СИМВОЛИКА

Предыдущий термин:
СИМВОЛИЗМ ЗВУКОВОЙ

Следующий термин:
СИМВОЛИКА СИМПТОМА

Содержание:

Найдено 2 определения термина СИМВОЛИКА

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

СИМВОЛИКА

образное выражение связи между отдельными явлениями и предметами, находящее свое отражение в различных областях человеческой культуры; в психоанализе – образное выражение бессознательного желания, влечения, конфликта, а также отношение связи между явным содержанием психических образований и их скрытым смыслом.

   В мифологии, науке и искусстве нет единой точки зрения на понимание символики вообще и символа в частности. Тем не менее различные специалисты сходятся в одном: символика многослойна и уходит своими корнями в предысторию развития человечества; символ включает в себя предметный образ и глубинный смысл, между которыми существует несомненная связь.

   З. Фрейд обратился к проблеме символики в связи с рассмотрением природы сновидений и их интерпретацией. На начальном этапе своей исследовательской и терапевтической деятельности проблематика символики не представлялась ему значительной и поэтому в первом издании работы «Толкование сновидений» (1900) она занимала скромное место. Однако по мере развития психоанализа данная проблематика стала приобретать важное значение и в последующих изданиях этой работы ей стало уделяться большее внимание. Так, в 1911 г. в предисловии к третьему изданию «Толкования сновидений» З. Фрейд отмечал, что благодаря собственному опыту и работам В. Штекеля он научился «правильнее оценивать объем и значение символики в сновидении (или, вернее, в бессознательном мышлении)».

   Делая обзор научной литературы по вопросу о сновидениях на страницах первой части «Толкования сновидений», З. Фрейд сослался на философа К. Шернера, который в книге «Жизнь снов» (1961) рассмотрел присущую сновидениям символику. В частности, он отметил характерное для К. Шернера представление о фантазии в сновидении как обладающей всеобщим символом – домом, за которым скрывается человеческий организм в целом.

   З. Фрейд обратил внимание на существовавшие в то время методы толкования сновидений. Один из методов относится к символическому толкованию, при котором содержание сновидения рассматривается как нечто целое и заменяется другим, в некоторых отношениях аналогичным содержанием. Успех такого толкования зависит от интуиции субъекта, и поэтому, как замечал основатель психоанализа, «толкование сновидения при помощи символики вполне зависит от искусства, связанного, очевидно, с особым талантом».

   Предлагая научный метод толкования сновидений, отличный от ранее распространенного символического, З. Фрейд не отверг символику как таковую. Напротив, отталкиваясь от соответствующих представлений К. Шернера, он согласился с тем, что в сновидении может находить отражение символизация физических раздражений и телесных органов. Вместе с тем для З. Фрейда сновидение – это психический феномен, мотивом образования которого служит желание человека, и, следовательно, рассмотренная им символика соотносилась не с символизацией отдельных физических раздражений, а с общечеловеческой символикой, относящейся к культуре как таковой. Отмечая данное обстоятельство, основатель психоанализа заметил, что «эта символика относится не к самим сновидениям, а к бессознательным представлениям народа и может быть констатирована гораздо полнее в фольклоре, мифах, сагах, языке, пословицах и поговорках».

   По мнению З. Фрейда, сновидение пользуется символикой для маскировки образования скрытых его мыслей. Необходимо только учитывать, что символика сновидений весьма изобретательна и наиболее употребительные символы, особенно сексуальные, не всегда содержат в себе один смысл. Причем наблюдается удивительное несоответствие: «обозначаемых содержаний немного, символы же для них чрезвычайно многочисленны, так что каждое из этих содержаний может быть выражено большим числом почти равнозначных символов».

   В «Лекциях по введению в психоанализ» (1916/17) З. Фрейд уделил особое внимание символической проблематике. В одной из его лекций, названной «Символика сновидений», подчеркивалось, что символика является самой примечательной частью в психоаналитической теории сновидения. Здесь же он уточнил смысл используемых в психоанализе понятий «символический» и «символ» применительно к сновидениям: первое понятие подразумевало «постоянное отношение между элементом сновидения и его переводом»; второе – «сам элемент сновидения».

   Символы имеют устоявшиеся в культуре переводы, восходящие к античности. Их знание позволяет аналитику толковать сновидения пациентов, особенно в том случае, когда он знает историю пациента, условия, в которых тот живет, и полученные им до сновидения впечатления. Однако основанное на знании символов толкование не является техникой, способной заменить технику свободного ассоциирования. Как подчеркивал З. Фрейд, «символическое толкование является только дополнением к ней и дает ценные результаты лишь в сочетании с ассоциативной техникой».

   Символический способ выражения в сновидениях – это только один пласт символики. В действительности область символики обширна, о чем свидетельствуют мифы, народные сказки, песни. Фактически речь идет о том, что символика является древним способом выражения, во многом утраченным современниками, хотя распространение символики в религии, искусстве, языке несомненно. Это дает основания для завязывания отношений между психоанализом и многими гуманитарными науками – мифологией, фольклором, религиоведением, искусствоведением, языкознанием, психологией народов.

   Представления З. Фрейда о символике нашли отклик в работах ряда психоаналитиков, включая К. Абрахама, Э. Джонса, О. Ранка, В. Штеке-ля. Первоначально разделявший идеи основателя психоанализа К.Г. Юнг в работе «Либидо, его метаморфозы и символы» (1912) не только указал на символическую природу снов, но и показал, что язык первоначально являлся системой знаков или символов, обозначающих действительные события или их отзвук в человеческой душе, а «открытая Фрейдом символика оказывается выражением мышления и влечения, мощно влиявших и господствовавших некогда над прошлыми культурными эпохами, выражением, ныне сведенным к сновидению, ошибочному действию и душевному расстройству». Правда, впоследствии он упрекал З. Фрейда за то, что тот не провел различий между знаком и символом и имел дело с семиотическим, а не символическим пониманием бессознательного. Однако именно обращение к символике послужило толчком к выдвижению К.Г. Юнгом концепций коллективного бессознательного и его архетипов.    

Оцените определение:

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу, 2010 г

СИМВОЛИКА

согласно З. Фрейду - форма мышления, психический механизм, который обеспечивает замещение одних образов и эмоционально окрашенных (либидинозных) представлений другими.

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

Найдено научных статей по теме — 11

Читать PDF

Символика Самары и самарского края: о цветовой палитре художника В. З. Пурыгина (по материалам конфе

Чечина О.Н.
Статья посвящается научно-практической конференции «Творчество В.З.
Читать PDF

Символика развития личности пожилого человека в народных волшебных сказках

Злобин Юрий Дмитриевич
Представлен анализ народных волшебных сказок, героями которых являются люди пожилого возраста.
Читать PDF

Цветовая символика и её применение в учебно-познавательной деятельности студентов

Закирова Х.Д., Газиев Э.Г., Рухиева Х.А.
Статья посвящена изучению символики и особенности воздействия отдельных цветов на личность. В данной работе представлены результаты тестирования студентов с использованием теста М.Люшера.
Читать PDF

Архетипическая символика в рекламной коммуникации

Кошлякова Мария Оскаровна
Реклама это форма коммерческой коммуникации, использующая современные информационные технологии воздействия на общественное и индивидуальное сознание, которые связаны с открытиями К.Г. Юнга.
Читать PDF

Символика семьи в структуре социальных представлений россиян о Родине

Соловьева Анна Николаевна, Соловьева Татьяна Алексеевна
Социальные представления о Родине анализируются в статье в качестве формы коллективного знания, помогающего человеку осмыслить окружающую социальную действительность.
Читать PDF

Символика света в уставной православной иконописи

Никольский Михаил Викторович
Рассматриваются особенности символики света в уставной православной иконописи. Выявлены и обоснованы четыре символических способа выражения света в иконе.
Читать PDF

Влияние символики древнерусской живописи на развитие художественного сознания

Пархоменко М.В.
Читать PDF

О тотеме и тотемной символике

Кошлякова М.О.
Читать PDF

Воспитательный потенциал культурной символики в социальной рекламе

Кузьмина Олеся Владимировна
В статье показано, что воспитательные возможности культурной символики в максимальной степени востребованы социальной рекламой, которая является сегодня эффективным средством профилактики и коррекции
Читать PDF

Патриотическое воспитание учащейся молодежи средствами государственной символики России

Омаров Омархан Нурмагомедович
В статье раскрывается актуальность патриотического воспитания средствами государственной символики России.
Читать PDF

Патриотическое воспитание учащейся молодежи средствами государственной символики России

Омаров Омархан Нурмагомедович
В статье раскрывается актуальность патриотического воспитания средствами государственной символики России.

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!