Школы профессиональной психологии

Найдено 1 определение
Школы профессиональной психологии
schools of professional psychology) Большинство психологов обучается на факультетах психологии в ун-тах. Даже те, кто приступает к профессиональной деятельности в области клинической психологии или психол. консультирования, обычно после получения высшего образования продолжают свое обучение по программам факультетов; эти программы соизмеримы по объему и структуре с программами по эксперим. и соц. психологии и психологии развития. Тем не менее среди тех, кто готовится начать практ. деятельность, все увеличивается число психологов, получивших образование в школах профессиональной психологии; они по своей структуре сходны со школами права, медицины, машиностроения или бизнеса. Первые Ш. п. п. представляли собой независимые учреждения, не связанные с ун-тами. В настоящее время мн. такие школы расположены в ун-тах, при этом достаточно велико и количество таких, к-рые продолжают функционировать отдельно. Ш. п. п. выделяются по неск. признакам. Во-первых, их явной задачей яв-ся подготовка студентов к практ. деятельности. Во-вторых, их организационная структура соответствует скорее структуре школы или колледжа, чем факультета ун-та. Эта их особенность имеет ряд последствий. Использование административных ресурсов и руководство осуществляются относительно непосредственно, обычно через сотрудников центральной администрации в тех школах, к-рые функционируют в рамках ун-тов, или через совет директоров в независимых школах. Число уч-ся здесь, как правило, значительно превышает количество студентов на факультетах ун-тов. Третьей характерной особенностью профессиональных школ яв-ся то, что их учебный план нацелен специально на подготовку студентов к профессиональной деятельности. Поэтому при обучении как в аспирантуре, так и в интернатуре акцент делается на практ. работе под руководством специалистов. Практически во всех программах профессиональных школ предусмотрена защита диссертации, но ее написание рассматривается не как самоцель, а как форма практики. В-четвертых, профессорско-преподавательский состав включает большое количество психологов-практиков, и все сотрудники, как правило, так или иначе участвуют в профессиональной деятельности. Наконец, по окончании последипломного обучения здесь обычно присуждается степень доктора психологии, а не степень доктора философии. Прообразом совр. Ш. п. п. была программа по клинической психологии в Адельфийском ун-те (Adelphi University). Когда в 1957 г. эта программа была одобрена Комитетом по аккредитованию Американской психол. ассоц., она стала первой аккредитованной программой, чьей осн. целью была подготовка не ученых или ученых-практиков, а клиницистов для практ. работы. До тех пор все программы по клинической психологии и психол. консультированию в США и Канаде создавались по Боулдерской модели образования, определенной на конференции по вопросам обучения клинических психологов в Боулдере, штат Колорадо, в 1949 г. На конференции было предложено готовить клинических психологов на факультетах психологии в ун-тах, где они должны были научиться проводить исслед. и заниматься практ. деятельностью, а также - по окончании аспирантуры - защитить степень доктора философии. В первой программе при Адельфийском ун-те сохранялась административная структура, характерная для университетских программ, по ее окончании присуждалась степень доктора философии, но учебный план был изменен - гл. обр. за счет введения дополнительной клинической практики под наблюдением специалистов. Первым учреждением, административно организованным как школа психологов практиков, была Аспирантская школа психологии в Духовной семинарии Фуллера. Первоначально психологи набирались в семинарию для подготовки духовенства к проповеднической деятельности, однако через нек-рое время они направили свою усилия на создание разносторонней докторской программы, сочетающей клиническую психологию с теологическими исслед. Аспирантская школа Фуллера была открыта в 1965 г. Широкое распространение Ш. п. п. получили, однако, лишь после 1969 г., когда была основана Калифорнийская школа профессиональной психологии. В 1960-х гг. Калифорния испытывала нехватку профессиональных психологов. Население штата быстро росло, существенно увеличились и потребности об-ва в практикующих специалистах в сфере психич. здоровья, а ориентированные на исследовательскую