Школьная фобия это что такое Школьная фобия: определение — Психология.НЭС

Школьная фобия

Предыдущий термин:
Школьная адаптация

Следующий термин:
Школьное обучение

Содержание:

Найдено 4 определения термина Школьная фобия

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Школьная фобия

school phobia) Ш. ф. обычно определяется как беспричинный страх перед школой и/или неуместная тревога, вызванная расставанием с домом. Ш. ф. присущи несколько характеристик: а) серьезные проблемы с посещением школы, приводящие к продолжительным периодам отсутствия; б) эмоциональное напряжение, непреодолимый страх, дурное расположение духа или жалобы на болезненное состояние при возникновении необходимости идти в школу; в) осведомленность родителей о непосещении школы; г) отсутствие каких бы то ни было форм антисоциального поведения в виде лжи, воровства или агрессивных действий. Др. словами, Ш. ф. описывает ситуацию, характеризующуюся наличием иррационального страха перед определенным аспектом школьной ситуации, вызывающим стремление во время школьных занятий оставаться дома. Это отличает ее от прогулов, поскольку прогульщик намеренно избегает школы и дома для того, чтобы заняться чем-либо, что доставляет ему гораздо большее удовольствие в сравнении с тем, что его ожидает в школе или дома. Данные по Ш. ф. довольно скудны. Пик случаев ее возникновения приходится на возраст примерно 11 лет, причем она несколько чаще встречается среди девочек в сравнении с мальчиками. Ш. ф. наиболее характерна для младшего школьного возраста. Она тж обнаруживается у детей с различными интеллектуальными уровнями, часто у детей с очень высоким интеллектом. Она не встречается, вопреки возможным ожиданиям, среди неуспевающих детей, а совершенно напротив. Распространенность Ш. ф. как психол. проблемы относительно невелика в сравнении с др. психол. нарушениями у детей. По оценкам исследователей, случаи Ш. ф. составляют менее 8% от числа случаев, к-рыми занимаются в детских психиатрических клиниках. Принято выделять два различных типа Ш. ф. - острую и хроническую. Острый тип характеризуется внезапными и интенсивными приступами при наличии адекватного функционирования в др. сферах жизнедеятельности ребенка. Возникновение тревоги, как правило, ограничивается ситуацией посещения школы. Хронический тип отличается более плавным характером возникновения приступов с наличием уже встречавшихся прежде эпизодов отказа от посещения школы. Хроническому типу тж сопутствуют нарушения функционирования личности в др. сферах соц. взаимодействия. В отношении точного характера причин Ш. ф. не существует единого мнения. Однако исследователи единодушно признают важность той роли, к-рую в развитии симптомов Ш. ф. играют семейные взаимоотношения. Психодинамическая теория рассматривает Ш. ф. как тревогу отделения (separation anxiety). Она рассматривается как рез-т чрезмерно зависимых отношений между ребенком и матерью. Интерпретация причин Ш. ф. с позиций теории научения, в целом, признает роль тревоги отделения, но не придает главенствующего значения неразрешенным проблемам зависимости от матери. В ней подчеркивается роль: а) раннего научения, что разлука с матерью может быть опасной и что дом яв-ся надежным убежищем от страхов перед внешним миром; б) недостаточности вознаграждений, получаемых в условиях школьной среды; и в) актуальных тревожных переживаний, вызываемых школьной ситуацией, к-рые вносят вклад в причины Ш. ф. Психодинамический подход к лечению подчеркивает необходимость коррекции взаимоотношений между родителем и ребенком в процессе психотерапии. Поведенческий подход, сосредотачивая свои усилия на задаче быстрого возвращения в школу, использует методы поведенческой терапии, такие как систематическая десенсибилизация или процедуры классического или оперантного обусловливания. Прогнозы исхода терапии для большинства детей могут колебаться от полного успеха до перспектив длительного психол. расстройства. Лучший прогноз имеют младшие по возрасту дети. Положительные рез-ты практически всегда дают различные формы краткосрочной психотер., фокусирующейся на задаче быстрого возвращения ребенка в школу. См. также Альтернативные педагогические системы Л. В. Парадайз
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

