СИМВОЛ, ОБРАЗОВАНИЕ СИМВОЛА, СИМВОЛИЗАЦИЯ, СИМВОЛИЗМ

Предыдущий термин:
СИМВОЛ СТАТУСА

Следующий термин:
СИМВОЛ, УНИВЕРСАЛЬНЫЙ

Содержание:

Найдено 1 определение:

СИМВОЛ, ОБРАЗОВАНИЕ СИМВОЛА, СИМВОЛИЗАЦИЯ, СИМВОЛИЗМ

symbol, symbol-formation, SYMBOLIZATION, SYMBOLISM) В общих чертах символом является нечто, имеющее отношение к чему-то другому или являющееся представителем этого другого, в отличие от ПРИЗНАКА, который указывает на наличие чего-то. В этом смысле СЛОВА, эмблемы, значки являются символами, поскольку получают свое значение благодаря их соотнесенности с чем-то другим, со своим референтом. Связь между символами и тем, с чем они соотносятся, строится на ассоциации идей и обычно устанавливается путем соглашения. Во всех этих случаях, однако, связь между символом и референтным объектом имеет СОЗНАТЕЛЬНЫЙ характер, тогда как психоаналитическую теорию символизма интересует БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ замещение одних образов, идей или действий другими. Jones (1916) различал, "истинный" символизм и "символизм в самом широком смысле"; он писал: "Если брать слово "символизм" в его самом широком значении, то субъект, по-видимому, должен вмещать в себя почти все развитие цивилизации, поскольку что же это еще, как не бесконечный ряд эволюционных замещений, непрерывных замен одних идей, интересов, способностей или тенденций другими?". Истинный символизм, наоборот, "возникает как результат интрапсихического КОНФЛИКТА (см. также ИНТРАПСИХИЧЕСКИЙ) между вытесняющими тенденциями (см. ВЫТЕСНЕНИЕ) и вытесненным… символизируется только то, что вытеснено; только то, что вытеснено, нуждается в символизации… Двумя главными характеристиками символизма в этом строгом смысле являются:

то, что процесс полностью бессознателен… и

то, что аффект, вложенный в символизируемую идею, оказался не способен к качественному изменению, обозначенному словом "СУБЛИМАЦИЯ".

Согласно этому определению символизма, замещения, участвующие в создании образов СНОВИДЕНИЙ и СИМПТОМОВ, являются примерами образования символов, тогда как замещения, вовлеченные в сублимацию, таковыми не являются. "Истинный", или психоаналитический, символизм фактически подобен сновидению и образованию симптомов своим индивидуальным проявлением, значение которого может быть понято только с позиций личного опыта субъекта, а не с помощью словарей или социальных условностей. Бесспорным исключением являются так называемые универсальные символы, встречающиеся в сновидениях, мифологии и фольклоре; их объясняют "единообразием фундаментальных и вечных интересов человечества" и единообразием человеческой способности видеть сходство между различными объектами.

Символизация обычно рассматривается (хотя не самим Фрейдом - см. Freud, 1900, 1917, 1940) как один из ПЕРВИЧНЫХ ПРОЦЕССОВ, управляющих бессознательным МЫШЛЕНИЕМ, примером чего являются сновидения и симптомообразование. Вероятно, данное заключение возникло на том основании, что процессами, участвующими в образовании символа, являются СМЕЩЕНИЕ и КОНДЕНСАЦИЯ. Похоже, что Фрейд не соглашался и с идеей о том, что слова не являются "истинными" символами, поскольку в своей последней работе (1940) он писал: "Сновидения неограниченно используют лингвистические символы, значение которых по большей части не известно спящему. Наш опыт, однако, позволяет нам установить их смысл. Они, вероятно, берут начало из ранних фаз развития речи". В своей работе "Введение в психоанализ. Лекции" (introductory lectures on psycho-analysis, I960) он также характеризовал символизм как "древний, однако вышедший из употребления способ выражения". Теоретические предположения, лежащие в основе обоих утверждений, приведены в статье ОНТОГЕНЕЗ И ФИЛОГЕНЕЗ. Однако теория Джонса является "классической" аналитической теорией символизма (см. КЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ). Попытка примирения аналитического и неаналитического подхода к символизму первичных и вторичных процессов была сделана Rycroft в 1956 г. Относительно различий между символами, представляющими инстинктные процессы, и символами, которые их замещают, см. Segal (1957).