деятельность программы по клинической психологии готовили лишь небольшое число таких специалистов. В 1970 г. два учреждения Калифорнийской школы профессиональной психологии - в Сан-Франциско и Лос-Анджелесе - приняли первых студентов. В последующие два года университетские городки были открыты также в Сан Диего и во Фресно. В 1973 г. очередная конференция по вопросам профессиональной подготовки в области психологии прошла в Вэйле, штат Колорадо. На конференции было решено, что психология достаточно развилась, чтобы иметь конкретные профессиональные программы помимо научных и профессионально-научных. Подходящими заведениями для подготовки специалистов были названы профессиональные школы, а в качестве удостоверения об окончании программы практ. обучения рекомендовалась степень доктора психологии. В последующие годы школы профессиональной психологии были созданы во многих уголках США - как на базе ун-тов, так и в качестве самостоятельных учреждений. Аспирантура по прикладной и профессиональной психологии, открытая в Ун-те Рутгерса (Rutgers University) в 1974 г., была первой созданной на базе ун-та профессиональной школой, к-рая присуждала степень доктора психологии. Программа в Ун-те Рутгерса, как и предшествующая ей программа получения степени доктора психологии в штате Иллинойс, была научно-практической и сохраняла возможность получения степени доктора философии для тех, кого интересовала прежде всего исследовательская деятельность. С тех пор эта модель - когда относительно крупная Ш. п. п., ориентированная преимущественно на подготовку практиков и присуждающая степень доктора психологии, функционировала параллельно с менее крупной программой получения степени доктора философии, направленной на подготовку обучающихся к научной деятельности, - стала применяться в нескольких др. ун-тах и независимых профессиональных школах. К началу 1990-х гг. существовало более 35 профессиональных школ, около половины к-рых работали на базе ун-тов, а остальные - в качестве независимых учреждений. В это время более трети всех студентов, получивших степень доктора в области клинической психологии, были выпускниками профессиональных школ. По мере своего развития эти школы несколько изменились. В первых независимых школах весь или почти весь профессорско-преподавательский состав набирался на неполный рабочий день. За прошедшие годы в независимых школах количество преподавателей, работающих на полную ставку, увеличилось, а большая часть сотрудников университетских профессиональных школ уже изначально набиралась на полный рабочий день. Психол. центры, аналогичные клиникам при мед. школах, яв-ся теперь неотъемлемым атрибутом почти всех профессиональных школ; они представляют собой управляемые заведения, где преподаватели и студенты оказывают общественные услуги, где проходит обучение студентов и проводятся исслед. Работа над диссертацией, исключавшаяся в некоторых из первых школ, сейчас яв-ся важной частью почти каждой программы, хотя основное внимание по-прежнему уделяется непосредственному практическому обучению, а систематические исслед. рассматриваются как форма профессиональной деятельности. В 34 из 36 учреждений, зарегистрированных в 1991 г. Национальным советом школ профессиональной психологии (National Council of Schools of Professional Psychology), степень доктора философии была заменена степенью доктора психологии. Совет профессиональных школ был создан в 1976 г. в целях обеспечения возможности обмена информ. между профессиональными школами, разработки стандартов образования, подготовки профессиональных психологов и улучшения всевозможными способами образовательного процесса т. о., чтобы выпускники смогли лучше удовлетворять общественным нуждам. На основе цикла конференций и отчетов совет проанализировал свою работу, определил учебные планы и ввел средства контроля за качеством деятельности членских организаций. Наряду с Советом аспирантур при факультетах психологии (Council of Graduate Departments of Psychology) и Советом руководителей программ по клинической психологии в ун-тах (Council of University Directors of Clinical Psychology Programs) Национальный совет школ профессиональной психологии активно участвует в формировании образовательной политики в области психологии в США. См. также Американская психологическая ассоциация, Американское психологическое общество, Степень доктора психологии, Обучение психотерапии Д. Р. Питерсон

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
359.91 кб

Проблемное поле научной школы «Психология профессионального развития»

Зеер Эвальд Фридрихович
В статье рассматриваются теоретико-методологические основания исследования психологии профессионального развития личности. Приводится краткая характеристика основных направлений проблемного поля и результаты исследования.
Читать PDF
258.52 кб

Психологические факторы профессионального здоровья преподавателей высшей школы

Никифоров Герман Сергеевич, Водопьянова Наталия Евгеньевна, Березовская Регина Анатольевна, Старченкова Елена Станиславовна
Статья содержит результаты эмпирического исследования факторов, способствующих профессиональному здоровью преподавателей высшей школы.
Читать PDF
294.94 кб

Профессиональная мобильность преподавателя высшей школы: психологический аспект

Сергеева Т. Б.
Статья посвящена проблеме профессиональной мобильности преподавателя вуза, которая определяется как стратегия адаптации к меняющимся условиям осуществления профессионально-педагогической деятельности.
Читать PDF
304.81 кб

Динамика профессионально-важных качеств студентов педагогов-психологов высшей школы

Холина Оксана Александровна
Автор статьи затрагивает проблемы развития профессионально-важных качеств студентов педагогов-психологов высшей школы.
Читать PDF
176.64 кб

Психологическая помощь преподавателям высшей школы на этапе профессиональной адаптации

Шведенко Юлия Вячеславовна
Статье рассмотрены проблемы организации психологической помощи преподавателям высшей школы на этапе профессиональной адаптации.
Читать PDF
75.70 кб

Социально-психологические особенности профессионального сознания учителей средней школы

Волостнова Наталия Игоревна
Цель статьи – попытка переосмыслить взгляд на профессиональную позицию педагога через расширение этого понятия.
Читать PDF
362.96 кб

Роль психологии и педагогики высшей школы в профессиональной деятельности преподавателя вуза

Селезенев Н.Г.
Актуальность выбранной темы.
Читать PDF
236.69 кб

К проблеме психологического обеспечения профессионального здоровья преподавателя высшей школы

Березовская Р. А.
Читать PDF
82.89 кб

ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Сабанчиева Рита Залимгериевна
В данной статье приводится результаты исследования проблемы профессиональной самореализации преподавателя высшей школы и основные положения авторской психолого-акмеологической концепции
Читать PDF
364.56 кб

Психологическая компетентность как предиктор профессиональной успешности преподавателя высшей школы

Лазаренко Лариса Анатольевна
Читать PDF
82.73 кб

Психолого -педагогические подходы к профессиональной подготовке преподавателя высшей школы : зарубеж

Аксенова Галина Ивановна
В статье рассматриваются зарубежные модели и проекты к профессионально-педагогической подготовки преподавателя; сделан акцент на полисубъектных технологиях организации образовательного процесса.
Читать PDF
2.39 мб

Форсайт-проект «Психолого-педагогическая образовательная платформа педагогов профессиональной школы»

Зеер Эвальд Фридрихович, Сыманюк Эльвира Эвальдовна
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью модернизации подготовки педагогов для системы непрерывного образования и расширения видов их профессиональной деятельности.
Читать PDF
179.10 кб

Условия эффективности психологической помощи преподавателям высшей школы на этапе профессиональной а

Плугина Мария Ивановна, Шведенко Юлия Вячеславовна
В статье рассматривается важная для образовательной практики проблема психологического обеспечения личностно-профессионального развития преподавателей.
Читать PDF
1.61 мб

Успешность как показатель развития профессионально-психологической культуры педагога высшей школы в

Фастовцева Юлия Владимировна
Читать PDF
402.85 кб

Психологические средства адаптации личности преподавателей высшей школы к профессиональной деятельно

Буртовая Наталия Борисовна
Адаптация неразрывно связана с процессами, происходящими сегодня в обществе, и возможна только в сложных самоорганизующихся открытых системах, обменивающихся информацией с внешней средой.