Школьная фобия это что такое Школьная фобия: определение — Психология.НЭС
Школьная адаптация Школьное обучение

Школьная фобия

Найдено 4 определения термина Школьная фобия

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Школьная фобия

school phobia) Ш. ф. обычно определяется как беспричинный страх перед школой и/или неуместная тревога, вызванная расставанием с домом. Ш. ф. присущи несколько характеристик: а) серьезные проблемы с посещением школы, приводящие к продолжительным периодам отсутствия; б) эмоциональное напряжение, непреодолимый страх, дурное расположение духа или жалобы на болезненное состояние при возникновении необходимости идти в школу; в) осведомленность родителей о непосещении школы; г) отсутствие каких бы то ни было форм антисоциального поведения в виде лжи, воровства или агрессивных действий. Др. словами, Ш. ф. описывает ситуацию, характеризующуюся наличием иррационального страха перед определенным аспектом школьной ситуации, вызывающим стремление во время школьных занятий оставаться дома. Это отличает ее от прогулов, поскольку прогульщик намеренно избегает школы и дома для того, чтобы заняться чем-либо, что доставляет ему гораздо большее удовольствие в сравнении с тем, что его ожидает в школе или дома. Данные по Ш. ф. довольно скудны. Пик случаев ее возникновения приходится на возраст примерно 11 лет, причем она несколько чаще встречается среди девочек в сравнении с мальчиками. Ш. ф. наиболее характерна для младшего школьного возраста. Она тж обнаруживается у детей с различными интеллектуальными уровнями, часто у детей с очень высоким интеллектом. Она не встречается, вопреки возможным ожиданиям, среди неуспевающих детей, а совершенно напротив. Распространенность Ш. ф. как психол. проблемы относительно невелика в сравнении с др. психол. нарушениями у детей. По оценкам исследователей, случаи Ш. ф. составляют менее 8% от числа случаев, к-рыми занимаются в детских психиатрических клиниках. Принято выделять два различных типа Ш. ф. - острую и хроническую. Острый тип характеризуется внезапными и интенсивными приступами при наличии адекватного функционирования в др. сферах жизнедеятельности ребенка. Возникновение тревоги, как правило, ограничивается ситуацией посещения школы. Хронический тип отличается более плавным характером возникновения приступов с наличием уже встречавшихся прежде эпизодов отказа от посещения школы. Хроническому типу тж сопутствуют нарушения функционирования личности в др. сферах соц. взаимодействия. В отношении точного характера причин Ш. ф. не существует единого мнения. Однако исследователи единодушно признают важность той роли, к-рую в развитии симптомов Ш. ф. играют семейные взаимоотношения. Психодинамическая теория рассматривает Ш. ф. как тревогу отделения (separation anxiety). Она рассматривается как рез-т чрезмерно зависимых отношений между ребенком и матерью. Интерпретация причин Ш. ф. с позиций теории научения, в целом, признает роль тревоги отделения, но не придает главенствующего значения неразрешенным проблемам зависимости от матери. В ней подчеркивается роль: а) раннего научения, что разлука с матерью может быть опасной и что дом яв-ся надежным убежищем от страхов перед внешним миром; б) недостаточности вознаграждений, получаемых в условиях школьной среды; и в) актуальных тревожных переживаний, вызываемых школьной ситуацией, к-рые вносят вклад в причины Ш. ф. Психодинамический подход к лечению подчеркивает необходимость коррекции взаимоотношений между родителем и ребенком в процессе психотерапии. Поведенческий подход, сосредотачивая свои усилия на задаче быстрого возвращения в школу, использует методы поведенческой терапии, такие как систематическая десенсибилизация или процедуры классического или оперантного обусловливания. Прогнозы исхода терапии для большинства детей могут колебаться от полного успеха до перспектив длительного психол. расстройства. Лучший прогноз имеют младшие по возрасту дети. Положительные рез-ты практически всегда дают различные формы краткосрочной психотер., фокусирующейся на задаче быстрого возвращения ребенка в школу. См. также Альтернативные педагогические системы Л. В. Парадайз
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

ШКОЛЬНАЯ ФОБИЯ

1. Иррациональный страх перед школой или школьной обстановкой. 2. См. от школы, отказ. Такая синонимичность не рекомендуется по причинам, объясняемым в этой статье.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Школьная фобия

греч. phobos – страх) – 1. иррациональный страх перед школой или школьной обстановкой; 2. отказ посещать школу из страха отвечать на уроках, подвергаться насмешкам сверстников и т.п. Обычно синонимичность 1 и 2 не приветствуется, поскольку речь идет фактически о несколько разных расстройствах.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Школьная фобия

страх перед школой и школьной обстановкой. Ср. неприязненное отношение Гека Финна к хождению и учению в школе в «Похождениях Тома Сойера» М. Твена.

