут отражать не только отсутствующие в прошлом опыте индивида события, но и отдельные аспекты 'перспективы'. Иными словами, подмеченные Фрейдом схемы когнитивных процессов детерминированы не столько прошлым опытом индивида, сколько моделью, состоящей из компонентов кок прошлого, ток и 'будущего' (Smith, 1976).
Несмотря на отсутствие прямых связей между символами и образованием ассоциаций, знание и осторожное использование бессознательных характеристик символа может стать важным подспорьем в понимании различных конфликтов пациента. Символизм всегда сочетается с неоднозначностью интерпретаций и поэтому требует учета всех допустимых значений символа, приобретающего конкретное выражение только в общем контексте защитных либо адаптивных процессов. Исходя из общетеоретических положений, определенные аспекты междисциплинарного изучения символизма должны включать в себя проблемы формирования и раннего развития процессов символизации, соотношений между символическими формами выражения состояний сознания, а также степени вовлеченности конфликтных образований в процессы символизации.
Символизм есть форма непрямого, косвенного представления; символизация- уникальный, присущий только человеку психический процесс замещения одних образов другими идеационными образованиями, характеризующимися лишь отдаленным сходством с первичными представлениями - сходством, основанным на случайных, вторичных, малосущественных деталях. В широком смысле понятие символа относятся ко всем видам замены простого словесного выражения наблюдаемых и гипотетических явлений другими, непрямыми способами отражения - математическим, химическим, физическим, фонетическим, речевым и др. В психоанализе принято разграничивать два основных типа символического отражения явлений: 1) сравнительное (в виде знака или признака), когда соотношения между обозначаемым (понятием) и обозначающим средством (звуком, образом) строятся на основе общепринятых в данной культуре правил (соглашения), как это бывает в случае большинства употребляемых слов; 2) в виде символа, имеющего сознательную, 'явную' часть, но на самом деле отражающего скрытое, латентное, бессознательное психическое содержание. Во втором случае соотношение между символом и его содержанием основано на общем сходстве либо аналогии. Так, например, образ дома может отражать человеческое тело, вид башни - пенис и т.п. Подобные косвенные и непроизвольные элементы понятия символ лингвистом де Соссюром (1966) обозначены как мотивационные. Именно этот - мотивационный - смысл вкладывал в понятие символа и Фрейд. С его точки зрения, символическое значение выявляется посредством ассоциаций, нередко весьма неопределенных, а потому трудноразличимых.
Если знак '...как средство общения связан с торможением разрядки, препятствием но ее пути... то символ при вытеснении либо искажении бессознательного содержания имеет возможность 'разрядиться' прямым, непосредственным образом' (Beres, 1960, с. 330). Различия между знаком и символом, а также сознательными и бессознательными символическими процессами подробно изучены в работах Пиаже (1962), Вернера и Каплан (1984).
Символы могут рассматриваться как некие 'заменители' языкового выражения (чисто конвенциональной системы) или же сознательной либо бессознательной организации мышления, проявляющегося в виде свободных ассоциаций. Язык, знаковая система и упорядоченное мышление, напротив, являются подвидами врожденной способности к репрезентации (символизации в широком смысле), с помощью которых они могут реализовываться и сохраняться.
Интерес к проблеме символа в психоаналитической теории имеет длительную историю; он восходит к наблюдениям Фрейда, выявившего параллели между представлениями у людей примитивных культур и невротическими симптомами и символическими сновидениями у современников. Все виды символов Фрейд понимал как следствие бессознательных первичных процессов, направленных на снижение уровня тревоги (с помощью вытеснения неприемлемых для индивида желаний и мыслей). Символообразование сдерживает разрядку напряжения, возникающую между побуждениями и возможными реакциями. Символы призваны смещать желания с запретных объектов на объекты-'зоменители', обеспечивая тем самым непосредственное удовлетворение. Компромисс, достигаемый частичной экспрессией с помощью символов, служит как индивиду, так и культуре.
Фрейд отмечал, что основными объектами символического выражения являются функции тела и его отдельных частей, сексуальность, семья, а также рождение и смерть, что, в частности, подтверждается содержанием конфликтов, симптоматики и проблем пациентов. В более поздних психоаналитических концепциях учитываются также способы самораскрытия Самости (Ricoeur, 1970). Специфическое символооброзование в структуре нарушений мышления, расстройств настроения и характера можно интерпретировать кок усилия индивида заново обрести утраченные объекты или восстановить утраченную упорядоченность - упорядоченность, достигнутую благодаря способности человека к символизации в широком смысле слова.
Ранние убеждения Фрейда относительно универсального, врожденного характера символов и первичных фантазий в настоящее время подвергаются существенному пересмотру. Принято считать, что сходство основных символических образов в различных культурах связано с общностью человеческого опыта как такового, с формами выражения детской любознательности и, наконец, с собственно когнитивными процессами, задействованными в символооброзовании. Однако, как отмечал Фрейд (1918), когнитивные процессы не всегда соответствуют схемам, связанным с индивидуальным опытом. В подобных случаях символы могут отражать не только отсутствующие в прошлом опыте индивида события, но и отдельные аспекты 'перспективы'. Иными словами, подмеченные Фрейдом схемы когнитивных процессов детерминированы не столько прошлым опытом индивида, сколько моделью, состоящей из компонентов кок прошлого, ток и 'будущего' (Smith, 1976).
Несмотря на отсутствие прямых связей между символами и образованием ассоциаций, знание и осторожное использование бессознательных характеристик символа может стать важным подспорьем в понимании различных конфликтов пациента. Символизм всегда сочетается с неоднозначностью интерпретаций и поэтому требует учета всех допустимых значений символа, приобретающего конкретное выражение только в общем контексте защитных либо адаптивных процессов. Исходя из общетеоретических положений, определенные аспекты междисциплинарного изучения символизма должны включать в себя проблемы формирования и раннего развития процессов символизации, соотношений между символическими формами выражения состояний сознания, а также степени вовлеченности конфликтных образований в процессы символизации.
Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Б.Д. Файна. 2000