Шпрангер Эдуард

Предыдущий термин:
ШПОРЫ КОСТНЫЕ

Следующий термин:
ШПРЕНГЕЛЯ СИНДРОМ

Содержание:

Найдено 4 определения термина Шпрангер Эдуард

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Шпрангер Эдуард | Spranger, Eduard (1882-1963)

Шпрангер выделил шесть человеческих типов исходя из жизненных целей и ценностей человека, которые действуют помимо и независимо от каких-либо биологических влечений и потребностей.
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

Шпрангер (Spranger) Эдуард

(27.6.1882, Берлин - 17.9.1963, Тюбинген) - немецкий философ, психолог и педагог.

Биография. Получил философское, историческое и лингвистическое образование в Берлинском университете. С 1909 г. он - преподаватель философии и образования в Берлинском университете, с 1911 г. по 1920 г. - профессор Лейпцигского университета, с 1920 г. по 1944 г. - профессор Берлинского университета. Читал гостевые лекции в Японии (1936-1939). В 1944 г. Шпрангер был арестован и заключен в Моабитскую тюрьму. В 1945 г. он был назначен ректором Берлинского университета, с 1946 г. до своей отставки в 1953 г. работал в качестве профессора университета Тюбингена.

Исследования. Сторонник метода В.Дильтея, основанном на интуитивном постижении духовной целостности. Пытался интегрировать в свою систему учение Г.Риккерта о ценностях. Основываясь на методологической установке трактовать психологические процессы только из психологических же процессов, Шпрангер ввел понятие "понимающей психологии". Исходный принцип психологии, по мнению Шпрангера, - понимание как способ непосредственное постижения смыслового содержания явлений объективного духа. Переживание связи внутренней душевной жизни и ценностей общественной духовной жизни осуществляется в актах деятельности Я, в которых реализуется определенная ценностная система. В основном своем труде, "Формы жизни" (Lebensformen. Geistwissenschaftliche Psychologie. Halle, 1914, в рус. пер.: (част.) Два вида психологии // Хрестоматия по истории психологии. М., 1980, с. 286-300; Основные идеальные типы индивидуальности // Психология личности. Тексты. М.,1982, с. 55-59), он отверг психологию элементов, которая расчленяет психический процесс на составные части, и обосновал истинность подхода с позиции рассмотрения душевного процесса как некоторой целостности в его смысловых связях с тем или иным содержанием культуры. Основной задачей духовно-научной психологии как одной из наук о духе является исследование отношения индивидуальной духовной структуры человека к структуре "объективного духа", и, соответственно, выявление основных типов направленности абстрактного человека, получивших у Шпрангера обозначение "форм жизни". Таких основных идеальных типов индивидуальности, обусловленных ориентацией на те или иные объективные ценности, им было выделено шесть: теоретическая (область науки, проблема истинности), экономическая (материальные блага, полезность), эстетическая (стремление к оформлению, к самовыражению), социальная (общественная деятельность, обращенность к чужой жизни), политическая (власть как ценность), религиозная (смысл жизни). В каждом человеке могут быть представлены ориентации на все эти типы ценностей, но в разной пропорции, какая-то из них при этом будет доминировать. На основе данной типологии личностей Г.Олпортом, П.Верноном и Г.Линдзеем был разработан Тест изучения ценностей, а также создан Тест интересов Дж.Холланда. В своих культурологических работах Шпрангер рассматривал античность, христианство, немецкий идеализм как основные силы, обусловившие содержание современной культуры. Из типологических представлений об индивидуальной душе Шпрангер делал педагогические выводы: при воспитании детей учитель должен интуитивно понять тот тип ориентации, который может стать ведущим у данного ребенка, и снабдить его соответствующим операциональным составом. Методологические установки понимающей психологии были реализованы Шпрангером в его исследовании психологии юности: "Psychologie des Jugendalters". Lpz., 1924, в рус. пер.: (част.) Эротика и сексуальность в юношеском возрасте // Педология юности. М.-Л., 1931.

Сочинения. Die Grundlagen der Geschichtswissenschaft. 1905;

Zur Theorie des Verstehens und zur Geistwissenschaftlichen Psychologie. 1918;

Wilhelm von Humboldt und die Humanitatsidee. 2 Aufl., B., 1928;

Kultur und Erziehung. 4 Aufl., 1928;

Der Sinn der Vorausseitzungslosigkeit in der Geisteswissenschaften. 1929;

Volk, Staat, Erziehung. 1930;

Weltfrommigkeit. 1940;

Lebensfuhrung. 1947;

Die Magie der Seele, Tubingen. 1947;

Goethes Weltanschauung. 4 Aufl., Wiesbaden, 1949;

Der unbekante Gott. 2Aufl., Stutt., 1955;

Der Eigengeist der Volksschule. 2 Aufl., 1956;

Der geborene Erzieher. 1958;

Pestalozzis Denkformen. 2 Aufl., Hdlb., 1959;

Kulturfragen der Gegenwart. 3 Aufl., Hdlb., 1961;

Pedagogischen Perspektiven. 7 Aufl., 1962;

Philosophie und Psychologie der Religion (Abhandlungen). 1974.

Литература. Croner E.E. Spranger. B., 1933;

Gruhle H.W. Verstehende Psychology. Stuttgart, 1948.

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

ШПРАНГЕР (Spranger) Эдуард

(1882-1963) — немецкий философ, психолог и педагог, один из создателей понимающей психологии. Профессор (1911). Ученик В. Дильтея и Ф. Паульсена. Получил философское, историческое и лингвистическое образование в Берлинском ун-те. После его окончания (1905) преподавал там же (профессор, 1911 — 1912 и в 1920—1944). С 1912 по 1920 г. — профессор Лейпцигского ун-та. Читал гостевые лекции в Японии (1936-1939). В 1944 г. был арестован фашистскими властями и заключен в Моабитскую тюрьму. После освобождения (1945) назначен ректором Берлинского ун-та. Был среди основателей Союза деятелей культуры за демократическое обновление Германии (Культур-бунд). С 1946 г. до своей отставки (1953) — профессор Тюбингенского ун-та. Работы Ш. направлены на философское обоснование наук о духе, философии культуры и философии жизни, в частности с помощью психологии, основывающейся на принципах науки о духе. Центральный вопрос этой психологии — вопрос о сущности понимания, как способа постижения смыслового содержания явлений объективного духа. Будучи сторонником метода В. Дильтея, основанном на интуитивном постижении духовной целостности, пытался интегрировать в свою систему учение Г. Риккерта о ценностях. Основываясь на методологической установке трактовать психологические процессы только из психологических же процессов ввел понятие понимающей психологии . Переживание связи внутренней душевной жизни и ценностей общественной духовной жизни осуществляется, по мнению Ш., в актах деятельности Я, в которых реализуется определенная ценностная система. В основном своем труде Формы жизни (Lebensformen. Geistwissenschaftliche psychologie, Halle, 1914; на рус. пер. частично: Два вида психологии / Хрестоматия по истории психологии , М., 1980; Основные идеальные типы индивидуальности / Психология личности. Тексты, М.,1982) Ш. отверг психологию элементов, которая расчленяет психический процесс на составные части, и обосновал истинность подхода с позиции рассмотрения душевного процесса как некоторой целостности в его смысловых связях с тем или иным содержанием культуры. Основной задачей духовно-научной психологии, как одной из наук о духе, является исследование отношения индивидуальной духовной структуры человека к структуре объективного духа и, соответственно, выявление основных типов направленности абстрактного человека, получивших у Ш. обозначение форм жизни. Таких основных идеальных типов индивидуальности, обусловленных ориентацией на те или иные объективные ценности, им было выделено шесть: теоретическая (область науки, проблема истинности), экономическая (материальные блага, полезность), эстетическая (стремление к оформлению, к самовыражению), социальная (общественная деятельность, обращенность к чужой жизни), политическая (власть как ценность), религиозная (смысл жизни). В каждом человеке могут быть представлены ориентации на все эти типы ценностей, но в разной пропорции, какая-то из них при этом будет доминировать. На основе данной типологии личностей Г.Олпортом, П. Верноном и Г. Линдсеем был разработан тест изучения ценностей, а также создан тест интересов Дж. Холланда. В своих культурологических работах Ш. рассматривал античность, христианство, немецкий идеализм как основные силы, обусловившие содержание современной культуры. Из типологических представлений об индивидуальной душе Ш. делал педагогические выводы: при воспитании детей учитель должен интуитивно понять тот тип ориентации, который может стать ведущим у данного ребенка, и снабдить его соответствующим операциональным составом. Методологические установки понимающей психологии были реализованы Ш. в его исследовании психологии юности: Psychologie des Jugendalters. Lpz., 1924; в рус. пер.: (част.) Эротика и сексуальность в юношеском возрасте/ Педология юности, М.—Л., 1931. Идеи Ш. оказали заметное влияние на Теодора Литта, одного из основоположников педагогики культуры, а также на современную трактовку идей о гражданском воспитании Г. Кершенштейнера, О. Ф. Боль-нова и педагогическую антропологию. Труды Ш. представлены в собр. соч.: Gesammelte Schriften, Bd 1-11, 1969. И.М. Кондаков

