ШКАЛИРОВАНИЯ МЕТОДЫ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

ШКАЛИРОВАНИЯ МЕТОДЫ
методы психологического исследования, связанные с использованием различных шкал в качестве измерительных инструментов при изучении тех или иных психических явлений. См. шкала.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Методы шкалирования
Словообразование. Происходит от лат. scala - лестница.
Категория. Применение количественных показателей для оценки отношения индивида к определенным объектам, в качестве которых могут выступать физические или социальные процессы.
Виды. Для осуществления процесса субъективного шкалирования существует ряд методов, характеризующихся определенными правилами, по которым числа приписываются тем или иным качествам объектов. В рамках классической психофизики применяются методы средней ошибки, минимальных измерений, постоянных раздражителей. К новым психологическим методам относятся, во-первых, прямые методы, такие как уравнивание интервалов, прямая числовая оценка, парное сравнение, ранжирование, во-вторых, непрямые методы, например, фехнеровский метод шкалирования едва заметных различий.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ШКАЛИРОВАНИЯ, МЕТОДЫ
Просто, процедуры шкалирования. Хотя столетие исследований по конструированию психологических шкал дало десятки вариаций, наиболее распространенные процедуры можно распределить по трем общим классам. 1. Шкалирование интервалов. Субъектов просят оценить стимулы на основе интервалов или различий. В делении пополам субъект должен установить стимул так, чтобы он находился посередине между двумя другими стимулами; при категориальной оценке он должен распределить различные стимулы по малому числу категорий; в методе равно выглядящих интервалов стимулы должны распределяться по группам так, чтобы интервалы между ними были субъективно равными. 2. Шкалирование отношений. Субъект оценивает субъективный опыт, приписывая номера, либо прямо или косвенно, стимулам так, чтобы они отражали их величину, оцененную в ощущениях. При оценке величины каждому стимулу назначается номер, отражающий его пропорциональную интенсивность относительно некоторого стандарта; например, если стандарту присвоен номер "10", то стимулу, субъективно в два раза большему, присваивается "20", на половину меньшему – присваивается "5" и т.д. В методе продуцирования (эталона) субъекта просят произвести стимул, который соответствует некоторому пропорциональному значению стандарта, например, в два раза ярче, соответствующий одной трети по громкости и т.д.; эта процедура также называется методом приспособления. При взаимном сопоставлении модальностей величины получаются косвенным путем; например, громкость тона регулируется так, чтобы он звучал настолько же громко, насколько тяжелым ощущается данный вес. 3. Неметрическое шкалирование. Это процедуры для шкалирования психологических переменных, которые являются не-метрическими, то есть с которыми просто нельзя иметь дело в форме шкап интервалов. В эту группу попадают шкалы предпочтений, вкусов, суждений о ценностях и т.п. Типичная методика здесь состоит в том, что субъекту предъявляют пары стимулов и просят его оценить их в терминах желательности или предпочтения; например, выбрал бы субъект скорее бутерброд с сыром или бутерброд с ветчиной. Имеется несколько математически сложных процедур, с помощью которых эти упорядоченные суждения могут быть представлены в виде истинных шкал интервалов. См. многомерное шкалирование.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

