ШКОЛА АВСТРИЙСКАЯ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

АВСТРИЙСКАЯ ШКОЛА
Группа ранних эмпирических психологов, возглавляемая богословом, философом и психологом Францем Брентано. Основное внимание уделялось скорее актам или процессам сознания, чем содержанию, как у последователей Вундта. Позже это направление развилось в Вюрцбурскую школу и было предвестником функционализма. См. психология акта.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ШКОЛА АВСТРИЙСКАЯ
школа Грацкая) - группа исследователей - X. Эренфельс, С. Витасек, В. Бенусси и прочие - работавших в основном в Грацком университете с 80-х гг. XIX в. по 10-е гг. XX в. под руководством психолога и философа А. Мейнонга. В постановке и разработке проблемы целостности сознания школа исходила из концепции Ф. Брентано. Было введено понятие гештальт-качества как обозначение целостности психического образа и сознания в целом, его несводимости к сумме составляющих его ощущений. Гештальт-качество считалось высшим представлением, возникающим на основе низших представлений - ощущений и прочего - в результате особого продуктивного духовного акта. Защищая тезис о необходимости активности субъекта для появления целостного психического образа, представители школы пытались доказать его справедливость экспериментально. Школа австрийская подготовила переход от элементаристской стратегии к целостной, позже предложенной гештальт-психологией и школой Лейпцигской. Она поставила проблему выделения иных, чем в психологии ассоцианистской, единиц сознания, проблему целостно-образующих, системно-образующих факторов его, проблему активности субъекта в построении целостного образа (что неправомерно игнорировалось гештальт-психологией). Школа внесла свой вклад в разработку проблем восприятия пространства, времени, кажущегося движения и прочих, а также ряда философских, гносеологических и этических вопросов.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

АВСТРИЙСКАЯ ШКОЛА
в нее входили Х.Эренфельс, С.Витасек, В.Бенусси и др., работавшие в Грацком университете с 80-х гг. XIX в. до начала XX в. под руководством философа, психолога А.Мейнонга, основавшего в 1894 году первую в Австрии лабораторию по экспериментальной психологии; заметам, что Мейнонг развивал также идеи своего учителя Ф.Брентано, который был непосредственным наставником Э. Гуссерля. А.ш. известна в мире своими разработками в русле теоретико-экспериментальных проблем, связанных с изучением целостности сознания. Х.Эренфельс ввел в психологию термин «гештальт-качество», для денотации-индексации целостности психического образа, психических моделей, и сознания в целом; на материале оптико-геометрических иллюзий, были исследованы экспериментально патологии, аберрации восприятия, а также предикаты, характеристики целостных психоконститутивов; можно сказать, что А.ш. дала толчок для перехода от элементаристской психологии или, как ее называют, ассоциативной, к целостному подходу, который был впоследствии предложен гештальтпсихологией, хотя стоит заметить, что ученые А.ш. не вышли сами за пределы элементаристского способа, критериев методик гностицирования объектов познания; так, например, они считали гештальт-качество, мелодию, форму, деталь, элементом восприятия, которое можно присоединить к исходной сумме звуков, акустических моделей или визуальных ощущений автоматически, что доказывал Х.Эренфельс; или же в результате продуктивного духовного акта, суммы актов, что доказывал А.Мейнонг. А.ш. обозначила проблемы других единиц анализа, индексации сознания в отличие от ассоциативной психологии, например, проблему активности субъекта в построении-тектонизации целостного образа, что, кстати, было не принято в дальнейшем сторонниками гештальтпсихологии и гештальтерапии; А.ш. разрабатывала также проблемы перцепции пространства, визуально-геометрических конститутивов-иллюзий, а также целый рад философских, этических, логических и гносеологических вопросов, имеющих непосредственное отношение к психологии.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

АВСТРИЙСКАЯ (ГРАЦКАЯ) ШКОЛА
группа исследователей (X. Эренфелъс, С. Витасек, В. Бенусси и др.), работавших с 1880-х по 1910-е гг. в основном в Грацком ун-те под руководством философа и психолога А. Мейнонга, основавшего в 1894 г. первую в Австрии лабораторию экспериментальной психологии и развивавшего в теоретическом плане идеи своего непосредственного учителя Ф. Брентпано. А. ш. известна прежде всего теоретико-экспериментальной разработкой поставленной Эренфельсом проблемы целостного сознания. Именно Эренфельс ввел термин "гешталып-качество" для обозначения целостности психического образа (т. е. несводимости его свойств к сумме свойств составляющих его ощущений) и сознания в целом. В А. ш. были исследованы (в т. ч. экспериментально - на материале оптико-геометрических иллюзий, патологии восприятия) свойства некоторых целостных психических образований. Тем самым А. ш. подготовила почву для перехода психологии от элементаристской стратегии познания, характерной, напр., для ассоциативной психологии, к целостному подходу, развивавшемуся гештальт-психологией и лейпцигской школой, хотя в целом представители А. ш. не вышли за пределы элементаристского способа познания. Они считали качество целостности ("гештальт-качество") - напр, мелодию, форму - еще одним элементом восприятия, присоединяющимся к исходной сумме ощущений как новый элемент - "автоматически" (Эренфельс) или в результате особого "продуктивного" духовного акта (Мейнонг). Отсутствием или наличием такого акта объяснялись в А. ш. отсутствие или возникновение оптико-геометрических иллюзий и особенности восприятия музыки, в частности амузия (Витасек, Бенусси).
Вместе с тем А. ш. поставила проблему др. единиц анализа сознания, нежели в ассоциативной психологии, проблему целостно-образующих факторов и проблему активности субъекта в построении образа (что игнорировали гештальт-психологи), а также внесла свой вклад в разработку проблем восприятия пространства, перцептивных иллюзий, гносеологических и этических вопросов. (Е. Е. Соколова.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004