Шорохова Екатерина Васильевна

Предыдущий термин:
Шопингомания

Следующий термин:
Шоуфрения

Содержание:

Найдено 2 определения термина Шорохова Екатерина Васильевна

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

Шорохова Екатерина Васильевна

(род. 10.07.1922) - отечественный психолог.

Биография. В 1947 г. окончила психологическое отделение философского факультета ЛГУ. Работала в Институте философии АН СССР, возглавив после кончины С.Л.Рубинштейна сектор философских проблем психологии. В 1951 г. защитила кандидатскую диссертацию, в 1962 г. - докторскую. С 1972 г. работала в Институте психологии АН СССР. Заместитель директора и руководитель созданного ею сектора социальной психологии. Профессор (1963), вице-президент Общества психологов СССР. Член редколлегии журнала "Психологический журнал".

Исследования. Специалист по проблемам марксистской психологии. Занималась широким кругом вопросов (сознание, личность, диалектика биологического и социального, методология психологического исследования и др.).

Сочинения. Проблемы сознания в философии и естествознании;

Биологическое и социальное в развитии человека. 1975;

Психология и медицина. 1978

Оцените определение:

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

ШОРОХОВА Екатерина Васильевна

(p. 1922) — российский психолог, философ, специалист в области проблем марксистской психологии. Основные области исследований: методология психологии, история психологии, философские проблемы психологии и физиологии ВНД, психология личности, социальная психология. Д-р философских наук (1962), профессор (1963), засл. деятель науки РСФСР (1986). Вице-президент Общества психологов СССР (с 1963). Чл. ред. журналов: Вопросы психологии (до 1989), Психологического журнала (1980—2002). Награждена медалями (1961, 1970) и двумя орденами Знак Почета (1971, 1975). Закончила психологическое отделение философского фак-та Л ГУ (1947) и аспирантуру Института философии АН СССР (1951). Защитила канд. дис: Материалистическое учение И.П. Павлова о сигнальных системах (1951), опубликовав в 1952 г. монографию с тем же названием. С 1947 по 1972 работала в Институте философии АН СССР, являлась ученым секретарем ин-та (1955—1957). Возглавила после кончины С.Л. Рубинштейна сектор философских проблем психологии (1960—1972). В 1961 г. публикует монографию Проблема сознания в философии и естествознании, на основании которой защищает докт. дис. по философии (1962). С 1972 г. работает в ИП АН СССР. Занимала должность зам. директора ИП АН СССР и зав. лабораторией социальной психологии (1972—1988). В настоящее время —гл.н.с. ИП РАН. Разрабатывая философские проблемы психологии, исследовала соотношение психологии и физиологии ВНД (Философские проблемы психологии и физиологии высшей нервной деятельности/под ред. Ш.и др., 1963). Характеризовала сознание как комплексную проблему современной науки, выделила специфику психологического подхода к сознанию: осознанное и неосознанное отражение, индивидуальное и общественное сознание, проблема самосознания и др. Рассматривала значение принципа детерминизма и его место в методологии психологии; анализировала проблему связи биологического и социального в формировании психики человека, соотношение физиологического и психического. Работы в области истории психологии были связаны с анализом истории фрейдизма (как одного из ведущих направлений современной психологии), с исследованием психологических идей С.Л. Рубинштейна, К.Д. Ушин-ского, В.Х. Кандинского, В.Н. Мясищева, В. Вундта. Одной из первых Ш. приступила к разработке проблем социальной психологии в СССР, активно участвовала в 60-е гг. в обсуждении ее предмета. Исследовала вопросы методологии социальной психологии, психологические механизмы социальной регуляции поведения, условия формирования социально-психологического климата, социальной психологии личности, психологии больших социальных групп и коллективов, психологии совместной деятельности и общения. В качестве основных категорий социальной психологии выделила отражение и общение. Предложила классификацию методологических принципов социальной психологии, обосновав их эвристическое значение. Выявила тенденции исследований психологии личности в отечественной психологии, специфические особенности социально-психологического подхода к личности по сравнению с общепсихологическим и социологическим подходами, сформулировала положение об объективном и субъективном путях формирования личности, о смещении акцентов с общественной на индивидуальную детерминацию в процессе ее развития. Анализ больших социальных групп и коллективов позволил установить особенности психологии крестьянства, сделать исторический срез развития трудовой деятельности, потребностей, семейных отношений, религиозных верований крестьян Пошехонья в дореформенной России, после революции и в современных условиях (Особенности психологии крестьянства. Прошлое и настоящее , 1983, всоавт.). Предметом дальнейших исследований Ш. являлась проблема образа жизни: была дана его характеристика, выявлены тенденции его проявлений и развития в сфере производства, семейных отношений, общественной деятельности, быта и досуга. В сфере социальной психологии исследовала психологические характеристики производственных коллективов и закономерности управления ими. Изучение совместной деятельности и общения позволило выявить факторы доверительного и затрудненного общения; установить, что социальная регуляция поведения выступает как функция общения, рассмотреть стиль общения как важный фактор эффективности деятельности малых групп, раскрыть особенности совместной деятельности в экстремальных условиях. Ш. является организатором и ответственным редактором 50 коллективных монографий и сборников статей. В. А. Кольцова

