Симультанное  формирование условных рефлексов СИМУЛЬТАННЫЙ

СИМУЛЬТАННОЕ ОПОЗНАНИЕ

Найдено 5 определений термина СИМУЛЬТАННОЕ ОПОЗНАНИЕ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

СИМУЛЬТАННОЕ ОПОЗНАНИЕ

отнесение воспринимаемого предмета к какому-либо классу одномоментно, как мгновенное схватывание.

Оцените определение:

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2-е издание. СПб, 2000 г.493

ОПОЗНАНИЕ СИМУЛЬТАННОЕ

отнесение воспринимаемого предмета к некоему классу в результате одномоментного - мгновенного - спонтанного решения.

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

СИМУЛЬТАННОЕ ОПОЗНАНИЕ

англ. simultaneous recognition) - мгновенное одномоментное опознание знакомого объекта. Переход от сук-цессивного опознания к С. о. осуществляется по мере усвоения алфавита объектов, в результате обучения и тренировки. При этом имеет место редукция движений глаз наблюдателя, и данные регистрации движений глаз не позволяют судить о механизмах С. о. Установлено, что С. о. осуществляется по "оперативным" признакам, выделяемым человеком в ходе тренировки. Ряд авторов (Е. Н. Соколов, Б. Ф. Ломов и др.) связывают переход к С. о. с сокращением комплекса опознавательных признаков за счет "свертывания", исключения из него избыточных компонентов. При этом С. о. начинает совершаться тогда, когда после этого сокращения остается один или небольшое число "опорных" признаков, "критических точек", по которым осуществляется операция сличения воспринимаемого объекта с записанным в памяти эталоном. В ряде др. исследований (В. П. Зинченко, Т. П. Зинченко, М. С. Шехтер) получила подтверждение гипотеза о том, что на некотором этапе тренировки опознавательный процесс переключается на использование укрупненных отличительных признаков и, более того, целостных эталонов без разбивки их на элементы. Эти целостные признаки воспринимаются наблюдателем как простые, неразложимые, синкретические единицы.

Т. о., С. о. является генетически вторичной формой опознавательного процесса, производной от развернутых форм сукцессивного опознания. Но в реальном процессе опознание знакомого объекта эта последовательность инвертируется: вначале имеет место С. о. Если полученные на стадии С. о. результаты оказались недостаточными или неудовлетворительными, то применяется способ сукцессивного опознания. (Т. П. Зинченко.)

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.

Симультанное опознание

Словообразование. Происходит от фр. simultane - одновременный.

Категория. Когнитивный процесс.

Специфика. Отнесение воспринимаемого предмета к какому-либо классу одномоментно, мгновенное "схватывание".

Источник: Психологический словарь

СИМУЛЬТАННОЕ ОПОЗНАНИЕ

от франц. simultane — одновременный...) — мгновенное опознание знакомого объекта. Со. оказывается возможным по мере изучения объектов, в результате резкого сокращения процесса сличения, сокращения опознавательных признаков за счет «свертывания», исключения из него многих избыточных компонентов, а также использования укрупненных отличительных признаков и эталонов.

Источник: Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика

Показать все [+2] ↓

Найдено научных статей по теме — 7

Темпераментальные характеристики девушек с различным типом способностей опознания невербальной экспр

Дмитриева Е. В.
В статье приводятся отдельные результаты исследования индивидуально-типологических характеристик девушек 16-19 лет с различным типом способностей к опознанию невербальной экспрессии. Выявлены статистически значимые различия темпераментальных показателей девушек с различным типом способностей опознания. Separate research results of individual typological characteristics of 16-19-yearold girls with various types of aptitude for nonverbal expression identification are resulted. Statistically significant distinctions of these girls' temperamental parameters are revealed.
Скачать PDF

Некоторые психологические аспекты процесса опознания

Иванова Л.Ф.
Скачать PDF

Влияние транзиторной физиологической гипоксии на процессы опознания у спортсменов

Бажин А.В., Ахмадеев P.P., Тупиев И.Д.
Выявлено увеличение латентного времени опознания при относительно неизменном количестве ошибок опознания у спортсменов на фоне воздействия краткосрочной физиологической гипоксии и при восстановлении.
Скачать PDF

Опознание зрительных образов у детей с трудностями в обучении

Вишнёва Екатерина Александровна, Григорьева Лидия Петровна
В статье представлено комплексное психологическое и психофизиологическое исследование опознания незавершенных динамических изображений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Установлено отклонение от возрастной нормы характеристик зрительного опознания у детей с трудностями обучения. Показана существенная роль научения опознаванию, что является психофизиологической основой компенсации нарушений семантической интерпретации зрительных образов.
Скачать PDF

Вербализация эмоций и опознание лицевой экспрессии в структуре общения подростков и юношей

Иванова Екатерина Сергеевна
В статье ставится вопрос о необходимости изучения субъективных критериев эффективности межличностного общения. Подчеркивается значимость общения для формирования личности в подростковом и раннем юношеском возрасте. Обсуждается проблема неразработанности репрезентаций положительных эмоций, возникающих в процессе и результате общения. Опознание и вербализация эмоций выделяются в качестве базовых коммуникативных навыков. Описываются данные лонгитюдного эксперимента и возрастных срезов. Рассматриваются гендерные различия опознания и вербализации эмоций. В результате анализа данных экспериментального исследования показано, что точность опознаваемых по лицевой экспрессии эмоций изменяется у юношей и девушек разными темпами. Обсуждаются перспективы определения возрастных норм для опознания и вербализации эмоций.
Скачать PDF

Исследование опознания в условиях многозначной прайм-стимуляции

Куделькина Н.С.
Статья содержит эмпирические данные, полученные автором в ходе проведения исследования особенностей восприятия человеком многозначной информации. Активно исследуются факторы, влияющие на предпочтение к осознанию того или иного когнитивного контекста многозначной информации. В своем исследовании автор ставит задачу изучения того, как воспринимаются семантические контексты многозначного сообщения до процесса его осознания, то есть в том случае, если многозначный стимул предъявляется на подпороговом уровне. Экспериментальные данные, приведенные в статье, доказывают, что до момента осознания каждый из контекстов многозначного стимула в равной мере подвергается семантической обработке, и оказывает практически равное влияние на результаты последующей когнитивной деятельности субъекта.
Скачать PDF

Функциональная организация произвольного направленного внимания и эффективность зрительного опознани

Петренко Н.Е., Фарбер Д.А.
Комплексное исследование поведенческих и нейрофизиологических показателей функциональной организации мозга при опознании неполных изображений и в период подготовки к выполнению этой когнитивной задачи выявило участие префронтальной коры и в функциональной организации произвольного внимания при преднастройки к эффективному опознанию и при его осуществлении. Вместе с тем выявлено уменьшение к 11-12 годам роли произвольного внимания на этапе ожидания целевого изображения содержащего малое число фрагментов и трудно опознаваемого. Предполагается, что наблюдаемый факт связан со снижением мотивационной составляющей внимания на начальном этапе полового созревания, характеризующегося высокой значимостью положительного эмоционального подкрепления и его низкой вероятностью при трудности выполнения задачи.
Скачать PDF