СИМВОЛИЗМ ЗВУКОВОЙ СИМВОЛИКА СИМПТОМА

СИМВОЛИКА

Найдено 2 определения термина СИМВОЛИКА

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

СИМВОЛИКА

образное выражение связи между отдельными явлениями и предметами, находящее свое отражение в различных областях человеческой культуры; в психоанализе – образное выражение бессознательного желания, влечения, конфликта, а также отношение связи между явным содержанием психических образований и их скрытым смыслом.

   В мифологии, науке и искусстве нет единой точки зрения на понимание символики вообще и символа в частности. Тем не менее различные специалисты сходятся в одном: символика многослойна и уходит своими корнями в предысторию развития человечества; символ включает в себя предметный образ и глубинный смысл, между которыми существует несомненная связь.

   З. Фрейд обратился к проблеме символики в связи с рассмотрением природы сновидений и их интерпретацией. На начальном этапе своей исследовательской и терапевтической деятельности проблематика символики не представлялась ему значительной и поэтому в первом издании работы «Толкование сновидений» (1900) она занимала скромное место. Однако по мере развития психоанализа данная проблематика стала приобретать важное значение и в последующих изданиях этой работы ей стало уделяться большее внимание. Так, в 1911 г. в предисловии к третьему изданию «Толкования сновидений» З. Фрейд отмечал, что благодаря собственному опыту и работам В. Штекеля он научился «правильнее оценивать объем и значение символики в сновидении (или, вернее, в бессознательном мышлении)».

   Делая обзор научной литературы по вопросу о сновидениях на страницах первой части «Толкования сновидений», З. Фрейд сослался на философа К. Шернера, который в книге «Жизнь снов» (1961) рассмотрел присущую сновидениям символику. В частности, он отметил характерное для К. Шернера представление о фантазии в сновидении как обладающей всеобщим символом – домом, за которым скрывается человеческий организм в целом.

   З. Фрейд обратил внимание на существовавшие в то время методы толкования сновидений. Один из методов относится к символическому толкованию, при котором содержание сновидения рассматривается как нечто целое и заменяется другим, в некоторых отношениях аналогичным содержанием. Успех такого толкования зависит от интуиции субъекта, и поэтому, как замечал основатель психоанализа, «толкование сновидения при помощи символики вполне зависит от искусства, связанного, очевидно, с особым талантом».

   Предлагая научный метод толкования сновидений, отличный от ранее распространенного символического, З. Фрейд не отверг символику как таковую. Напротив, отталкиваясь от соответствующих представлений К. Шернера, он согласился с тем, что в сновидении может находить отражение символизация физических раздражений и телесных органов. Вместе с тем для З. Фрейда сновидение – это психический феномен, мотивом образования которого служит желание человека, и, следовательно, рассмотренная им символика соотносилась не с символизацией отдельных физических раздражений, а с общечеловеческой символикой, относящейся к культуре как таковой. Отмечая данное обстоятельство, основатель психоанализа заметил, что «эта символика относится не к самим сновидениям, а к бессознательным представлениям народа и может быть констатирована гораздо полнее в фольклоре, мифах, сагах, языке, пословицах и поговорках».

   По мнению З. Фрейда, сновидение пользуется символикой для маскировки образования скрытых его мыслей. Необходимо только учитывать, что символика сновидений весьма изобретательна и наиболее употребительные символы, особенно сексуальные, не всегда содержат в себе один смысл. Причем наблюдается удивительное несоответствие: «обозначаемых содержаний немного, символы же для них чрезвычайно многочисленны, так что каждое из этих содержаний может быть выражено большим числом почти равнозначных символов».

   В «Лекциях по введению в психоанализ» (1916/17) З. Фрейд уделил особое внимание символической проблематике. В одной из его лекций, названной «Символика сновидений», подчеркивалось, что символика является самой примечательной частью в психоаналитической теории сновидения. Здесь же он уточнил смысл используемых в психоанализе понятий «символический» и «символ» применительно к сновидениям: первое понятие подразумевало «постоянное отношение между элементом сновидения и его переводом»; второе – «сам элемент сновидения».

   Символы имеют устоявшиеся в культуре переводы, восходящие к античности. Их знание позволяет аналитику толковать сновидения пациентов, особенно в том случае, когда он знает историю пациента, условия, в которых тот живет, и полученные им до сновидения впечатления. Однако основанное на знании символов толкование не является техникой, способной заменить технику свободного ассоциирования. Как подчеркивал З. Фрейд, «символическое толкование является только дополнением к ней и дает ценные результаты лишь в сочетании с ассоциативной техникой».

   Символический способ выражения в сновидениях – это только один пласт символики. В действительности область символики обширна, о чем свидетельствуют мифы, народные сказки, песни. Фактически речь идет о том, что символика является древним способом выражения, во многом утраченным современниками, хотя распространение символики в религии, искусстве, языке несомненно. Это дает основания для завязывания отношений между психоанализом и многими гуманитарными науками – мифологией, фольклором, религиоведением, искусствоведением, языкознанием, психологией народов.

   Представления З. Фрейда о символике нашли отклик в работах ряда психоаналитиков, включая К. Абрахама, Э. Джонса, О. Ранка, В. Штеке-ля. Первоначально разделявший идеи основателя психоанализа К.Г. Юнг в работе «Либидо, его метаморфозы и символы» (1912) не только указал на символическую природу снов, но и показал, что язык первоначально являлся системой знаков или символов, обозначающих действительные события или их отзвук в человеческой душе, а «открытая Фрейдом символика оказывается выражением мышления и влечения, мощно влиявших и господствовавших некогда над прошлыми культурными эпохами, выражением, ныне сведенным к сновидению, ошибочному действию и душевному расстройству». Правда, впоследствии он упрекал З. Фрейда за то, что тот не провел различий между знаком и символом и имел дело с семиотическим, а не символическим пониманием бессознательного. Однако именно обращение к символике послужило толчком к выдвижению К.Г. Юнгом концепций коллективного бессознательного и его архетипов.    

Оцените определение:

Источник: Словарь-справочник по психоанализу

СИМВОЛИКА

согласно З. Фрейду - форма мышления, психический механизм, который обеспечивает замещение одних образов и эмоционально окрашенных (либидинозных) представлений другими.

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

Найдено научных статей по теме — 8

Символика Самары и самарского края: о цветовой палитре художника В. З. Пурыгина (по материалам конфе

Чечина О.Н.
Статья посвящается научно-практической конференции «Творчество В.З.Пурыгина и проблемы развития отечественной пейзажной живописи второй половины XX начала XXI века» К 65-летию со дня рождения художника. Статья анализирует некоторые экспериментальные данные.
Скачать PDF

Символика развития личности пожилого человека в народных волшебных сказках

Злобин Юрий Дмитриевич
Представлен анализ народных волшебных сказок, героями которых являются люди пожилого возраста. Исследуется последовательность развития личности главного героя, символизирующего процесс трансформации Эго. Волшебные сказки отличает «народная мудрость», в которой содержатся сведения о психологии людей пожилого возраста. Характерным становится парадоксальное поведение, способность освободиться от иллюзий и личных амбиций
Скачать PDF

Цветовая символика и её применение в учебно-познавательной деятельности студентов

Закирова Х.Д., Газиев Э.Г., Рухиева Х.А.
Статья посвящена изучению символики и особенности воздействия отдельных цветов на личность. В данной работе представлены результаты тестирования студентов с использованием теста М.Люшера.
Скачать PDF

Архетипическая символика в рекламной коммуникации

Кошлякова Мария Оскаровна
Реклама это форма коммерческой коммуникации, использующая современные информационные технологии воздействия на общественное и индивидуальное сознание, которые связаны с открытиями К.Г. Юнга. Введение таких понятий, как «личное и коллективное бессознательное», «архетип», создали предпосылки для нового понимания сюжетной линии рекламного продукта. В рекламной коммуникации используются психологические и культурные архетипы, на базе которых функционируют приемы создания рекламных персонажей, воплощающих культурные и социальные типажи. В заключение мы проиллюстрируем наши тезисы примерами из рекламного издания фирмы «Зевс Трэвел» «Греция / лето 2010».
Скачать PDF

Символика семьи в структуре социальных представлений россиян о Родине

Соловьева Анна Николаевна, Соловьева Татьяна Алексеевна
Социальные представления о Родине анализируются в статье в качестве формы коллективного знания, помогающего человеку осмыслить окружающую социальную действительность. Статья основана на данных эмпирического исследования возрастных параметров, гендерных различий и территориальных (городских и сельских) факторов складывания и репрезентации представлений о Родине жителей Архангельской области. В ходе исследования выявлены универсальные модели интерпретации Родины (связь индивидуальной и родовой истории, земля природа дом, место рождения, патриотические чувства, эмоциональное притяжение), формирующие символическое ядро социальных представлений. Источником формирования представлений о Родине у различных групп является личный опыт современной российской реальности, интерпретируемой как набор объективных факторов и субъективных переживаний.
Скачать PDF

Влияние символики древнерусской живописи на развитие художественного сознания

Пархоменко М.В.
Скачать PDF

О тотеме и тотемной символике

Кошлякова М.О.
Скачать PDF

Воспитательный потенциал культурной символики в социальной рекламе

Кузьмина Олеся Владимировна
В статье показано, что воспитательные возможности культурной символики в максимальной степени востребованы социальной рекламой, которая является сегодня эффективным средством профилактики и коррекции девиантного поведения молодежи
Скачать PDF