Шкалы техники общения . Н. Д. Творогова

Найдено 1 определение:

Шкалы техники общения (ШТО). Н. Д. Творогова

Предназначены для выявления техники О. Шкалы разрабатывались на основе применения вербальной методики, включающей экспертный метод (внеш. оценки наблюдателей) и метод самооценки. Под термином «техника О.» (ТО) автором понимается набор действий и операций, используемых личностью для достижения той или иной своей цели О. и учитывающих особенности ситуации взаимодействия. Всякий процесс О. требует использования нек-рой системы средств. Рассматривая ТО прежде всего, как операциональную составляющую процесса О. (хотя и в ее взаимосвязи с мотивационной, целевой, когнитивной, эмоциональными составляющими О. личности), предложена не только методика количественной оценки техники О., но и ее уровня («низкий», «средний», «высокий» уровень техники О.) относительно и в контексте процесса О. (так, техника О., характеризующаяся высоким уровнем в контексте аффилиативного О. личности, может в то же время не соответствовать этому уровню, будучи включенной, в ее учебную деятельность). Уровень ТО динамичен, в связи с чем, актуальна диагностика ее уровня в каждый конкретный период времени. Методика позволяет выделить 28 характеристик, к-рые объединены в 4 группы показателей техники О.: 1) вербальные средства О., 2) экспрессивные средства О., 3) показатель эмпатии, 4) поведенческие навыки О. Разработано 3 варианта методики. Вариант А структурированная интерпретация суждений экспертов (информантов) о членах своей группы (peer-rating - оценка знакомых). Использование данного варианта методики устраняет след. недостатки, свойственные отдельным информантам: предубеждение, идиосинкразию, отсутствие знаний по какому-то вопросу и др. В кач. информантов для оценки ТО выбирались люди (3 человека), к-рые не менее 2 лет находились в продолжительных контактах в естеств. обстановке с обследуемыми. Каждый информант перед началом работы получает инструкцию, в к-рой описана процедура оценивания ТО, список обследуемых и бланки, каждый из к-рых заполняется на одного обследуемого и содержит набор элементов ТО и шкалы их оценки. Оценка дается информантами независимо. Информантом ставится в соответствие ТО каждого обследуемого 28 характеристик. Наличие показателя-признака, характеризующего ТО, определяется большинством голосов 3 наблюдателей. Индивидуальный балл подсчитывается методом суммирования наблюдаемых показателей-признаков ТО. Валидность (различительная способность) показателей оценивалась с помощью коэффициента четырехклеточной корреляции индивидуального балла с данным показателем. Построены нормированные шкалы ТО для групп разл. уровня развития. Вариант Б - оценка уровня ТО с помощью самооценки. Вариант Б параллелен варианту А, результаты их применения легко сопоставимы друг с другом. Показатели ТО, представленные в шкале самооценки ТО, характеризуются высокой различительной способностью. На основании распределения сырого индивидуального балла построена 3-балльная шкала самооценки уровня ТО. Вариант В - модификация варианта Б, но в отличие от него представлен в форме личностного опросника. Шкалу ТО в этом варианте легко совмещать с др. личностными опросниками, со шкалой лжи. Шкала нормирована. Лит.: Творогова Н. Д. Техника общения студента и его успешность на экзамене // Потребности и мотивы учебной деятельности студентов медвузов. М., 1976; Она же. Методика техники общения // Практикум по психодиагностике. Прикладная психодиагностика. М., 1992; Она же. Общение: диагностика и управление. М., 2002. Н. Д. Творогова
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Техника выявления неискренности партнера по общению

Сергеев Анатолий Анатольевич
Скачать PDF

ОСОБЕННОСТИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ КОНСТРУКТОВ Дж. КЕЛЛИ

Дмитриева Л.Г., Солонина Е.Л.
Скачать PDF

Эмоциогенность общения «врач пациент» как коммуникативная проблема устного медицинского дискурса

Жура Виктория Валентиновна
В статье проводится изучение эмоциогенности устного медицинского дискурса как одного из факторов, осложняющих коммуникацию врача с пациентом. Целью работы стало определение аспектов эмоциогенности данного дискурса. К ним отнесены эмоционально заряженные темы, дискурсивные эмоции его участников, способы реагирования на них врачом и пациентом. Установлены особенности вербализации эмоций врачом и пациентом, их дезорганизующее влияние на развитие устного медицинского дискурса, определены способы оптимизации коммуникации.
Скачать PDF

Психолого-педагогические условия преодоления трудностей общения младших школьников

Габуева Е.М., Непомнящий А.В.
Скачать PDF

Из опыта коррекционной работы в сфере детского общения

Борисова Н.П., Габуева Е.М.
Скачать PDF

Инженерная психология, техника и психика

Ткачев И. И.
Скачать PDF

Проективная методика «Квартира» как диагностика эмоционально-мотивационных компонентов общения в мал

Перевозкин Сергей Борисович
Рассматривается роль психометрических показателей в проективных методиках. Предложена рисуночная методика «Квартира», предназначенная для диагностики эмоционально-мотивационных компонентов общения в малой группе. Осуществлена психометрическая проверка методики, приводятся результаты данной проверки.
Скачать PDF

Средства массовых коммуникаций в структуре общения

Волкова А.И.
Скачать PDF

Коммуникативная активность человека: общение с другими людьми и с собой

Васюра С. А.
Рассматриваются вопросы психологии коммуникативной активности человека: понятие, подходы к изучению, формы проявления. Уделяется внимание феномену общения человека с самим собой. Представлены результаты собственного исследования стилей коммуникативной активности, выполненного с позиций теории интегральной индивидуальности. Описываются разные стили коммуникативной активности мужчин и женщин, проявляющиеся в общении с другими людьми.
Скачать PDF

Проблема использования невербальных средств общения в профессиональной деятельности учителя

Романова М. В.
Мы попытались изучить проблему педагогического общения в профессиональной деятельности учителя с помощью различных методов и методик. По результатам исследований было установлено, что небольшая доля учителей владеют своей жестикуляцией, адекватно и уместно способны использовать различные средства невербального общения в ходе урока. Однако эти недостатки и трудности легко устраняются при целенаправленной работе над невербальной стороной педагогического общения, при проведении ряда специальных тренингов и глубоком самоанализе.
Скачать PDF

Особенности проявления самоконтроля в профессиональном общении врача-стоматолога

Кипиани А.И.
Скачать PDF

О качестве библиотечного общения

Езова Светлана Андреевна
Раскрывается подход к качеству библиотечного общения в ракурсе концепции отношений личности (В. Н. Мясищев) и теории активности (В. Д. Небылицын); характеризуются зарубежные теории межличностных отношений.The approach to the quality of library contacts from the viewpoint of the conception of personality relations (V. N. Mjasischev) and theory of activity (V. D. Nebylitsyn) is shown. Foreign theories of interpersonal relations.
Скачать PDF

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: