ШКОЛА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ
ШКОЛА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ
подходы и направления научных исследований в области психологии, возникших во Франции в конце XIX-начале ХХ в. Основные темы исследований, проводимые в Ш.п.ф., касались изучения психических процессов с выраженной направленностью на использование соответствующих знаний в клинической практике. Ш.п.ф. также включала исследования массовидных психических явлений (под прямым воздействием работ известных французских социологов Э. Дюркгейма и Г. Тарда). Главными методами, применявшимися в соответствующих исследованиях, был клинический и кросс-культурный. Основателем Ш.п.ф. считается Т. Рибо, который активно выступал за использование экспериментального метода в психологии, предложив, в частности, метод естественного эксперимента или «эксперимента, поставленного самой природой». Ему же принадлежит формулировка закона обратного развития памяти, который сыграл важную роль в клинико-психологических исследованиях. Кроме Т. Рибо к Ш.п.ф. (в ее клинически ориентированном направлении) относился также П. Жане. С именем Жане связано представление о трехуровневой структуре сознания (ощущения, память, «Я», или самосознание человека). Позднее на достижения Ш.п.ф. ориентировался также швейцарский психолог Ж. Пиаже. В целом работы названных выше французских ученых помогли расширить предмет психологии, включив в него не только бессознательное, но и коллективную психику. Работы ученых, представлявших Ш.п.ф., оказали существенное влияние на развитие российской психологической науки в первой пол. ХХ в. См. памяти обратного развития закон, психология клиническая, Рибо Теодюль.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007