ШКОЛА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

Найдено 1 определение
ШКОЛА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
1. Отдельное направление в психологической науке, сложившееся вокруг имени какого-либо известного ученого или признанного популярного учения. 2. Совокупность идей, разделяемых определенной группой ученых-единомышленников. 3. Место или учебное заведение, где учат психологов, предлагают соответствующие знания, формируют умения и навыки профессиональной работы. 4. Специальное направление в непсихологических науках, где внимание ученых акцентируется на психологических причинах и факторах, объясняющих совокупность явлений, изучаемых в этих науках, Например, Ш.п. в литературоведении, Ш.п. в праве. 5. Базовая, исходная система знаний, которыми должен овладеть человек для того, чтобы получить право именоваться профессиональным психологом. Большинство известных научных Ш.п. в период своего возникновения и становления активно выступали против старых Ш.п., отвергая их и конкурируя с ними. Как правило, впоследствии сами эти школы разделяли судьбу ранее отвергнутых ими Ш.п., так сторонники новых Ш.п. не видели, старались не замечать достоинств тех Ш.п., которые они отвергали, а также не обращали внимание (не признавали) недостатков взглядов, которые они разделяли. Иногда название научной Ш.п. давалось по основному месту пребывания (месту жительства) соответствующей группы ученых, например Московская психологическая школа, Ленинградская психологическая школа, Вюрцбургская школа мышления, Австрийская психологическая школа, иногда-по имени известного ученого, возглавившего соответствующую Ш.п., например школа Л.С. Выготского, школа С.Л. Рубинштейна.
За рубежом Ш.п. стали в основном складываться в конце XIX-начале ХХ в. Основные из них: 1. Структурализм. Эта школа была создана в США Э. Титченером и занималась изучением струкруры сознания. 2. Вюрцбурская школа мышления. В ее состав входили О. Кюльпе, Н. Ах, К. Бюлер, О. Зельц. Основным предметом исследования в этой школе стало изучение динамики познавательных процессов, прежде всего мышления, и факторов, влияющих на эту динамику. 3. Функционализм. Эта школа оказалась практически одновременно представленной в Европе и в США. В странах Европы в данную школу входили Ф. Брентано, К. Штумпф, а в США-В. Джемс, Д. Дьюи, Д. Энджелл, Р. Вудвортс. Представители этой школы занимались исследованиями психических процессов с точки зрения выполняемых ими в жизни человека функций. 4. Французская школа психологии. Она была связана с именами Т. Рибо, П. Жане, Э. Дюркгейма, Л. ЛевиБрюля, Г. Тарда. Для этой школы центральными стали две темы исследований: изучение психики у больных и нормальных людей (сравнительный анализ) и исследование массовидных социально-психологических явлений, включая психологию толпы и психологию масс. 5. Описательная психология. Ее представляли В. Дильтей и Э. Шпрангер. Во второй пол. ХХ в. возникло множество других Ш.п. как в странах Европы, так и в США. В России и ряде других стран бывшего Советского Союза исторически сложились следующие Ш.п.: Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, Д.Н. Узназдзе. См. Венское психоаналитическое общество, Вюрцбургская школа (мышления), массовидные явления психики, психология описательная, структурализм, функционализм, Цюрихская школа, Чикагская школа (в психологии), школа психологическая Австрийская, школа психологическая Б.Г. Ананьева, школа психологическая Л.С. Выготского, школа психологическая Грузинская, школа психологическая Женевская, школа психологическая Ленинградская (Санкт-Петербургская), школа психологическая Московская, школа психологическая С.Л. Рубинштейна, школа психологическая Д.Н. Узнадзе.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
229.91 кб

Самарская психологическая школа супервизии

Ковшова Ольга Степановна
В статье рассматривается процесс подготовки специалиста в области клинической психологии.
Читать PDF
305.53 кб

Первая Всероссийская летняя психологическая школа

Битюцкая Екатерина Владиславовна, Сметанова Юлия Валерьевна
Читать PDF
80.03 кб

Психологическое сопровождение индивидуализации образования в школах

Крылова Ю.Г.
Посвящается отдельным теоретическим и практическим вопросам введения в школах элементов индивидуализации образования.
Читать PDF
8.25 мб

Исследования образа физического «Я» в различных психологических школах

Н.А. Каминская, А.М. Айламазян
Настоящая статья направлена на исследование современного состояния и систематизацию существующих представлений об образе и схеме тела.
Читать PDF
142.79 кб

Психологическая природа самореализации личности в различных научных школах

Кудинов Станислав Сергеевич, Авдеев Николай Павлович, Архипочкина Ксения Витальевна
В статье представлен анализ различных научных подходов к исследованию самореализации личности в отечественной и зарубежной науке.
Читать PDF
229.17 кб

Психологическая школа формирования метакомпетенций в профессиональной деятельности психолога

