Штерн Вильям Луис

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Штерн Вильям Луис
29.04.1871, Берлин – 27.03.1938) — немецкий психолог, основатель „персоналистической психологии“. Сделал попытку интегрировать естественные и гуманитарные науки. Проводил экспериментальные исследования развития у детей восприятия, речи, умственных процессов. Ввел понятие „коэффициента интеллекта“.

Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник

Штерн Вильям Луис
(1871–1938) – нем. психолог, основатель персоналитической психологии, рассматривающей личность как единое целое. Сделал попытку интегрировать естественные и гуманитарные науки. Проводил экспериментальные исследования развития у детей восприятия, речи, умственных процессов. Ввел понятие коэффициента интеллекта. Ш. в поисках общих законов эволюции конкретизировал теорию рекапитуляции, подчеркивал, что ребенок в первые месяцы жиз ни развивается как млекопитающее. Со второго полугодия, овладев актом хватания – на стадии обезьян; усвоив вертикальную походку и речь – на стадии первобытного человека (5 лет игры и сказок), поступление в школу – вступление в культуру с ее государственными и экономическими организациями, первые школьные годы – в мире античности, в средние годы ребенку присущ фанатизм христианской культуры и рыцарства, и только в период зрелости он входит в мир современной культуры. Ш. считал, что личность – это самоопределяющаяся, сознательно и целенаправленно действующая целостность. Психическое развитие ребенка – это саморазвитие, саморазвертывание имеющихся у человека задатков, направляемое и определяемое той средой, в к–рой живет ребенок. Исследуя этапы психического развития детей, Ш. показал, что познавательная сфера ребенка развивается от созерцания (восприятия), затем к представлениям (память), а затем к мышлению, т.е. от смутных представлений они переходят к познанию сути окружающего. Большое внимание Ш. уделял наблюдениям за процессом формированием речи. Выделив несколько периодов в процессе развития речи, он подчеркивал, что наиболее важен из них тот, к–рый связан с открытием ребенком значения слова. Этот период стал потом отправной точкой для исследования речи практически у всех ученых, занимавшихся этой проблемой. Можно без преувеличения сказать, что Ш. повлиял практически на все области детской психологии – от исследования когнитивных процессов до изучения развития личности, эмоций или периодизации детского развития, – так же как и на взгляды многих выдающихся психологов, занимавшихся проблемами психики ребенка. Осн. работы: «Язык детей», 1907; «Дифференциальная психология», 1911; «Личность и вещь», 1924.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002