Символическое мышление, нарушающее общение это что такое Символическое мышление, нарушающее общение: определение — Психология.НЭС
СИМВОЛИЧЕСКОЕ СИМВОЛИЧЕСКОЕ ОТОБРАЖЕНИЕ

Символическое мышление, нарушающее общение

Найдено 1 определение:

Символическое мышление, нарушающее общение

в психиатрии симптом нарушения ассоциативного процесса, выражающийся в патологической склонности наделять понятия иным, чем принято в обществе, смыслом. О. становится непродуктивным, поскольку больной не заботиться о том, понятен ли собеседнику скрытый смысл его выражений и слов. Часто он оперирует словами, к-рые выдумал сам (неологизмы), не давая каких-либо пояснений и четких определений. Понимание сказанного особенно затруднено из-за того, что смысл символических понятий может неоднократно меняться (так цифра 7 трактуется, то как имя Семен, то как размер зарплаты, то как символ смерти). Часто одним и тем же символическим содержанием наделяются разные слова и понятия (так символами гармонии и здоровья, больной одновр. называет 7 цветов радуги, 7 нот и 7 шейных позвонков). Такие мыслительные построения осуществляются неосознанно, автоматически, и больной неспособен усилием воли перейти на более простой и адаптивный стиль выражения своих идей. Чаще всего символическое мышление выступает как стойкий необратимый симптом шизофрении. При шизоидной психопатии это расстройство бывает выражено мягко, лишь отчасти затрудняет О. и не прогрессирует. Лит.: Критская В. П., Мелешко Т. К., Поляков Ю. Ф. Патология психической деятельности при шизофрении: Мотивация, общение, познание. М., 1991; Bleuler E. Руководство по психиатрии. 1993. Ю. Г. Тюльпин
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

Найдено рефератов по теме Символическое мышление, нарушающее общение — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Исследование понятийного мышления в общении, опосредствованном компьютером

Бабанин Л.Н., Нафтульев А.И.
Анализируется психологические представления о понятии как структурном компоненте понятийного мышления. Обосновывается, что словесное значение является не статическим образованием, а динамическим: лексическое значение есть процесс его построения. Предлагается под понятием понимать структурный компонент значения экспериментального исследования. Разработан сценарий работы с понятием на основе метода определения понятия. Этот сценарий включает в себя производство первичных определений (суждений о понятии), производство оригинальных определений, анализ данных определений и производство уточняющих определений. Достоинством методики является возможность ее реализации как человеком-экспериментатором, так и компьютером. В проведенном исследовании, апробирующем методику, анализировалась специфика понятийного мышления в общении, опосредствованном компьютером, по сравнению с непосредственным общением с экспериментатором. Слова, используемые в психологическом эксперименте, подобраны с помощью Словаря ассоциативных норм русского языка и Словаря русского языка. В эксперименте приняло участие около 120 испытуемых. При анализе учитывалось число определений, количество признаков определяемого слова, изменение состава признаков, вариации предметной отнесенности слова. В результате исследования получено, что при опосредствовании компьютером понятийное мышление направлено на отработку определений одного содержания, оно относительно одноплановое, в то время как в диалоге с экспериментатором оно связано с анализом различных содержаний, т.е. более многоплановое. Установлен новый феномен понятийного мышления вариативность понятийного компонента словесного значения в зависимости от условий деятельности.
Скачать PDF

Связь мышления и общения в контексте психологии как практикоориентированной науки

Курбанова А.Т.
В статье представлена теоретическая концепция и экспериментальная методика изучения преобразующего воздействия на классификационное мышление взрослых за счёт его связи-единства с общением. Подобный подход отвечает принципам практикоориентированной психологической науки, изучающей возможности оказания воздействия с целью совершенствования.Connection of thinking and communication in the context of psychology as a science oriented on practice.The article presents a theoretical concept and an experimental method of learning the transformative impact on the classificative adult thinking by its connection-unity with communication. This approach is based on principles of psychological science oriented on practice which studies the possibilities of influence with the purpose of improvement.
Скачать PDF