Психоаналитическая теория утверждает, что объект или действие, которые подвергаются символизации, всегда обусловлены биологией и инстинктом; при этом замещение или смещение всегда представлены тем, что находится за границами телесного, т.е., например, ножи, самолеты и ружья можно рассматривать как фаллические символы, но пенис никогда не может быть символом ножа. Противоположные, центростремительные смещения являются "РЕГРЕССИЯМИ". Исключение представляет функциональный символизм зильбеpepa, наблюдаемый у утомленных или полусонных людей, когда они пытаются размышлять об абстрактных вещах, а вместо этого им в голову приходят зрительные образы.

Оцените определение:

Источник: Ч. Райкрофт. Критический словарь психоанализа. СПб., 1995 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Особенности символизации как компонента смыслообразования у старшеклассников с дефектами слуховой фу

Колтунова Елена Аркадьевна
В статье рассматривается феномен смыслообразования. В процессе смыслообразования единицей содержания становится отношение «субъектный опыт объективная ценность», т. е. личностный смысл.
Читать PDF

Психологические особенности символизации у неслышащих в период юности

Абакумова Ирина Владимировна, Колтунова Елена Аркадьевна
В данной статье изложены результаты диагностического исследования по выявлению различий в символизации у неслышащих и слышащих в период юности.
Читать PDF

Развитие символизации в детском возрасте и диалектическое мышление

Веракса Александр Николаевич
В статье рассматривается возможность соотнесения процессов символизации и диалектического мышления в детском возрасте.
Читать PDF

Особенности диагностики символизации у неслышащих старшеклассников

Колтунова Елена Аркадьевна
Понятия-символы выполняют функцию, отличную от любого иного понятия, поскольку выступают в роли универсальных индикаторов, которые ориентируют познающего субъекта на значимости данного понятия как для
Читать PDF

Символ и символизация: сходство и различия интерпретаций в контексте различных психологических подхо

Колтунова Елена Аркадьевна
Символизация процесс создания (на уровне общественного сознания) и освоения (на уровне индивидуального сознания) понятий-символов, концентрирующих в обобщенной форме значимость их специфических свойст
Читать PDF

Юнг: символизм, мифология, индивидуация

Ванеян С.С.
В статье приведены ключевые положения учения Юнга: символизм, мифология, индивидуация с подробными дефинициями и примерами.
Читать PDF

«Консервативный символизм» в теории сновидений Эриха Фромм

Васильева Инга Борисовна, Цветкова Анна Андреевна
Дается анализ установок, актуальных, по Фромму, при толковании сновидений. В их центре находится понимание образа сновидения как символа, единого для области сновидений и для культуры в целом.
Читать PDF

Нейропедагогика как выражение символизма биоэтики

Первушина Нина Андреевна, Осетрин Константин Евгеньевич
Стремительное развитие конвергентных технологий привело к широкой популярности нейронауки и, как следствие, к добавлению префикса «нейро-» к названию различных дисциплин.
Читать PDF

К вопросу о психологическом основании символа

Гончарова Е.П.
В исследовании символа большое значение имеет не только философское и культурологическое основание, но и психологический аспект.
Читать PDF

Концептуальные проблемы построения типологии символов жизнетворчества

Первушина Н. Л.
В данной статье рассматривается понятие «символы жизнетворчества», описывается исследование символов жизнетворчества, направленное на построение их типологии.
Читать PDF

Влияние символики древнерусской живописи на развитие художественного сознания

Пархоменко М.В.
Читать PDF

О тотеме и тотемной символике

Кошлякова М.О.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!