Лашкевич Евгения Константиновна, Трепачев Павел Михайлович, Шакирзянова Екатерина Викторовна, Бубновская Олеся Владимировна, Ротэряну Юлия Михайловна
Авторы статьи обосновывают актуальность развития метакомпетенций психолога как расширение личностного ресурса.
Читать PDF
195.37 кб

Научная школа "методология психологического сопровождения личности в педагогическом процессе"

Овчарова Раиса Викторовна
Читать PDF
123.12 кб

Психологическое сопровождение преемственности развития детей на этапе «Детский сад - начальная школа

Качимская А. Ю.
Обобщается опыт организации психологического сопровождения преемственности как системной и комплексной деятельности.
Читать PDF
299.49 кб

Шестая международная психологическая школа центра психологической поддержки «Развитие» СВФУ им. М. К

Мельникова Надежда Михайловна
Читать PDF
126.15 кб

Научная школа академика РАО, доктора психологических наук, профессора В. С. Мухиной «Феноменология р

Читать PDF
364.97 кб

Научная школа члена-корреспондента РАО А. В. Мудрика «Социализация и воспитание» (психологическая шк

Кирпичник Анатолий Григорьевич
Настоящий текст публикуется в связи с юбилеем А.В. Мудрика и ставит своей целью познакомить читателей нашего журнала с основными идеями, которые составляют основное содержание научной школы ученого.
Читать PDF
165.25 кб

Первая Всероссийская летняя психологическая школа студентов, аспирантов и молодых ученых «Архитектон

Сметанова Ю. В.
Читать PDF
203.86 кб

Московская зимняя психологическая школа (ЗПШ) студентов, аспирантов и молодых ученых «Психология соц

Рикель Александр Маркович, Соловьева Ольга Владимировна
Читать PDF
154.32 кб

Психология познания в современных исследовательских парадигмах: летняя психологическая научная школа

Чумакова М. А.
Читать PDF
565.78 кб

«Заразительные идеи» в «Отолпленной» массе: социально-психологическая школа в России на рубеже XIX-X

Бледный Сергей Николаевич
In the article the sources and the basic stages of formation of Russian social-psychological school at the end of XIX-the beginning of XX centuries are opened.

Похожие термины:

  • ШКОЛА: СЛУЖБА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

    психологическая служба в школе) - специализованное подразделение в системе народного образования, основная задача коего - обеспечение условий, способствующих полноценному психическому и личност
  • ШКОЛА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЖЕНЕВСКАЯ

    название научной школы, созданной выдающимся швейцарским психологом Жаном Пиаже. См. генетическая эпистемология, Пиаже Жан.
  • МОСКОВСКАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

    условное обозначение группы ученых-психологов, проживающих в Москве, и системы их научных взглядов. М.п.ш. и Ленинградская психологическая школа возникли в 60—80-е гг. ХХ в., когда между ведущими пред
  • ШКОЛА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГРУЗИНСКАЯ

    психологическое учение и ученые, занимающиеся психологическими исследованиями установки. Начало этим исследованиям было положено работами классика грузинской психологии Д.Н. Узнадзе. Ш.п.г. в на
  • Австрийская психологическая школа

    группа первых эмпирических психологов, возглавленная Ф. Брентано. Позднее Ш.п.а. эволюционировала в Вюрцбургскую школу мышления, которая, в свою очередь, предшествовала возникновению школы функци
  • Харьковская психологическая школа

    Категория. Неформальная организация психологов, которые работали в 30-е гг. в научных учреждениях Харькова. Специфика. Была ориентирована на развитие идей Л.С.Выготского и формулирование основ дея
  • ШКОЛА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ

    подходы и направления научных исследований в области психологии, возникших во Франции в конце XIX-начале ХХ в. Основные темы исследований, проводимые в Ш.п.ф., касались изучения психических процессо
  • ШКОЛА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ Б.Г. АНАНЬЕВА

    направление исследований и группы ученых, занимав шихся соответствующими исследованиями на факультете психологии Ленинградского университета в то время, когда его возглавлял Б.Г. Ананьев. Харак
  • ШКОЛА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ Л.С. ВЫГОТСКОГО

    направление исследований и большая группа ученых, разделяющих научные идеи и продолжающих учение Л.С. Выготского. Ш.п.В. насчитывает уже несколько поколений известных ученых. Первое поколение сос
  • ШКОЛА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ С.Л. РУБИНШТЕЙНА

    группа ученых-учеников и последователей С.Л. Рубинштейна, объединившихся вокруг его учения и продолжавших его в течение длительного времени. В эту группу ученых входили, в частности, Е.В. Шорохова,
  • ЛЕНИНГРАДСКАЯ (САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ) ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

    психологическая школа, возникшая в Ленинграде в годы советской власти и долгое время возглавляемая известными учеными В.Н. Мясищевым и Б.Г. Ананьевым. К Л.п.ш. как ее активные участники и сторонники