ШУМ
Шум
В экспериментах по обнаружению сигнала — посторонний, фоновый стимул.
Источник: Шиффман Х. Психология ощущений. 2004
ШУМ
1. Любой стимул, в физической основе которого лежат непериодические колебания давления воздуха. Хотя в случае такого употребления термина Ш. чаще всего говорят о слуховом Ш., термин в этом его значении также можно использовать и для характеристики ощущений других модальностей, например, зрительных Ш. 2. Неожиданный, внезапно возникший стимул, активно вмешивающийся в реальный ход событий. 3. Любой фактор, искажающий процесс передачи или восприятия информации (в теории информации). См. шум белый.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
ШУМ
murmur, bruit) - прослушиваемый через стетоскоп шум, возникающий в результате наличия внутри сердца или кровеносных сосудов турбулентного потока крови. Этот шум может быть связанным с повреждением клапанов, дефектами перегородки, сужением артерий или образованием артериовенозных соединений. Шум в сердце иногда может отмечаться и у совершенно здоровых людей с гиперактивной циркуляцией крови, а также у детей (функциональные шумы (innocent murmurs)). Шумы в сердце подразделяются на систолические (systolic) и диастолические (diastolic) (прослушиваемые соответственно во время систолы или диастолы желудочков); постоянные шумы (continuous murmurs) прослушиваются как во время систолы, так и во время диастолы.
Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001
ШУМ
ШУМ / NOISE– звуки с частотно-непрерывным спектром. В отличие от звуков с гармонической структурой в слуховом восприятии шума высотный и тембровый компоненты не дифференцируются. К Ш. относятся грохот, треск, шелест, согласные звуки речи, звуки шумовых музыкальных инструментов и т. д. Ш. с уровнем выше 75 дБ оказывает утомляющее действие, характеризующееся понижением слуховой чувствительности, повышением артериального давления. Ш. воздействует на общее психическое состояние человека, вызывает чувство стесненности, тревоги и неуверенности. Борьба с Ш.– одна из задач научной организации труда, в том числе и педагогического. В деятельности педагогов и учащихся Ш. является очень серьезной помехой и в передаче информации, и в ее восприятии. Установлено, что длительное воздействие Ш. оказывает долговременное отрицательное влияние на успеваемость детей, подвергающихся ему в школе.
ШУМ
звуки с частотно-непрерывным спектром. В отличие от звуков с гармонической структурой в слуховом восприятии шума высотный и тембровый компоненты не дифференцируются. К Ш. относятся грохот, треск, шелест, согласные звуки речи, звуки шумовых музыкальных инструментов и т. д. Ш. с уровнем выше 75 дБ оказывает утомляющее действие, характеризующееся понижением слуховой чувствительности, повышением артериального давления. Ш. воздействует на общее психическое состояние человека, вызывает чувство стесненности, тревоги и неуверенности. Борьба с Ш. – одна из задач научной организации труда. Ш. является очень серьезной помехой и в передаче информации, и в ее восприятии. В этой связи эксперимент, проведенный Коэн и другими в 1973 г. в 32-этажном здании, расположенном в начале скоростной магистрали в центре Нью-Йорка показал, что на 8 этаже шум был в 10 раз больше, чем на 32. Люди, живущие в этом здании не менее 4 лет, подвергались тесту на слуховую дискриминацию, в котором требовалось различать сходные по звучанию слова. Оказывается, что чем ниже жили люди, тем хуже были их результаты теста. Ш. является реалией боя.
ШУМ
1. Любой стимул, который является апериодическим, не структурированным и не имеющим определенных моделей. Хотя обычно имеются в виду слуховые стимулы (например, см. белый шум), упоминания визуального шума также не редки. 2. Нежелательный, мешающий стимул. Денотаты значения 2 могут сильно отличаться от денотатов значения. Например, симфония Бетховена ни в коем случае не может означавшее, но вполне может быть названа шумом в значении 2, если она будет мешать некоторой другой выполняемой задаче. С другой стороны, реальный слуховой шум в значении 1 не может рассматриваться как шум в значении 2, если, например, он используется как звуковой фон, маскирующий другие стимулы, и способствует концентрации человека на некоторой другой задаче. 3. Как известно из теории информации, любой контаминант, создающий помехи при передаче сообщения либо увеличивающий вариативность или вероятность ошибки в некотором протекающем процессе. Этот общий смысл был расширен за пределы формальных границ теории информации, и можно часто встретить упоминания «шумных данных» или "шумных процедур", фразы, в которых подразумевается, что различные неконтролируемые факторы вмешиваются в какой-то процесс или действие.
ШУМ
беспорядочные непериодические звуковые колебания. В зависимости от положения максимальных составляющих различают Ш. особо низкочастотный, среднечастотныи и высокочастотный. Низкочастотные Ш. оказывают значительный маскирующий эффект, заглушая более высокие звуковые сигналы. Высокочастотные Ш., особенно имею: щие нестационарный характер (завывание, дребезжание), вызывают неприятные субъективные ощущения. Ш. оказывает неблагоприятное влияние на состояние человека, вызывает не только утомление слуха, но и ряд расстройств вегетативных и психических функций (нарушаются скорость сенсомоторных процессов, точность и координированность реакции, память и внимание, нормальное протекание процессов мышления). Полное отсутствие Ш. также неблагоприятно сказывается на состоянии и самочувствии человека, снижая тонус ц. н. с. (гнетущая тишина). Особое значение в технике и психологии имеет т. н. белый который лишен высотной и тембровой определенности, объективно характеризующийся статистически неизменным во времени, непрерывным, равноамплитудным во всем используемом диапазоне частот спектром. По слуховому восприятию к белому Ш. близко подходит шипение пара или газа, а также Ш. паузы при воспроизведении звукозаписи. Белый Ш. широко используется в писихоакустических исследованиях в качестве маскирующего сигнала и для создания искусственных порогов звукоощущения. В зависимости от содержания опыта белый Ш. используется либо непосредственно, либо в качестве основы для формирования полосовых Ш. с помощью соответствующих полосовых фильтров. Субъективная оценка воздействия Ш. на человека определяется следующими усредненными показателями: появление болевых ощущений— 130дБ, полное нарушение речевой связи — 110 дБ, мешающее воздействие Ш.— 90 — 100 дБ, оптимальный шумовой фон — 30 — 40 дБ. Основными мерами борьбы с Ш. являются: устранение или ослабление причин Ш. в самом его источнике в процессе проектирования и эксплуатации оборудования; изоляция источника Ш. от окружающей среды средствами звукоизоляции и звукопоглощения; рациональная планировка производственных помещений; применение средств индивидуальной защиты и введение рационального режима труда и отдыха для работающих. Основные средства индивидуальной защиты органа слуха операторов — наушники, вкладыши, шлемы.