ШКОЛЬНАЯ ФОБИЯ

1. Иррациональный страх перед школой или школьной обстановкой. 2. См. от школы, отказ. Такая синонимичность не рекомендуется по причинам, объясняемым в этой статье.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

Школьная фобия

греч. phobos – страх) – 1. иррациональный страх перед школой или школьной обстановкой; 2. отказ посещать школу из страха отвечать на уроках, подвергаться насмешкам сверстников и т.п. Обычно синонимичность 1 и 2 не приветствуется, поскольку речь идет фактически о несколько разных расстройствах.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Школьная фобия

страх перед школой и школьной обстановкой. Ср. неприязненное отношение Гека Финна к хождению и учению в школе в «Похождениях Тома Сойера» М. Твена.

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь, Флинта, 2011 г

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Социальная фобия: психосемантический анализ устойчивых алгоритмов реагирования на социальные ситуаци

Сагалакова Ольга Анатольевна
В работе обоснована актуальность исследования социальной тревожности и социальной фобии, а также адекватность психосемантического подхода в изучении данных феноменов.
Читать PDF

Социальная фобия как нарушение психологических границ и искажение идентичности

Мякотин Илья Сергеевич
В статье рассматривается проблема социальной фобии и ее взаимосвязь с нарушением психологических границ и затруднением формирования целостной идентичности.
Читать PDF

Социальная фобия и нарушение психологических границ в детском и подростковом возрасте

Мякотин Илья Сергеевич
В статье рассматривается проблема социальной фобии, изучена ее взаимосвязь с нарушением психологических границ в детском и подростковом возрасте, а также выявлены особенности взаимодействия ребенка и
Читать PDF

Школьная дезадаптация у детей с недоразвитием речи и ее предупреждение

Корнев Александр Николаевич
У 350 детей в возрасте 7-14 лет, обучающихся в коррекционной школе для детей с тяжелым недоразвитием речи, было проведено комплексное клиникопсихологическое и нейролингвистическое лонгитюдное исследов
Читать PDF

Школьная дезадаптация как один из факторов антисоциального и делинквентного поведения «Трудных детей

Кулганов В.А., Сорокина Н.В.
Читать PDF

Школьная самоорганизация как условие психосоциального благополучия учащихся

Сафронова Маргарита Викторовна
В статье было показано значение реализации проекта школьной самоорганизации «Новая волна» для таких составляющих психосоциального благополучия подростков как самочувствие, активность, настроение, прос
Читать PDF

Школьная развивающая образовательная среда как важнейшее условие формирования у учащихся субъектных

Бондарева Анна Николаевна
В статье рассматриваются основные условия, механизмы и средства, способствующие формированию субъектных качеств у подростков. Предлагаются критерии определения их развития.
Читать PDF

Личностная и школьная тревожность детей 10-11 леткак детерминанта уровня кортикостероидов

Ермакова И.В.
В статье рассматриваются эмоционально-личностные особенности детей 10-11 лет.
Читать PDF

Школьная дезадаптация, как предпосылка нарушения психологического здоровья личности у детей с синдро

Богомаз Сергей Леонидович, Ковалевская Татьяна Николаевна
Статья посвящена раскрытию проблем нарушения процесса социально-психологической адаптации у детей, рождённых с задержкой внутриутробного роста и развития плода (ЗВУР).
Читать PDF

Школьная неуспеваемость как реакция ребенка на развод родителей

Читать PDF

Психическое развитие и школьная успеваемость детей с разными типами функциональной асимметрии в возр

Бойко Евгения Анатольевна
В статье рассмотрены отдельные вопросы успешности школьного обучения в среднем общеобразовательном учреждении.
Читать PDF

Психологическое содержание понятия «Школьная адаптация»

Граур Марина Васильевна
Изложены данные теоретического анализа проблемы школьной адаптации.

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!