СИМВОЛА РАЗРАБОТКИ ТЕСТ

Найдено 1 определение
СИМВОЛА РАЗРАБОТКИ ТЕСТ
(Symbol Elaboration Test) — проективная методика исследования личности. Опубликован Д. Кроут в 1950 г. С. р. т. предназначен для обследования лиц в возрасте от 6 до 69 лет, возможно групповое обследование.
В качестве стимульного материала в С. р. т. используются 11 графических знаков, которым придается символическое значение: 1) полукруг; 2) две полуокружности, располагающиеся одна против другой; 3) пара полуокружностей, одна из которых меньшего
диаметра и находится внутри большей; 4) одна прямая линия (вертикаль); 5) перекрещивающиеся прямые линии; 6) прямая вертикальная линия «накрыта» полуокружностью; 7) две прямые линии и полуокружность; 8) знак в виде буквы U с небольшим разрывом
внизу; S) аморфная заштриховка; 30) разбросанные по белому полю знаки в виде перевернутой буквы V; 11) знак в виде линии с зубцами («молния»).
Сначала обследуемому предлагают выполнить рисунок на свободную тему. Затем он получает 11 листов с графическими знаками. Его просят изобразить что-либо, используя, по-возможности, эти стимулы. После того как рисунки завершены, нужно письменно
ответить на следующие вопросы: Что нарисовано? Трудно или легко было рисовать? Нравится ли получившийся рисунок? Какое настроение он выражает? Также требуется описать в деталях особенности изображенных людей или животных и указать, что они
делают, думают или чувствуют. Наконец, обследуемый рассказывает о том, какие чувства испытывает, глядя на рисунок, и что он ему напоминает.
Интерпретация полученных данных осуществляется на основе учета формально-стилевых особенностей рисунка, его содержания и словесного отчета обследуемого. При этом решающее значение придается анализу содержания, которое раскрывается во взаимосвязи
с символикой, приписываемой графическим знакам. Напр., первый стимул — «женское начало» — заимствован автором у 3. Фрейда, предположившего, что округлые формы ассоциируются с женственностью. Четвертый стимул — «мужское начало». Седьмой стимул,
как предполагается, символизирует особенности взаимодействия женского и мужского начал. Теоретические положения, на которые опирается автор теста, предполагают существование некоторых достаточно общих (хотя бы для одной культуры) символов.
Последние влияют на поведение индивидуума, актуализируя в памяти элементы опыта, являющегося, с одной стороны, индивидуальным, а с другой — частью общего опыта многих людей. Такой стимул-символ обычно действует как своего рода намек, ибо он,
как правило, далек от реальности. Приписываемое Д. Кроут символическое значение стимулам теста следует рассматривать исключительно в качестве гипотезы.
Данные о валидности теста, приводимые автором, неубедительны в силу субъективности критериев валидизации.
Сведений об использовании в СССР не имеется.

Источник: Словарь-справочник по психологической диагностике 1989 г.