МЕТОДЫ ШКАЛИРОВАНИЯ
англ. methods of scaling) - методы субъективной количественной оценки (измерения) свойств разнообразных объектов (физических, эстетических, социальных, психических и др.).
Для измерения интенсивности ощущения классическая психофизика пользовалась законом Фехнера, который впервые установил количественное отношение между физической и субъективной величинами (т. н. основной психофизический закон). Согласно этому закону, воспринимаемая интенсивность ощущения пропорциональна логарифму величины стимула. Однако основной психофизический закон формулирует некоторую зависимость между величинами ощущения и раздражителя только для случаев, когда изучаются параметры объекта, относящиеся к характеристике интенсивности (вес, яркость и т. д.). Чаще встречаются сложные, многомерные объекты, признаки которых не имеют физических мер. Такие признаки многомерных объектов, а также явлений эстетического и социального характера оказываются вне сферы действия закона Фехнера, но м. б. количественно выражены с помощью методов современной психофизики (С. Стивене, Л. Терстоун). Исследования многих авторов показали возможность новыми методами количественно характеризовать любые воспринимаемые, представляемые или мыслимые стимулы. К этим методам (которые в отличие от "непрямых" методов классической психофизики называются "прямыми") относятся: уравнивание интервалов, прямая числовая оценка, парное сравнение, ранжирование (о последних 2 методах см. Измерения в психологии).
1. Метод прямой субъективной оценки величины стимула с использованием стандартного раздражителя и ряда переменных. Стандарт (модуль) обозначается некоторым удобным числом (1,10 или 100). Задача испытуемого - обозначить числами переменные раздражители так, чтобы эти числа отражали величину отношений между стандартным и переменным.
2. Метод отбора из ряда раздражителей субъективно-половинного или удвоенного раздражителя по сравнению с некоторым исходным стандартным раздражителем, затем половинный или удвоенный по сравнению с только что подобранным раздражителем и т. д.
3. Метод равных интервалов. Этот метод применяется в том случае, когда к 2 данным раздражителям требуется найти 3-й, который должен находиться посередине между данными раздражителями, т. е. он субъективно должен настолько же отличаться от 1-го, насколько и от 2-го. Можно провести деление дальше: между одним из первоначально данных и найденным раздражителем найти промежуточный.
На основе этих методов разработаны субъективные шкалы для громкости, высоты, длительности звука, силы болевого раздражения, для веса, яркости, запаха, вкуса, температуры и т. д. Но эти же методы с некоторыми ухищрениями можно использовать для построения субъективных шкал, напр., для произведений живописи или литературы, сказочных персонажей, писателей, городов и т. п. См. также Кроссмодальное сравнение, Шкалирование многомерное, Шкалирование неметрическое.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
302.11 кб

Шкалирование результатов тестирования учащихся. Информационно-энтропийный метод

Семкин Б. В., Стальная М. И., Ведманкин А. В.
В статье описаны проблемы, возникающие при оценке знаний студентов, изложен новый универсальный метод шкалирования на основе теории информации и теории вероятности, который был апробирован в Алтайском государственном техническом у
Читать PDF
603.23 кб

Анализ ээг-отведений испытуемых с дисциркуляторной энцефалопатией методом многомерного шкалирования

Новикова Анна Ивановна, Кижеватова Елена Александровна
Рассмотрено использование метода многомерного шкалирования программного комплекса STATISTICA с целью повышения информативности электроэнцефалографического (ЭЭГ) метода исследования.
Читать PDF
562.87 кб

Перспективы применения метода многомерного шкалирования при осуществлении электроэнцефалографическог

Матуа С. П., Рудковский М. В.
Читать PDF
501.89 кб

ЭЭГ мониторинг с применением метода многомерного шкалирования при антидепрессивной монотерапии мокло

Каркищенко В. Н., Рудковский М. В.
С помощью метода многомерного шкалирования подбиралась индивидуальная фармакотерапия депрессивных больных.
Читать PDF
532.01 кб

Анализ ЭЭГ испытуемых с дисциркуляторной энцефалопатией методом многомерного шкалирования по когнити

Новикова Анна Ивановна, Мороз Калерия Александровна, Кижеватова Елена Александровна
Введение. Статья посвящена анализу ЭЭГ-данных больных с дисциркуляторной энцефалопатией и здоровых испытуемых методом многомерного шкалирования.

Похожие термины:

  • МЕТОД ШКАЛИРОВАНИЯ

    методы, обеспечивающие применение количественных показателей для оценки отношения испытуемых к определенным объектам, в качестве коих могут выступать процессы физические или социальные. Для пр