Источник: Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь

Найдено рефератов по теме Школьная фобия — 0

Найдено научных статей по теме — 12

Социальная фобия: психосемантический анализ устойчивых алгоритмов реагирования на социальные ситуаци

Сагалакова Ольга Анатольевна
В работе обоснована актуальность исследования социальной тревожности и социальной фобии, а также адекватность психосемантического подхода в изучении данных феноменов. Социальная тревожность и социальная фобия рассматриваются как мотивационное расстройство с преобладающим и патологическим стремлением к избеганию неудачи. Проведено психосемантическое исследование установок к социальным ситуациям.
Скачать PDF

Социальная фобия как нарушение психологических границ и искажение идентичности

Мякотин Илья Сергеевич
В статье рассматривается проблема социальной фобии и ее взаимосвязь с нарушением психологических границ и затруднением формирования целостной идентичности. Установлено, что специфические взаимоотношения родителей с ребенком могут приводить к затруднению формирования у ребенка гибких и устойчивых психологических границ при взаимоотношениях с другими. Неустойчивые границы затрудняют социализацию за пределами семьи, что не позволяет сформировать достаточно целостную идентичность. Социальная фобия в этом контексте рассматривается как страх отвержения со стороны социума на фоне фрагментарной идентичности и неадекватных ожиданий со стороны индивида.
Скачать PDF

Социальная фобия и нарушение психологических границ в детском и подростковом возрасте

Мякотин Илья Сергеевич
В статье рассматривается проблема социальной фобии, изучена ее взаимосвязь с нарушением психологических границ в детском и подростковом возрасте, а также выявлены особенности взаимодействия ребенка и родителей. Установлено, что у респондентов с социальной фобией психологические границы в детстве и подростковом возрасте нарушались значительно чаще, чем у респондентов из контрольной группы. Также были определены ведущие факторы нарушения психологических границ родителями у респондентов с социальной фобией, которыми оказались враждебность и непоследовательность отца по отношению к ребенку, а также директивность со стороны матери.
Скачать PDF

Школьная дезадаптация у детей с недоразвитием речи и ее предупреждение

Корнев Александр Николаевич
У 350 детей в возрасте 7-14 лет, обучающихся в коррекционной школе для детей с тяжелым недоразвитием речи, было проведено комплексное клиникопсихологическое и нейролингвистическое лонгитюдное исследование. На протяжении 4-5-летнего наблюдения у большинства детей было отмечено редуцирование отклонений в речевом развитии и прогресс в развитии коммуникативных навыков. Но у некоторых из них на определенном этапе развития внезапно развивались состояния дезадаптации, регресса школьных навыков, умственной продуктивности, повышение утомляемости, черты агрессивного поведения, снижение настроения, расстройства невротического спектра. Эти явления рассматриваются как признаки декомпенсации психологического состояния. Статистический анализ показал, что наиболее часто (почти у половины обследованных) эти состояния возникают в возрастном диапазоне 9,5-11,5 лет. Полученные данные послужили основанием для разработки программы медико-психолого-педагогической превенции (МППП), фокус-группой для апробации которой были дети 9,5-11,5 лет с первичным недоразвитием речи (ПНР). Двухлетний опыт применения МППП у детей группы риска с ПНР дал позитивные результаты, позволил снизить число декомпенсаций или уменьшить их тяжесть.
Скачать PDF

Школьная дезадаптация как один из факторов антисоциального и делинквентного поведения «Трудных детей

Кулганов В.А., Сорокина Н.В.
Скачать PDF

Школьная самоорганизация как условие психосоциального благополучия учащихся

Сафронова Маргарита Викторовна
В статье было показано значение реализации проекта школьной самоорганизации «Новая волна» для таких составляющих психосоциального благополучия подростков как самочувствие, активность, настроение, просоциальное поведение, социальная адаптация, успешность в обучении и внешкольных занятиях, самооценка, отклоняющееся поведение, проблемы общения со сверстниками, интерес к школьной жизни и внешкольным мероприятиям, возможность самореализации.
Скачать PDF

Школьная развивающая образовательная среда как важнейшее условие формирования у учащихся субъектных

Бондарева Анна Николаевна
В статье рассматриваются основные условия, механизмы и средства, способствующие формированию субъектных качеств у подростков. Предлагаются критерии определения их развития. Процесс учения рассматривается как ведущее средство становления подростка субъектом учебной деятельности. Указываются и раскрываются факторы, способствующие становлению подростка как субъекта учебной деятельности. Делается вывод о влиянии на формирование субъектности у подростков развивающей образовательной среды и включённости подростка в учебную группу. Рассматривается определение развивающей образовательной среды. Указывается на различие понятий «образовательная среда » и «развивающая образовательная среда». Уровень развития подростка как субъекта учебной деятельности определяется по результатам изучения таких параметров их личностной активности, как: социальная активность; отношение к школе и учению; уровень сформированности учебной деятельности; уровень сформированности интересов; ощущение собственной ценности (самооценка); учебные достижения, которые и рассматриваются в статье. Также в статье особое внимание уделяется поэтапному развитию группы в процессе совместной деятельности и общения, в основе которого лежит основная идея параметрической концепции развития малой группы как коллектива. Указан блок метидических средств по изучению параметров личностной активности подростков
Скачать PDF

Личностная и школьная тревожность детей 10-11 леткак детерминанта уровня кортикостероидов

Ермакова И.В.
В статье рассматриваются эмоционально-личностные особенности детей 10-11 лет. Представлены результаты исследования взаимосвязи тревожности и личностных характеристик с уровнем кортикостероидов в слюне.The article deals with emotional and personal characteristics of children at the age of 10-11 years old. It presents the results ofstudies of the relationship between anxiety and personality characteristics with corticosteroid level in saliva.
Скачать PDF

Школьная дезадаптация, как предпосылка нарушения психологического здоровья личности у детей с синдро

Богомаз Сергей Леонидович, Ковалевская Татьяна Николаевна
Статья посвящена раскрытию проблем нарушения процесса социально-психологической адаптации у детей, рождённых с задержкой внутриутробного роста и развития плода (ЗВУР). Поскольку процесс социально-психологической адаптации представляет собой многокомпонентное явление, его нарушение затрагивает многие стороны функционирования психики, что оказывает влияние на социализацию, раскрытие внутреннего потенциала, отрицательно сказываясь на отдалённых этапах формирования целостной личности. Нарушения процесса социально-психологической адаптации приводят к несформированности уровня нервно-психического развития и готовности к школе, что в свою очередь оказывает влияние на протекание адаптации к первому классу, наличие необоснованных страхов, повышенной тревожности. Возникая на ранних стадиях развития личности, данные негативные явления не компенсируются со временем, переходят в длительное состояние дезадаптации, что ухудшает общий психо-эмоциональный фон развития ребёнка и психологическое здоровье в целом.
Скачать PDF

Школьная неуспеваемость как реакция ребенка на развод родителей

Скачать PDF

Психическое развитие и школьная успеваемость детей с разными типами функциональной асимметрии в возр

Бойко Евгения Анатольевна
В статье рассмотрены отдельные вопросы успешности школьного обучения в среднем общеобразовательном учреждении. Приведены результаты эмпирического исследования, посвященного проблемам успешности обучения учащихся с разным типом функциональной асимметрии (прежде всего учащихся-правшей и учащихся-амбидекстров). Охарактеризовано психическое развитие в группах учащихся с разным уровнем школьной успеваемости
Скачать PDF

Психологическое содержание понятия «Школьная адаптация»

Граур Марина Васильевна
Изложены данные теоретического анализа проблемы школьной адаптации. Показано, что школьная адаптация является непрерывным процессом, связанным с кардинальными переменами в жизни индивида сменой деятельности и социального окружения. Представлено понимание школьной адаптации не только как процесса приспособления к эффективному функционированию в образовательной среде, но и как активного освоения личностью окружающего пространства, связанного с ее способностью к психологическому, личностному, социальному саморазвитию. Сопровождающийся трудностями процесс адаптации ребенка к образовательной среде на начальных этапах обучения нередко оказывает неблагоприятное воздействие на дальнейшее обучение в школе, а затем в учреждениях профессионального образования. Обоснована необходимость комплексного подхода к разработке проблемы школьной адаптации.
Скачать PDF