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/ Под. ред. Л.А. Карпенко

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Конференция с правами съезда и Ежегодный декадник психологов, психотерапевтов в Екатеринбурге: резул

Рудная Марина Николаевна, Большакова Виктория Владимировна, Магасумова Руфина Габдулгазизовна
Сообщается об итогах работы Межрегиональной научно-практической конференции с правами съезда «Психотерапия, психоанализ, практическая и консультативная психология – сегодня» (31 октября 2012).
Читать PDF

Изменчивость времени реакции и академическая успешность учащихся в разных школах Екатеринбурга

Гилева Ольга Борисовна
Изучалось время простой зрительномоторной реакции в связи с академической успешностью учащихся 11 лет двух школ г. Екатеринбурга.
Читать PDF

Значение педагогических идей Екатерины II для образования современной России

Стародубцев Михаил Павлович
Отечественное образование, вступившее в новый этап своего развития - модернизацию, нацелено на создание механизма устойчивого развития системы образования в соответствии с современными требованиями, с
Читать PDF

Реформы системы образования проводимые Екатериной II

Стародубцев М. П.
Результатом западноевропейского влияния на российскую политическую мысль явилась идеология "просвещенного абсолютизма".
Читать PDF

Педагогические размышления и проекты организации образования во времена правления Екатерины II

Стародубцев Михаил Павлович
Распространение общеобразовательных учебных заведений, а также создание сети школ для народа произошло в России только в последней трети XVIII в., в период правления Екатерины II.
Читать PDF

Педагогические размышления и проекты организации образования во времена правления Екатерины II

Стародубцев Михаил Павлович
Распространение общеобразовательных учебных заведений, а также создание сети школ для народа произошло в России только в последней трети XVIII в., в период правления Екатерины II.
Читать PDF

Педагогические идеи В. Н. Татищева одного из основателей г. Екатеринбурга

Шубина Н.А.
Читать PDF

Разработка школьной реформы в России в начале царствования Екатерины II

Зуева Марина Александровна
В статье идет речь о разработке образовательной реформы в России в начале второй половины XVIII в. и отдельных мероприятиях по её осуществлению. Рассмотрены проекты 1760-х гг.
Читать PDF

Создание и деятельность Комиссии народных училищ при Екатерине II

Зуева Марина Александровна
Проведен анализ процесса подготовки первой в истории России школьной реформы, результатом которой стало создание системы народного образования в стране.
Читать PDF

Создание и деятельность Комиссии народных училищ при Екатерине II

Зуева Марина Александровна
Проведен анализ процесса подготовки первой в истории России школьной реформы, результатом которой стало создание системы народного образования в стране.
Читать PDF

Анализ результатов биопсий предстательной железы в лечебных учреждениях екатеринбургa за 2000-2006 г

Ильин К.А., Магер В.О., Завацкий С.Е., Зырянов А.В., Баженов И.В., Журавлев О.В., Деминов Д.А., Бершадский Я.В., Баженов А.А., Франк М.А., Шамуратов Р.Ш., Сафронова Е.А., Яковлев В.Б., Третьяков В.В., Сушенцев А.С.
Introduction. New facilities in the diagnosis of prostate cancer and their wide introduction into the every-day practice bring about significant changes in the epidemiology of this clinical entity.
Читать PDF

Анализ результатов биопсий предстательной железы в лечебных учреждениях екатеринбургa за 2000-2006 г

Ильин К.А., Магер В.О., Завацкий С.Е., Зырянов А.В., Баженов И.В., Журавлев О.В., Деминов Д.А., Бершадский Я.В., Баженов А.А., Франк М.А., Шамуратов Р.Ш., Сафронова Е.А., Яковлев В.Б., Третьяков В.В., Сушенцев А.С.
Introduction. New facilities in the diagnosis of prostate cancer and their wide introduction into the every-day practice bring about significant changes in the epidemiology of this clinical entity.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!