Феномен селфи и символическое мышление

Цветкова Наталья Афанасьевна, Демидов Дмитрий Леонидович
Социальный феномен новейшего времени девушки и юноши, делающие фотографии самих себя, до сих пор изучался с теоретико-аналитических позиций. В данной работе проведено эмпирическое исследование символического, опирающегося на не описываемые набором слов образы мышления у лиц со склонностью делать и размещать в сети Интернет так называемые селфи. Показано, что, хотя количественно и качественно символическое мышление у основной группы развито лучше, чем у группы сравнения, структура представлений о мире (добре, зле, морали) в обеих группах далека от гармоничной.
Скачать PDF

Взаимосвязь развития наглядно-образного мышления, способности к символическому опосредствованию и ди

Коконцева Е.В.
В дошкольном возрасте перед ребенком встает необходимость изучения свойств предметов и способов взаимодействия с ними, выделения существенных связей между предметами и явлениями, использование их. Помимо этого, изменяется так же и содержание мышления дошкольников, развивается игровая деятельность, возникают различные формы продуктивной деятельности, осуществление которых требует познания новых сторон и свойств предметов. Такое изменение содержания мышления требует более совершенных его форм, обеспечивающих возможность преобразовывать ситуацию в плане представлений, с оперированием наглядно-образным мышлением. Помимо этого, наглядно-образное мышление становится существенным этапом в становлении последующих форм мышления, в частности понятийного, столь необходимого в реализации учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Именно поэтому, при изучении мышления дошкольника, мы считаем необходимым уделить внимание наглядно-образному мышлению, качественно своеобразному и необходимому в развитии дошкольника.
Скачать PDF

Культурно-образовательный контекст развития предметной ориентации мышления

Горбачёва Е.И.
Скачать PDF

Коммуникация и магическое мышление

Субботский Е.
Скачать PDF

ОСОБЕННОСТИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ КОНСТРУКТОВ Дж. КЕЛЛИ

Дмитриева Л.Г., Солонина Е.Л.
Скачать PDF

Эмоциогенность общения «врач пациент» как коммуникативная проблема устного медицинского дискурса

Жура Виктория Валентиновна
В статье проводится изучение эмоциогенности устного медицинского дискурса как одного из факторов, осложняющих коммуникацию врача с пациентом. Целью работы стало определение аспектов эмоциогенности данного дискурса. К ним отнесены эмоционально заряженные темы, дискурсивные эмоции его участников, способы реагирования на них врачом и пациентом. Установлены особенности вербализации эмоций врачом и пациентом, их дезорганизующее влияние на развитие устного медицинского дискурса, определены способы оптимизации коммуникации.
Скачать PDF

Психолого-педагогические условия преодоления трудностей общения младших школьников

Габуева Е.М., Непомнящий А.В.
Скачать PDF

Из опыта коррекционной работы в сфере детского общения

Борисова Н.П., Габуева Е.М.
Скачать PDF

К вопросу о сущности образа страха в мифологическом мышлении

Сапожникова Ирина Владимировна
В статье рассматриваются сущность и формы проявления страха в первобытной культуре. Особое внимание уделяется выявлению общих тенденций и принципов в понимании сущности страха и его образов, его основаниям и влиянию на общество. The article is devoted to the problem of essence and forms of the image of fear in primitive mentality. The work reveals general and unusual tendencies in primitive mentality and their influence on the development of culture.
Скачать PDF

Продуктивность мышления в аспекте индивидуальных особенностей структурной организации когнитивной сф

Ахметова Л.В.
Индивидуальные особенности структурной организации когнитивной сферы личности находятся в тесной взаимосвязи с продуктивностью мышления учащихся. Результаты дисциплинарно-специфических и общих учебных достижений единого государственного экзамена (ЕГЭ) учащихся могут выступать в качестве объективных показателей продуктивности их индивидуального мышления. Установлено, что оптимальное соотношение детерминант когнитивного развития учащихся оказывает существенное влияние на продуктивность мышления.The individual particularities of the cognitive sphere structural organization of a personality are in close connection with the students thinking productivity. The results of discipline, specific and common students achievements at CSE (Common State Examination) may be used as the markers of their individual thinking productivity. It was proved that the determinants balanced correlation of the students cognitive development influences greatly the thinking productivity
Скачать PDF

Похожие термины: