ХАРЬКОВСКАЯ ШКОЛА это что такое ХАРЬКОВСКАЯ ШКОЛА: определение — Психология.НЭС
ШКОЛА СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ

ШКОЛА ХАРЬКОВСКАЯ

Найдено 2 определения термина ШКОЛА ХАРЬКОВСКАЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ШКОЛА ХАРЬКОВСКАЯ

харьковская психологическая школа) - неформальная организация психологов, работавших в 30-е гг. в научных учреждениях Харькова над развитием идей Л. С. Выготского и формулированием на их базе основ подхода деятельностного. К этой школе принадлежали: А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, П. И. Зинченко, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин и др.

Оцените определение:

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

ХАРЬКОВСКАЯ ШКОЛА

англ. Khar'kov school) - группа психологов, работавших примерно с 1931 г. в ряде научных учреждений Харькова и развивавших идеи Л. С. Выготского в "деятельностном ключе" (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин, П. И. Зинченко, В. И. Аснин, Г. Д. Луков, О. М. Концевая, К. Е. Хоменко и др.). Особенно большой разработке подверглась в X. ш. проблема "практическая деятельность и сознание". В теоретических, экспериментальных и практически ориентированных работах X. ш. развивались идеи о сознании как особой деятельности, включенной в практическую деятельность и "обслуживающей" ее; об идеальном отображении предмета деятельности в сознании, которое происходит поэтапно: сначала человек (ребенок) "действует понятийно" и лишь впоследствии начинает мыслить в понятиях, причем слово (речь) играет роль необходимого условия этого процесса; о психологическом различии между средством деятельности у животных и орудием деятельности у человека; о макроструктуре человеческой деятельности и соотносимой с ней структуре сознания; об особенностях различных психических процессов в зависимости от разного включения их в структуру деятельности; о возникновении психического отражения в ходе эволюции; об этапах развития психики и сознания и др. Работы X. ш. внесли значительный вклад в становление деятельностного подхода в психологии и в разработку теории деятельности Леонтьева.

Вместе с тем история X. ш. и отношение ее исследований к идеям Выготского представляет собой в известной степени "белое пятно" в историографии психологии. По известным историческим причинам многие работы X. ш. либо публиковались в малодоступных и малотиражных сборниках тех лет (г. о. на украинском языке), либо остались неопубликованными. В настоящее время в связи с возросшим интересом в мировой психологии к теории деятельности Леонтьева представляется необходимым реконструировать этот этап развития отечественной психологической науки во всей его полноте и целостности. (Е. Е. Соколова.)

Добавление: К нач. 1930-х гг. идеологическая атмосфера в М. начала сгущаться. Относительно безопасней было на периферии. Это стало главным мотивом отъезда (бегства) ученых из М. Первым приютом в Харькове для Лурия, Леонтьева, Запорожца оказалась Всеукраинская психоневрологическая академия (Харьков в те годы был столицей Украины). Леонтьев, по его словам, отошел от Выготского и претендовал на новое направление в психологии, получившее впоследствии наименование деятельностный подход или психологическая теория деятельности. Нач. этому было положено в замечательных исследованиях разнообразных психических действий, а не с теории, не со структуры деятельности, артикулированных значительно позже. Изучению подвергались: простейшие орудийные действия ребенка (Гальперин); сенсорные действия, в т. ч. цветочувствительность кожи ладони (Аснин, Запорожец, Леонтьев); двигательные навыки, в т. ч. формируемые неосознанно (Аснин); умственные действия, формируемые в контексте наглядно-действенного и логического мышления (Аснин, Запорожец, Хоменко); формирование образа в условиях активного и пассивного осязания (Т. О. Гиневская, Л. И. Котлярова); мнемические действия при произвольном и непроизвольном запоминании (Зинченко); генезис эстетического восприятия у детей (Д. М. Ареновская, Запорожец, Хоменко); осознание речи в процессах игры у дошкольников (Луков); формирование понятийного мышления у детей (Концевая).

Лурия продолжал исследования аффективной сферы и в 1937 г. защитил в Харькове докторскую диссертацию. Разумеется, на методах и результатах исследований продолжало сказываться влияние Выготского, труды которого к середине 1930-х гг. были запрещены. После перерыва, вызванного войной (1941-1945) многие исследования продолжились в М. и Харькове. (В. П. Зинченко.)

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.

Найдено рефератов по теме ШКОЛА ХАРЬКОВСКАЯ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Высшая техническая школа и инженерное образование в современных условиях. Психолого-акмеологический

Козлова Н.В., Берестнева О.Г.
Рассматривается приоритетная сущностно-личностная концепция образования и качественно новый подход к проблеме обучения современного специалиста с опорой на теорию и методологию акмеологии. Представлена основная стратегия обучения с опорой на систему акмеологического знания. Определены подходы выявления у студентов личностных ресурсов и трудностей в профессиональном развитии средствами компьютерной системы оценки качества образования.
Скачать PDF

Первая Всероссийская летняя психологическая школа студентов, аспирантов и молодых ученых «Архитектон

Сметанова Ю.В.
Скачать PDF

Всероссийская научная школа молодежи «Инновационная личность: диагностика, становление, психолого-об

Скачать PDF

Психофизиологическая школа Е. Н. Соколова

Черноризов Александр Михайлович
В статье дается краткий обзор истории формирования одной из ведущих научных школ в отечественной психофизиологии - школы профессора Московского университета Е.Н. Соколова. Описываются основные этапы в развитии школы и соответствующие им научные достижения, анализируются теоретические и экспериментальные аспекты ключевых идей школы.
Скачать PDF

Московская зимняя психологическая школа (ЗПШ) студентов, аспирантов и молодых ученых «Психология соц

Рикель Александр Маркович, Соловьева Ольга Владимировна
Скачать PDF

Первая Всероссийская летняя психологическая школа

Битюцкая Екатерина Владиславовна, Сметанова Юлия Валерьевна
Скачать PDF

Психология познания в современных исследовательских парадигмах: летняя психологическая научная школа

Чумакова М.А.
Скачать PDF

Нейропсихология и школа

Пылаева Наталия Максимовна, Ахутина Татьяна Васильевна
Цель статьи - ознакомление широкого круга психологов, педагогов, дефектологов и воспитателей (в том числе работающих в группах и классах инклюзивного обучения) с основами нейропсихологии детского возраста и нейропсихологического подхода к диагностике, профилактике и коррекции трудностей обучения. За последние 10-20 лет возникла новая область психологической науки и практики - школьная нейропсихология. Построенная на идеях Л.С. Выготского и А.Р. Лурия школьная нейропсихология активно внедряется в психолого-педагогическую практику, эффективность ее методов подтверждается специальными исследованиями. К сожалению, далеко не все работники просвещения и даже коллеги-психологи представляют задачи и методы этого подхода к помощи детям. Данная статья направлена на заполнение этого пробела.
Скачать PDF

Научно-образовательная школа «Интегральная индивидуальность человека и психолого-педагогическое обес

Скачать PDF

Школа А. Н. Леонтьева и ее роль в развитии деятельностного подхода в психологии

Соколова Е.Е
Статья посвящена истории и современному состоянию школы Алексея Николаевича Леонтьева (1903-1979), выдающегося отечественного психолога, первого декана факультета психологии МГУ, внесшего наиболее существенный вклад в создание и развитие деятельностного подхода в психологии. Подробно рассмотрены этапы научной биографии А.Н. Леонтьева, выделены и проанализированы основные положения разрабатываемой его школой «неклассической психологии», истоки которой восходят к Л.С. Выготскому. Особое внимание уделено анализу предложенного в школе А.Н. Леонтьева решения проблем предмета психологии, природы психического как специфической функции деятельности, соотношения внутренней и внешней деятельности, единиц психологического анализа и развития психики. Выделены также перспективные линии разработки общепсихологических идей школы А.Н. Леонтьева.
Скачать PDF

«Заразительные идеи» в «Отолпленной» массе: социально-психологическая школа в России на рубеже XIX-X

Бледный Сергей Николаевич
In the article the sources and the basic stages of formation of Russian social-psychological school at the end of XIX-the beginning of XX centuries are opened. The direction of public idea syntliesized approaches in the field of humanitarian and natural sciences at studying sociopolitical processes. The authority of the Russian social psychological school is connected to such names as V. Bchterev, V. Hvostikov, L. Petrazhitskiy, N. Kareev, P. Struve, N. Mihajlovskiy, P. Sorokin etc. In their works the psychological bases of manipulative influences are investigated, specificity of Russian society is studied, forms and mechanisms of influence on mass and crowds..
Скачать PDF

Тренинг для родителей учащихся 5 классов «Школа родительской компетентности»

Селюкова Маргарита Алексеевна, Сиденко Елена Александровна
В статье рассматриваются психологические аспекты проблемы подросткового воспитания. В статье представлен тренинговый метод решения проблемы формирования родительской компетентности.
Скачать PDF

Похожие термины: