1. Отдельное направление в психологической науке, сложившееся вокруг имени какого-либо известного ученого или признанного популярного учения. 2. Совокупность идей, разделяемых определенной группой ученых-единомышленников. 3. Место или учебное заведение, где учат психологов, предлагают соответствующие знания, формируют умения и навыки профессиональной работы. 4. Специальное направление в непсихологических науках, где внимание ученых акцентируется на психологических причинах и факторах, объясняющих совокупность явлений, изучаемых в этих науках, Например, Ш.п. в литературоведении, Ш.п. в праве. 5. Базовая, исходная система знаний, которыми должен овладеть человек для того, чтобы получить право именоваться профессиональным психологом. Большинство известных научных Ш.п. в период своего возникновения и становления активно выступали против старых Ш.п., отвергая их и конкурируя с ними. Как правило, впоследствии сами эти школы разделяли судьбу ранее отвергнутых ими Ш.п., так сторонники новых Ш.п. не видели, старались не замечать достоинств тех Ш.п., которые они отвергали, а также не обращали внимание (не признавали) недостатков взглядов, которые они разделяли. Иногда название научной Ш.п. давалось по основному месту пребывания (месту жительства) соответствующей группы ученых, например Московская психологическая школа, Ленинградская психологическая школа, Вюрцбургская школа мышления, Австрийская психологическая школа, иногда-по имени известного ученого, возглавившего соответствующую Ш.п., например школа Л.С. Выготского, школа С.Л. Рубинштейна.
За рубежом Ш.п. стали в основном складываться в конце XIX-начале ХХ в. Основные из них: 1. Структурализм. Эта школа была создана в США Э. Титченером и занималась изучением струкруры сознания. 2. Вюрцбурская школа мышления. В ее состав входили О. Кюльпе, Н. Ах, К. Бюлер, О. Зельц. Основным предметом исследования в этой школе стало изучение динамики познавательных процессов, прежде всего мышления, и факторов, влияющих на эту динамику. 3. Функционализм. Эта школа оказалась практически одновременно представленной в Европе и в США. В странах Европы в данную школу входили Ф. Брентано, К. Штумпф, а в США-В. Джемс, Д. Дьюи, Д. Энджелл, Р. Вудвортс. Представители этой школы занимались исследованиями психических процессов с точки зрения выполняемых ими в жизни человека функций. 4. Французская школа психологии. Она была связана с именами Т. Рибо, П. Жане, Э. Дюркгейма, Л. ЛевиБрюля, Г. Тарда. Для этой школы центральными стали две темы исследований: изучение психики у больных и нормальных людей (сравнительный анализ) и исследование массовидных социально-психологических явлений, включая психологию толпы и психологию масс. 5. Описательная психология. Ее представляли В. Дильтей и Э. Шпрангер. Во второй пол. ХХ в. возникло множество других Ш.п. как в странах Европы, так и в США. В России и ряде других стран бывшего Советского Союза исторически сложились следующие Ш.п.: Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, Д.Н. Узназдзе. См. Венское психоаналитическое общество, Вюрцбургская школа (мышления), массовидные явления психики, психология описательная, структурализм, функционализм, Цюрихская школа, Чикагская школа (в психологии), школа психологическая Австрийская, школа психологическая Б.Г. Ананьева, школа психологическая Л.С. Выготского, школа психологическая Грузинская, школа психологическая Женевская, школа психологическая Ленинградская (Санкт-Петербургская), школа психологическая Московская, школа психологическая С.Л. Рубинштейна, школа психологическая Д.Н. Узнадзе.