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/ Под. ред. Л.А. Карпенко

Шпрангер Эдуард

27.6.1882, Берлин – 17.9.1963, Тюбинген) — немецкий философ, психолог и педагог. Получил философское, историческое и лингвистическое образование в Берлинском университете. С 1909 г. он — преподаватель философии и образования в Берлинском университете, с 1911 г. по 1920 г. — профессор Лейпцигского университета, с 1920 г. по 1944 г. — профессор Берлинского университета. Читал гостевые лекции в Японии (1936–1939). В 1944 г. Шпрангер был арестован и заключен в Моабитскую тюрьму. В 1945 г. он был назначен ректором Берлинского университета, с 1946 г. до своей отставки в 1953 г. работал в качестве профессора университета Тюбингена. Сторонник метода В. Дильтея „наук о духе“, основанном на интуитивном постижении духовной целостности. Пытался интегрировать в свою систему учение Г. Риккерта о ценностях. Основываясь на методологической установке трактовать психологические процессы только из психологических же процессов, Шпрангер ввел понятие „понимающей психологии“. Исходный принцип психологии, по мнению Шпрангера, — понимание как способ непосредственное постижения смыслового содержания явлений объективного духа. Переживание связи внутренней душевной жизни и ценностей общественной духовной жизни осуществляется в актах деятельности Я, в которых реализуется определенная ценностная система. В основном своем труде, „Формы жизни“ („Lebensformen. Geistwissenschaftliche Psychologie“, Halle, 1914, в рус. пер. (част.) Два вида психологии, в кн. „Хрестоматия по истории психологии“, М., 1980, с. 286–300; Основные идеальные типы индивидуальности, в кн.: „Психология личности. Тексты“, М., 1982, с. 55–59), он отверг психологию элементов, которая расчленяет психический процесс на составные части, и обосновал истинность подхода с позиции рассмотрения душевного процесса как некоторой целостности в его смысловых связях с тем или иным содержанием культуры. Основной задачей духовно–научной психологии как одной из наук о духе является исследование отношения индивидуальной духовной структуры человека к структуре „объективного духа“, и, соответственно, выявление основных типов направленности абстрактного человека, получивших у Шпрангера обозначение „форм жизни“. Таких основных идеальных типов индивидуальности, обусловленных ориентацией на те или иные объективные ценности, им было выделено шесть: теоретическая (область науки, проблема истинности), экономическая (материальные блага, полезность), эстетическая (стремление к оформлению, к самовыражению), социальная (общественная деятельность, обращенность к чужой жизни), политическая (власть как ценность), религиозная (смысл жизни). В каждом человеке могут быть представлены ориентации на все эти типы ценностей, но в разной пропорции, какая–то из них при этом будет доминировать. На основе данной типологии личностей Г. Олпортом, П. Верноном и Г. Линдзеем был разработан Тест изучения ценностей, а также создан Тест интересов Дж. Холланда. В своих культурологических работах Шпрангер рассматривал античность, христианство, немецкий идеализм как основные силы, обусловившие содержание современной культуры. Из типологических представлений об индивидуальной душе Шпрангер делал педагогические выводы: при воспитании детей учитель должен интуитивно понять тот тип ориентации, который может стать ведущим у данного ребенка, и снабдить его соответствующим операциональным составом. Методологические установки понимающей психологии были реализованы Шпрангером в его исследовании психологии юности: „Psychologie des Jugendalters“, Lpz., 1924, в рус. пер. (част.) Эротика и сексуальность в юношеском возрасте, в сб.: „Педология юности“, М.–Л., 1931.

Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF

Эдуарду Абрамовичу Аринштейну 80 лет

Читать PDF

Эдуарду Абрамовичу Аринштейну 80 лет

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!